Для людей, часто ездящих по Европам, становится все обыкновенным, как каждодневный вид из окна своего дома. Самые яркие впечатления, можно поспорить, остаются от первого путешествия.
Человека, который, если и представлял себя в панораме Европы, то, прежде всего в лондонском тумане, а с музейными ценностями Парижа довольствовался знакомиться интерактивно, в поездке во Францию привлекала первоначально будничная жизнь европейцев.
С месяцем май в этом году встретились в Москве. Московские дагестанцы отметили его соответственно устоявшемуся имиджу – по-спортивному. В дружеской встрече футболистов дагестанских диаспор победила команда Московской области. Команды разъехались по домам с разных вокзалов. А группу артистов из Махачкалы ждал поезд специального назначения на Белорусском вокзале.
БЕЛАЯ РУСЬ
Ночные виды за окном оставляли простор для воображения. Движение по старой Смоленской дороге, издавна соединявшей Москву с европейскими государствами, высвечивало в памяти факты из «Истории Отечества». Первый масштабный всеевропейский вооруженный конфликт
1618-1648 годов вошел в летописи, как Смоленская война. Но звание «Город-герой» древнее русское поселение получило за стойкость в Великой Отечественной войне. Строки знаменитого стихотворения Александра Твардовского «Я убит подо Ржевом» под аккомпанемент железных колес:
Может быть, побратимы,
И Смоленск уже взят?
И врага вы громите
На ином рубеже,
Может быть, вы к границе
Подступили уже?
Еще до границы, еще до Смоленска высветились огни еще более древнего русского города Вязьмы, в тринадцатом веке управляемого Андреем Долгоруким. Скрывающийся в ночной тьме памятник паровозу Э-4290 на вокзале мы увидели в дневном свете только через две недели на обратном пути в Москву. В День независимости России – 12 июня жители и гости «Города воинской славы» освежили память церемонией у камня Романовых и экскурсией по Спасской башне, в которой находится Вяземский историко-краеведческий музей. Но а мы ровно месяц назад сфотографировались с рекордсменом в истории паровозостроения, установленным в ознаменование подвигов железнодорожников Вяземского узла. Это на обратном пути, а к границе нас мчал другой современный электровоз. К Российско-Белорусской, потом через Оршу, Минск, Барановичи к Белорусско-Польской границе.
Брест встретил дождем. Проливным на первый взгляд, казалось, благодатным и приветствующим. Слушая новости об июньских наводнениях в Европе, представляешь подобный водопад с неба, только льющий неделями. В тот день, хотя дождь был недолгим, стал испытанием для дагестанских туристов.
– Дождь начался ровно, как мы вышли, и закончился, как мы сели в автобус, – заметила наш гид Мария Арманд.
Было ли это предупреждением о предстоящих через месяц наводнениях или проверкой на выносливость артистов из Махачкалы, едущих на фестиваль в Париж?! Танцоры и музыканты из Центра эстетического воспитания «Радуга» со своими дорожными сумками справились быстро, хотя и промокли. И побежали помогать канатоходцам, тяжелая металлическая аппаратура и реквизит которых превратили каждую ступеньку на высокий железнодорожный мост в лестницу-штурмовку. Восхождение на канат можно было назвать полетом в сравнении с этими переходом. А ведь рядом с платформой был выход на площадку, куда можно было подогнать автобус. Но российский характер, настроенный на героизм и страдание, должен был проявиться как-то. Незнание и нетерпение оказало вот такую службу, сбив с пути и убив время, а главное, задав невезение с нашим первым туристическим автобусом (об этом позже). Оевропеившись за декаду пребывания в Старом Свете, на обратном пути
11 мая, в День Государственного герба Республики Беларусь и Государственного флага Республики Беларусь, дагестанские артисты нашли более удобный выход к автобусу. Хотя до идеала не дошло и на этот раз, но движение приветствуется независимо от скорости… Но только не в случае захватнической войны. Брест 2 мая 2013 года на рассвете под бурным дождем отличался и от Берестье, упомянутого в «Повести временных лет», и от родины Бресткого мира 1918 года, и от города-крепости, первым принявшего удар Великой Отечественной войны. Белорусский город, который за свою историю принадлежал то России, то Украине, то Польше, то Германии, готовился ко Дню Победы, через год после которой были уточнены государственные границы между СССР и Польской Народной Республикой. ПНР в 1946 году были переданы восемь населенных пунктов, и с тех пор граница между Польшей и Беларусью не менялась. 69 лет назад у немецких захватчиков, гонимых в обратном порядке, на советско-польской границе не спрашивали паспортов. Мы, подъезжая к переходу Белоруссия – Польша, прежде чем раскрыть заграничные паспорта, привели в порядок вещи: не осталась ли у кого колбаса или ветчина. Если на провоз алкоголя и табачной продукции на польской границе существуют всего лишь ограничения, то ввоз любых продуктов животного происхождения строго запрещен. Поэтому ускоренно уничтожались запасы мясных продуктов. Но старания было некому оценить, и белорусских, и польских таможенников интересовали только документы. Внушали доверие
36 дагестанцев и 16 осетин, преподавшие в этой поездке уроки поведения нашим ребятам (об этом тоже дальше).
– Теперь можете спрятать паспорта, – объявила наш гид. – Они вам больше на границах не понадобятся.
Шенгенская зона.
POLSKA
Вербальная формула мастера аффирмации Луизы Хей «Путешествие за тысячу миль начинается с одного шага» получила новое сопровождение – шелест колес. Водители автобуса с ласковым именем на борту «Васик» Дарек и Чарек освещали улыбкой дорогу и салон. Веселый чертенок, висящий в их кабине, упорно напоминал пса Рекса из популярных в детстве польских мультфильмов про Болека и Лелека. Видимо, шли какие-то биотоки от бронзового памятника мультперсонажам, установленным на берегу притока Вислы Бяла, который лежал в стороне от нашего маршрута. Наш «Васик», проехав несколько десятков километров после границы, выпустил нас у комплекса Pajero: отель, заправка, магазины и Kantor – обменник, которые потом встречались на каждом шагу. Войдя в Евросоюз и Шенгенскую зону, Польша сохранила свою валюту – злотые: 1 злотый – 10 рублей. «Паджеро» – это завораживающее название из уст гида звучало еще на белорусской территории, но бревенчатый сказочный городок превзошел ожидания новичков, бросившихся фотографироваться рядом с деревянными фигурами и на фоне соломенных навесов.
Находящуюся в 20 километрах от белорусской границы деревню Horbów роднили с соседями не только причудливые срубы, но и деревянная православная церковь с иконой Девы Марии, и могила советских солдат, и около тридцати деревень в России со сходным названием Горбово, одна из которых в Смоленской области лежала на нашем пути следования. Разглядеть ее не удалось, но нет сомнений, что поспорить с польским Хорбовом ей будет сложно. Скошенные избушки, отапливаемые дровами, когда-то, может, и могли называться примером русского зодчества, но без бережного отношения и постоянного ухода зачахли. Аккуратные домики в польских деревнях, окруженные ухоженными садами и огородами, говорили о трудолюбии их хозяев.
«Когда цвели сады» – голос польско-советской певицы Анны Герман сопровождал сменяющиеся в окне автобуса пейзажи. Цветущие декоративные и плодовые деревья и кусты усиливали атмосферу волшебства, но больше сказочности добавляли в картину корявые причудливые саженцы, еще без листьев, напоминавшие живые деревья из «Гарри Потера». При пытливом рассмотрении оказалось, что это сорт карликовых яблонь. Яблоня занимает первое место в плодоводческой продукции Польши, в урожайные годы здесь собирается около 3 млн тонн плодов. Сборы яблок в этой восточно-европейской стране с умеренным климатом в три раза больше, чем их потребление. Миллион тонн перерабатываются на яблочный концентрат, пюре и мармелад, почти столько же свежих фруктов идет на экспорт. Вот откуда и на дагестанских рынках польские яблоки, после знакомства с деревьями, на которых они произрастали, непременно хочется попробовать. Дождемся осени с новым урожаем.
В приграничных селах Польши открыли свои фирмы белорусы и россияне. Здесь более благоприятные условия для бизнеса. Большинство из них уехали из России в начале 90-х годов прошлого века. Надписи на русском языке, встречавшиеся вдоль дорог, давали представление об их занятиях: строительство, автосервис, торговля.
Признание бывшего советника Бориса Ельцина Сергея Станкевича, переехавшего в Польшу, газете «Жеч Посполита»: «Хорошая страна в такой хороший момент, какого уже давно не было в ее истории» объясняет надежды не только потомков Николая Коперника и Фредерика Шопена, но и выходцев из когда-то великой империи.
Польский фантаст Станислав Лем назвал среди симптомов современной цивилизации «обмен ценностей на удобства». Но в Польше умеют гармонично сочетать прагматизм и бережное отношение к нравственным ориентирам.
Дарек и Чарек, сменяя друг друга строго через каждые четыре часа, и соблюдая все ограничения скорости на трассе, приближали нас к Варшаве. Полицейских постов на дороге видно не было: контроль на дорогах осуществляют многочисленные камеры.
– Вон еще бегают олени. А справа на столбе еще гнездо аиста… До того Польша была могущественным государством, процветающим, культурным, развитым, и оно практически рассыпалось, исчезло на долгое время, – комментарий нашего экскурсовода Марии Владимировны к видам современной Польши в оконной раме чередовался с экскурсом в историю восточно-европейского государства. – У поляков была установлена аристократическая республика, то есть шляхта, моновлады, крупная аристократия и мелкая заставили королей принять такие условия, когда выборный парламент, сейм, имел право вместе с королем принимать решения.
– Пять раз город разрушали и возводили заново, поэтому преобразования не прекращались в течение всей его истории, – это уже фраза из документального фильма о Варшаве, который демонстрировался на ходу в автобусе.
На главной площади Варшавы к нашему приезду достигло кульминации празднование Дня Конституции 3 Мая, праздник, который вернулся в 1990 году и стал государственным. Дагестанцы, привычные к подъему в горы, быстро взобравшись по ступеням в возвышающийся на холме центр города, с удивлением следили за колонной, возглавляемой руководством республики: вот так без особой охраны и суеты первые лица республики прошли под зонтами по дождливой Замковой площади, заполненной варшавянами и гостями польской столицы. Полицейские непринужденно патрулировали по площади, следя за порядком на Дворцовой площади.
Официально праздник
3 Мая в Польше был провозглашен в 1918 году, хотя Варшава получила статус столичного города именно по Конституции 3 мая 1791 года, когда король Сигизмунд III перенёс свою резиденцию сюда, в город на берегу реки Висла.
Непременной частью празднований, посвященных Национальному празднику 3 мая в Польше, стали особые богослужения в католических соборах страны.
Многочисленные костелы и старинные храмы в этот день стояли на службе патриотизма.
Туристов интересовал не только праздник, но и все, что находилось в небольшом квартале «Старый город». Практически полностью разрушенная во время Второй мировой войны Варшава сохранила обломки старых зданий, из которых ее жители воссоздали исторический центр: оборонительные стены, замки и храмы. С Дворцовой площади туристы устремлялись к соседней Торговой, в центре которой стоял символ Варшавы – Русалка, изображенная и на гербе столицы Польши. Легенду, что в этой местности рыбак по имени Варш женился на русалке Саве, народ считает самой правильной версией объяснения названия города, занесенного в число памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО.
«Массовая культура — обезболивающее средство, анальгетик», – будто на ухо шепчет Станислав Лем и продолжает: «Чтобы что-то узнать, нужно уже что-то знать».
Окидывая взором город со смотровой площадки, называемой Помойной горой, невольно выкрикиваешь: «Ден добры, Варшава!»
Из Варшавы новый автобан со скоростью помчал в Познань. Водители периодически останавливались, чтобы внести деньги за платный участок дороги. А пассажиры со смешанным чувством благодарности и сожаления считали гнезда аистов на столбах и деревьях, выглядывали косуль в придорожной траве. Для животных здесь построены дармовые (на польском языке так звучит слово «бесплатные») дороги и мосты, устланные дерном и травой. Чтобы обитатели придорожных лесов не пострадали, рядом с шоссе протянуты щиты, вдоль которых выложены специальные звериные тропы, а переход четвероногие могут осуществлять или по подземным туннелям, или по мостам через трассы. Предусмотрены меры безопасности и для крылатых жителей полей и лесов. Чтобы пташки не разбивались при ударе об прозрачные пленочные и стеклянные ограждения, на них нанесены изображения хищных птиц. А в России лишний раз не поднимают темы защиты животных, потому что, как выразился режиссер Тигран Кеосаян в своей программе, «есть темы пострашнее». Вот где собака зарыта.
А начало преобразований в Польской Народной Республике ведут к 1956 году, к дням событий, известных под названием Познанский июнь. Это были первые протесты польского народа против коммунистического правительства республики.
Проезжая Старую Познань, заметили здесь, как и в Варшаве, смешение архитектурных стилей. У польских строителей можно поучиться изобретательности и фантазии. Правда, гостиница «Карго», в которой мы разместились на ночь, представляла собой восьмиэтажное современное здание. Больше привлек внимание вид из окна на крупное автопредприятие. Парку имени Фредерика Шопена с памятником великому пианисту и композитору послали воздушный привет.
На обратном пути в Россию прогулялись по старинному Вро́цлаву – родному городу нашего очередного водителя Яйцека, который и стал гидом по бывшей столице немецкой Силезии, называвшейся тогда Бре́слау. Украинские, немецкие и польские гены, соединившиеся в случайном экскурсоводе, проявились не только в универсальности его внешнего облика, но и широте познаний не только о родном городе. Поляки говорят: «Нация приобретает черты от соседей, Запад наделил аккуратностью, а Восток жаловал …» Об этом лучше не сейчас.
Через Вроцлав протекает пять рек и здесь двенадцать островов и более двухсот мостов. Поменьше, чем в Санкт-Петербурге, но здесь много красивых архитектурных средневековых построек, среди которых поразительное готическое сооружение Ратуши и самое большое здание Польши в стиле барокко – Холл Леопольдина.
Во Вроцлаве в 2017 году состоятся 10-е Всемирные Игры, а в прошлом году здесь проходил 14-й чемпионат Европы по футболу. Городской стадион во Вроцлаве является самым большим по высоте и вмещает более сорока тысяч болельщиков. Вместимость нового стадиона футбольного клуба «Анжи» на десяток тысяч мест меньше, но у сборной Польши по футболу нет такой известности и шансов на победы, как у дагестанской команды.
У всех у нас свои дороги, но иногда они пересекаются… А если это Шенгенская зона, то дорога из одной страны незаметно переходит на территорию соседнего государства. И не только дорога, но и нововведения. В Польше недавно появились ветряные электростанции, которые давно практикуются у западных соседей… Но об этом в следующей главе путевых заметок… Встретимся на параллелях, которые могут пересекаться, оставляя неизгладимый след в памяти…
«Дзенкуе» – Спасибо! Do zobaczenia! До зобаченя! До встречи!