Это живое кино

Герой моего очерка Абдула Бечедов. Заинтересовался он документальным кино, еще обучаясь в Дагестанском государственном университете на факультете иностранных языков. В студенческие годы, помимо учебы, Абдула много времени уделял работе с видеокамерой, ведь для режиссера любого кино, в том числе и документального, очень важно знать работу кинооператора, научиться хорошо снимать самому. Без специального образования Абдуле это, конечно, давалось нелегко, но он и не думал оставлять свое увлечение, а наоборот, все больше вникал в его суть, изучал специальную литературу. Его знакомые, зная о пристрастии Абдулы к кинокамере, приглашали его снимать различные семейные и корпоративные мероприятия. Так постепенно он овладевал приемами операторского мастерства, стал присматриваться, интересоваться режиссерской работой.
Сразу после окончания университета Абдула Бечедов приступил к работе в информационной сфере: МЧС, Минздрав РД, работал главным редактором «ТБС-Каспийск», затем секретарем Союза журналистов РД. Но он постоянно ловил себя на мысли, что его тянет к режиссерской работе. После долгих раздумий Абдула оставляет хорошо оплачиваемую работу и полностью посвящает себя съемкам документального кино.
В 2003 году он создает творческое объединение «Панорама». Первый документальный фильм Абдулы Бечедова называется «Вспомним всех поименно» и рассказывает он о сохранении памяти о тех, кто пал смертью храбрых, спасая Родину в годы Великой Отечественной войны. Чтобы снять этот фильм, его автору пришлось много времени провести в республиканском архиве, поднять большое количество документов, просмотреть много старых фильмов и телевизионных передач. Сам Абдула говорит, что главная идея его первого фильма – предложить молодому поколению задуматься о том, через какие испытания пришлось пройти участникам той войны, чтобы на земле воцарились мир, покой и справедливость. Этот его фильм стал дипломантом I Международного фестиваля имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж».
Второй фильм Абдулы Бечедова называется «Фронтовая журналистика», и снят он был в 2005 году. Это очень интересная по своей тематике работа, в которой автор рассказывает о дагестанских журналистах, служивших в годы Великой Отечественной войны на разных фронтах или в нашей республике. Их не мало, и в первую очередь это, конечно же, Эффенди Капиев. Некоторых из фронтовых журналистов-ветеранов автор этого фильма успел снять на кинопленку еще при их жизни, когда сам он работал секретарем Союза журналистов РД. Благодаря социальным сетям этот фильм получил большую известность, стал дипломантом II Международного фестиваля имени С.Ф. Бондарчука «Волоколамский рубеж». Оба эти фильма Абдулы Бечедова с баннером творческого объединения «Панорама» размещены на федеральном медийном портале «Вся Россия» и пользуются большой популярностью.
Всего Абдула Бечедов снял 15 документальных фильмов, среди которых «Почта вчера и сегодня», «Боль тревоги», «Гуни – слава Салатавии», «Зов гор», «На взлете», «Пусть сбывается мечта», «Свободное дыхание» и др.
– Сложность работы режиссера документального кино заключается в том, что ему необходимо сделать так, чтобы зритель больше обращал внимание не на самые ключевые и значимые моменты фильма, а на мимолетные детали, может быть, легкие штрихи к портрету героев киноленты. Документальный фильм, по его мнению, должен привлекать зрителя не обилием фактов и тематической насыщенностью, а как бы внутренней движущей силой. Режиссеру документального кино, в отличие от мастера игрового кино, нет нужды придумывать сюжеты, образы и характеры, не нужны ему, как правило, актеры и декорации: его материал – сама жизнь. Именно из жизни режиссер документального кино берет мгновения, способные поражать, нести высокие идеи, вызывать глубокие чувства – надо только суметь дождаться этого мгновения, увидеть его и вовремя «схватить» камерой, – говорит режиссер документального кино Абдула Бечедов.
Есть у Абдулы и опыт работы в игровом кино. Фильм «Последний путь Имама» был снят им совместно с кинокомпанией «Дагестан».
Первые заказы появились у Абдулы Бечедова только после восьмого снятого им фильма. К примеру, им были сняты два фильма о Расуле Гамзатове: «Воспоминания о Расуле» (2010 год) и «Поэтическое наследие Р. Гамзатова»
(2013 год) по заказу Министерства культуры РФ.
В ходе нашей беседы Абдула Бечедов рассказал и о проблемах, которые на сегодняшний день не способствуют развитию кинопроизводства в нашей республике. В первую очередь, это отсутствие киностудии, где могли бы определить тематику фильма, проводить кастинги актеров, выбор костюмов и, конечно же, съемки и техническую работу над фильмом. «В конце прошлого года я участвовал в кинофестивале «Артдокфест», в рамках которого проходил питчинг – отбор проектов, то есть представители российских телеканалов отбирали проекты, которые им понравились. Всего было представлено 15 проектов. Мой проект тогда не получил одобрения только потому, что у нас нет зарегистрированной производственной киностудии. Киноиндустрия – это очень затратное производство, и если в него нет вложений, то добиться каких-либо результатов очень сложно»,– говорит Абдула.
Несмотря на все эти трудности, режиссер не думает останавливаться на достигнутом. В планах у Абдулы создание фильмов об известных как у нас в республике, так и ее пределами дагестанцах. Не опережая время, можно назвать его работы, которые находятся в процессе подготовки – это два проекта документального фильма: «На службе» – фильм о генерале-майоре в отставке, командире дагестанского ТОКСа, генерале О.М. Муртазалиеве, и исторический фильм «Триумф и закат» – об объединенной борьбе горцев Дагестана против полчищ Надир-шаха. Помимо этого, Комитет по делам архивов РД принял четыре фильма Абдулы Бечедова как заслуживающие хранения в фондах архива. Все фильмы, созданные творческим объединением «Панорама», периодически транслируются по различным дагестанским телеканалам как фильмы широкой социальной и общественной значимости.
А в деле развития киноотрасли в Дагестане, по мнению режиссера Абдулы Бечедова, требуются более действенные шаги.
– В качестве первого практического шага можно было бы созвать Общественный Совет, включающий в себя все заинтересованные в развитии киноискусства в нашей республике стороны, общественные организации и культурное сообщество. Этот Общественный Совет должен детально, всесторонне обсудить и подготовить план развития кинопроизводства в Дагестане, для придания ей в последующем статуса республиканской целевой программы. Логическим продолжением этого мероприятия может быть проведение первого дагестанского кинофорума, проект которого уже готов, – говорит Абдула Бечедов. Занимаясь кинодокументалистикой, принимая участие в разных кинофестивалях, конкурсах, режиссер делает вывод, что край наш не обделен талантами, идеями и имеет большой потенциал. Тем не менее, сегодня, как никогда, нужен упорный коллективный труд сплоченной профессиональной команды, необходимо использовать опыт разных поколений дагестанцев, продолжить в лучших традициях снимать фильмы, прославляющие подвиги и созидательный труд дагестанцев.
 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Идет благоустройство территории у озера Ак-Гель при поддержке частных инвестиций

В Редукторном поселке столицы Дагестана продолжается реконструкция прибрежной зоны озера Ак-Гель, которая находится вблизи комплекса «Парус». Этот проект...

Для улучшения санитарного состояния города требуются дополнительно 4 тыс. контейнеров

Для улучшения санитарного состояния Махачкалы требуется дополнительно приобрести свыше 4 тысяч контейнеров объемом 0,75 кубометров и 250 единиц объемом...

Из Махачкалы в зону СВО отправилась очередная партия гуманитарной помощи

Из Махачкалы в зону СВО отправилась очередная партия гуманитарной помощи для военнослужащих. Груз включает более 20 наименований: это медикаменты,...

Усилены меры контроля за заключением договоров по вывозу ТКО

В столице Дагестана по поручению городских властей усилены меры контроля за заключением договоров по вывозу твердых коммунальных отходов. Как пояснили...
spot_imgspot_img

Об организации одностороннего движения в центре города

В целях увеличения пропускной способности в центральной части города принято решение об организации одностороннего движения по улицам Чкалова, Ризвана...

Не пройдет автобус мимо

– Мирзабекова, 3. Следующая остановка: Детский сад №17… – приятный женский голос в автобусе, объявляя новую локацию, не дает...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам