Вся жизнь перед заходом солнца

Вопрос: чем открывать сезон для театра, всегда актуален. Просто взять наугад какого-либо классика, пригласить московского режиссёра, набить театральный буфет красной икрой, пригласить VIP-персон на премьеру — и вот шумное открытие театрального сезона состоялось!.. Немало российских театров именно такой рецепт и используют. Но вдумчивый подход художественного руководителя Русского драматического театра им. М. Горького Скандарбека Тулпарова и на этот раз порадует махачкалинского зрителя. Тонкое чувство современности, балансирование на грани актуально-старомодного и конкретно-обобщенного позволяет ему чувствовать «зрительский нерв» и вести его за собой. Вот и сейчас выбор пал на нобелевского лауреата Герхарда Гауптмана, практически нашего современника. Чем же так привлёк худрука Русского театра немецкий гений, в чём ощутил он созвучие нашего неспокойного времени и его пьесы? Попробуем разобраться.

 

ЗАКАТ ГУМАНИЗМА?

Пьеса «Перед заходом солнца» была написана Гауптманом в 1931 году через три года после начала Мирового экономического кризиса 1929 года, за два года до прихода к власти Гитлера и развала «Веймарской республики». Это было очень беспокойное время в мировой истории, не так давно отгремела Первая мировая война, потом разруха, голод. Политические страсти кипели в Веймарской республике: национал-социалисты во главе с Гитлером рвались к власти, устраивая забастовки и шествия, крестьяне страдали от безземелья, рабочие – от безработицы, элитам не нравился престарелый президент Пауль фон Гинденбург, который никак не мог договориться с парламентом о единой финансовой политике. В общем, Германия кипела, словно котёл, готовый вот-вот взорваться.

Именно в это время 70-летний писатель с уже мировым именем, произведениями которого восхищались и Чехов, и Горький, которому подражали многие немецкие писатели, пишет драму «Перед заходом солнца». Казалось бы, все просто: сюжет любовной истории, взятый из всемирной истории, любовь старого Цезаря и совсем юной Клеопатры, но как много он рассказал своим современникам. Конечно, сам Гауптман считал, что чем проще фабула, тем легче донести высокие идеи до простого зрителя, и, в общем-то, остался верен себе – любовная история, на которой держится основной сюжет, как паровоз ведет за собой все остальные темы и проблематику пьесы. Антигуманизация общества, измельчание человека, всплеск агрессивности, разочарование в настоящем, борьба света с тьмой, добра со злом – всё это в 30-е годы волновало деятелей искусства и культуры не только в Германии, но и во всём мире. В воздухе словно бы витало предчувствие Второй мировой войны, прихода Гитлера к власти и наступления в Германии диктатуры. Вот как о том времени говорил сам Гауптман: «… оглядываясь по сторонам, я вижу, что над Германией сгущаются тучи. На этих мрачных тучах угрожающе восседает знакомая четвёрка: Имя мне — нужда. Имя мне — вина. Имя мне — тревога. Имя мне — бедствие. И эта четвёрка держит страшный совет, за которым последуют яростные обвинения, судебные приговоры, мечи палачей и виселицы. Есть ли кто-нибудь, кто мог бы остановить это безумие?»

Именно так всё и случилось, и за очень короткий срок Гитлер стал диктатором, а все демократические завоевания, которыми так гордились германцы, пошли прахом, ведь именно о Веймарской республике они говорили, что у них «демократия без демократов».

Бог, по мнению многих, тогда был всего лишь безучастным наблюдателем, и люди сами становились вершителями своих судеб. Именно в это время известный художник Пабло Пикассо пишет свою чёрно-белую «Гернику», где он и показывает всё Человечест-во загнанным в подвал, в котором в качестве божественного всевидящего ока изображена холодная лампа, безучастно взирающая на мучения людей и животных. Значит, человек должен брать судьбу в свои руки сам?.. Но как могут вершить свою судьбу люди с мелкой душой, с низменными интересами, с пошлыми взглядами на окружающий мир?! Эти во-просы интересуют пожилого Гауптмана давно, но в начале тридцатых годов после много-обещающих двадцатых они особенно актуальны. И все эти тревоги великого художника об измельчании человеческой натуры мы видим в его пьесе «Перед заходом солнца».

Очень провидческая пьеса, ведь уже в 1933 году на Германию опустилась тьма нацизма, когда людей стали делить по расовому и национальному признаку, когда культ силы стал главенствующим. По сути, эта пьеса была последним реалистическим произведением Гауптмана, ведь после неё он создаёт далёкие от реальности вещи – свою фантастическую поэму «Великий сон» и драматическую тетралогию в стихах на сюжет древнегреческой легенды об Атридах, где жестокость мифов перекликается с ужасами Второй мировой войны.

«Поэт бедных», как называл его Томас Манн, родоначальник натуралистической литературной школы в Германии, Герхард Гауптман на исходе своей жизни обращается к античным мифам, словно бы не в силах понять и принять фашизацию собственного наро-да, не желая это описывать и рассматривать под писательским «микроскопом». Такое ощущение, что своей пьесой «Перед заходом солнца» Гауптман прощается с реалистич-ным и привычным для него миром, предрекая для Европы закат гуманизма. И это было правдой. Потом, вплоть до своей смерти в 1946 году, он не создал ни одной значительной пьесы.

 

ОТ ВОСХОДА ДО ЗАХОДА

Невозможно рассматривать одно произведение художника отдельно от его жизни, которая формировала творца, отдельно от других его произведений.

Родился Гауптман в семье зажиточного владельца небольшой гостиницы в 1862 году. Как это ни покажется странным, но учёба в школе давалась ему нелегко, и позже свои школьные годы он называл «мукой». Герхард бросает школу и учится фермерскому делу. Встав на ноги и окрепнув духом, он вновь продолжает учёбу. Будущий писатель был достаточно разносторонним юношей, учился в Королевской художественной школе в классе скульптуры, брал уроки рисования, штудировал философию, историю. Он увлёкся русской классикой – Толстым, Достовским, затем его заинтересовало учение Маркса и Энгельса. В 26 лет он стал членом литературного объединения «Прорыв», представляющего новое направление в искусстве – натурализм. В то время было новым и очень модным учение Дарвина о происхождении видов, и оно тоже увлекало талантливого юношу. Кстати, натурализм в то время был широко распространён в Европе, но почему-то в Германии полновластным хозяином в литературе был романтизм.

В 1888 году в печати появилось несколько рассказов молодого Гауптмана, а в 1889 – драма «Перед восходом солнца», которую он наделил всеми чертами натурализма. Здесь особое внимание уделялось наследственности, физиологии человека, подробно описывалась среда, в которой человек воспитывался. Например, герой пьесы бросает девушку, узнав о её плохой наследственности, о том, что её родители были алкоголиками. Эта пьеса показывала на примере семьи новоявленных буржуа, как они, быстро разбогатев, так же быстро потеряли все свои человеческие душевные качества. Группа писателей и критиков в этом же году создала в Берлине театр-студию «Свободная сцена», где и показала новую драму «Перед восходом солнца». Премьера произвела на зрителей ошеломляющее впечатление, показав с натуралистичной достоверностью быт и повседневную жизнь простой немецкой семьи. Кстати, это была первая натуралистическая пьеса на немецком языке. После премьеры о молодом Гауптмане стали говорить, как о серьёзном, подающем надежды драматурге.

Потом было много пьес и психологически более глубоких, и более остросоциаль-ных, но именно эта пьеса проложила путь к успеху и начала отсчёт его творческого пути. И, наверное, благодаря ей, как логическое завершение натуралистической карьеры, на закате жизни драматурга возникает его заключительная работа, которую он назвал «Перед заходом солнца».

Известность Гауптмана росла с каждым годом не только в родной стране, но и за рубежом. Он оказывал влияние на многих писателей, под его влияние или обаяние попал и Герман Гессе. Унаследовав высокий гуманистический идеал Гёте, Гауптман воспринимался в среде немецкой интеллигенции как духовный наставник нации. Наверное, поэтому в 1922 году, когда в Германии торжественно отмечался 60-летний юбилей этого художника, Генрих Манн писал: «Рядом с политическим главой государства правит он, пре-зидент сердца, которое есть у этого государства. Подобных примеров Германия еще не видела, равно как и вся Европа со времен Гюго. Республика знает, что избранный ею писатель утвердит и возвысит ее».

Было бы слишком просто сказать, что великий немецкий писатель всю жизнь был приверженцем натурализма, типа Золя или Мопассана, которым в молодости он старался подражать, нет. В его творчестве был период символизма, период тонкого чеховского психологизма, а некоторые его произведения поистине мистичны и провидчески точны. Например, в его романе «Атлантида» молодой человек по имени фон Каммахер, предпринимает океанское плавание из Европы в Новый Свет, во время которого происходит небывалой силы шторм и гибнет пароход «Роланд» с пассажирами на борту. Спустя всего несколько месяцев после опубликования этого романа потерпел крушение самый большой в то время пассажирский лайнер «Титаник»! Многие из читателей тогда испытали мистический ужас и объявили Гауптмана провидцем.

Судьба оказалась благосклонна к Гауптману и позволила ему увидеть крах фашизма в Германии. После капитуляции он оказался на территории будущей ГДР. Писатель с оптимизмом смотрел вперёд, на посветлевший небосвод над родной страной, но, увы, ему было уже 84 года. Он умер в 1946 году от воспаления лёгких и завещал похоронить себя на восходе солнца. Воля его была исполнена.

 

ПРЕМЬЕРА В РУССКОМ ТЕАТРЕ

Режиссёр-постановщик спектакля, художественный руководитель Русского театра, заслуженный деятель искусств России Скандарбек Тулпаров для себя определил главную тему этого произведения как тему любви. «Легко поверить в любовь между Ромео и Джульеттой, – говорит режиссёр, – но вот попробуйте поверить в любовь между пожилым человеком и юной девушкой, между богатым и бедной, между знаменитым артистом и его неизвестной гримёршей! Сейчас многие не верят в искренние чувства, а больше в расчёт. Поэтому и дети господина Маттиаса не верят в настоящие чувства юной героини к их отцу». Об актуальности этой пьесы режиссёр говорит весьма просто: «Любовь всегда актуальна, а если эта любовь должна пройти испытание разлукой, враждебностью и ненавистью окружающих, то она уж точно актуальна всегда! – хотел он закончить пафосно, но добавил. – Я сам, если честно, очень наивный, я верю в искренние чувства, верю в духовную, высшую любовь». Его слова прозвучали достаточно возвышенно, и я посчитал, что спрашивать, почему эту драму он назвал «романтической», было бы излишним.

К сказанному можно добавить, что художником-постановщиком спектакля является главный художник Русского театра, заслуженный работник культуры Республики Ма-рий Эл Борис Голодницкий. В спектакле занята практически вся труппа театра, а в главной роли – художественный руководитель Кумыкского театра, народный артист России Айгум Айгумов. В остальных ролях – народный артист РД Юрий Колчин, заслуженные артисты К. Переверзев, В. Гречанникова, В. Мещерин, И. Давидьянц, а также артисты – А. Степанов, В. Керечашвили, А. Кружнов, А. Абачараев, Р. Абдулганиев, В. Титов, Ю. Майорова, А. Абдулганиева, М. Карпачёва, А. Аксёнова, Я. Юхименко.

26 и 27 октября состоится премьера спектакля «Перед заходом солнца», которая и откроет новый 89-й театральный сезон в Русском театре.

 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам