Культура, нравственность и человек

Таким образом, каждый индивидуум не становится человеком сам по себе, а учится и старается им быть. Чтобы жить и разумно действовать в обществе, ему недостаточно того, что он получает в наследство при рождении, как дар природы, человек обязан, прежде всего, как можно полнее овладеть основными формами культурной традиции общества, в котором он живет, выражаясь образно, как величественный, пылающий факел, несет человечество (в лице наиболее ярких его представителей) в своих руках эстафетную палочку культуры.

Каждое новое поколение входит в жизнь и движется в направлении развития культуры и традиций, а на смену ему рождается, «на его плечах» растет, находит себя в труде новое поколение людей. Так в бесконечном потоке течения и водоворотах жизни одно поколение сменяет другое, наследуя его достижения и преумножая их. Движение истории невозможно без постоянной и активной передачи достижений человеческой культуры новым поколениям, без достойного и активного образования и воспитания людей.

Высокое искусство в наши дни требует от человека знания жизни вообще, в целом от ее бытовых порядков и «загогулин» до понимания общественных, политических и общекультурных установок. Современная жизнь, бурная, стремительная, несущаяся, как горная река через свои пороги, и поворачивается она к человеку то одной, то другой, иногда самой неожиданной стороной, заставляет его изворачиваться, а иногда и взлетать на гребни этих волн и отчаянно бороться за то, чтобы не оказаться под гребнями. Одним словом, жизнь требует крепко держать в своих руках руль, чтобы плыть, куда нужно, и выплыть там, где нужно.

У иных наших сограждан, дагестанцев, мелкое, обывательское, а иной раз и явно паразитическое понимание смысла жизни. Кто-то изворачивается, усматривает «искусство жизни» в том, чтобы «уметь прожить», «устроиться», «приспособиться» и «изловчиться», чтобы на всех поворотах судьбы и сложностях жизни, ничего не упустив, оставаться, как говорится, в выигрыше. Но все-таки желательно прожить жизнь так, чтобы не стыдно было в какой-то момент оглянуться и посмотреть назад. (Это естественное стремление нравственного человека). Разное понимание жизни: «чтобы плохо не было только лишь себе» и «не уронить честь свою» противостоят друг другу и живут в каждом из нас.

Я убежден, что высокое искусство жизни немыслимо без постановки нравственных вопросов и каждодневного их решения. В этом смысл жизни, философия жизни, нравственная суть жизни человека.

Вопросы, как жить и чем жить, всегда стояли и будут стоять перед мыслящей личностью. Но до уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает определенный социальный статус, способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Властвовать над своей культурой.

Сейчас большинство представителей власти начинает понимать, а многие уже поняли, что пора наконец-то взяться за гуманизацию человека и всего общества. Вот почему и в официальной информации по созданию системы публичного мониторинга качества медицины, образования, результатов научной деятельности упоминается и востребованность учреждений культуры. Проблема моральной деградации людей, особенно молодежи, остро сейчас стоит в республике. К слову сказать, развитие национальной культуры и системы образования в их нынешнем положении, откровенно говоря, находятся в критической ситуации, связанной, в первую очередь, на мой взгляд, с преступной бездеятельностью многих из тех, кто в силу своих должностных обязанностей должен быть ответственен за их развитие и углубленный анализ. Что такое два часа в неделю, отводящиеся на изучение родных языков и литературы народов Дагестана в школе? Это, естественно, самоуничтожение духовного и художественного образования. Дети в городах разучились читать, писать, мыслить и общаться на родных языках. Надо признаться, что сегодня почти полностью потеряно этническое, национальное и патриотическое самосознание народов Дагестана, дагестанской молодежи. «Власть всегда бездарна, но инстинкт самосохранения подсказывает ей, что самым опасным врагом для нее является человеческий мозг. И вот всеми доступными ей средствами она старается затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны», – писал в свое время Максим Горький. Если это не так, то почему же тогда не создаются такие условия, а также учреждения, организации, которые упорно и безотлагательно занялись бы развитием интеллектуальных и культурных сил страны.

И еще о другом… Покойный Суракат Асиятилов, будучи председателем Комитета Народного Собрания РД по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций, неоднократно говорил и доказывал, что наше лидерство на Кавказе и в России по количеству паломников, совершающих хадж, не оказывает ощутимого влияния на оздоровление морально-нравственного состояния наших граждан и сокращение преступности, так как сосредоточение огромного богатства, накопленного нечестным и даже преступным путем, находящегося в руках «элитарного меньшинства», произошло за счет разорения и обнищания собственного народа. При полной деградации экономики и социальной сферы, росте социального разложения и вопиющей несправедливости в распределении национального дохода еще и еще раз надо повторять и надолго запомнить: без глубокого изучения культуры своего народа человек не в состоянии воспринимать достижения культуры других народов, в самом широком смысле этого понятия. Также еще и еще раз утверждаю: без изучения языка, литературы и истории своего Дагестана невозможно сохранять историческую память, формировать патриотическое самосознание, любовь к своей земле, уникальные способности культуры межнационального общения. В национальной доктрине образования России подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание патриотов России». Хотелось бы, учитывая это, не формально, а со всей ответственностью разработать и обозначить важные аспекты духовного оздоровления общества и человека через воспитание его на этнокультурных традициях, через межнациональное сотрудничество. А для этого, прежде всего, надо изучать проблемы культуры и искусства. Но проблему эту государство выпустило из рук. Почему? Может быть, нарочно, целенаправленно?!

«Никакой речи о морально-нравственном оздоровлении общества быть не может, – говорил Суракат Хавалович Асиятилов, – и ни ислам, ни стократные молитвы в сутки и ежегодное прохождение через хадж тысяч дагестанцев ничего в нашей жизни в лучшую сторону не изменят, пока мы не создадим человеку-гражданину такие условия, чтобы он честным, праведным трудом мог заработать себе на жизнь. И морально-нравственный климат в нашем обществе не улучшится, если даже мы на каждого гражданина создадим по сотне законов о нравственности и чести, так как мы до сих пор не научились соблюдать Конституцию и существующие законы. И действительно, о какой чести и нравственности говорят дежурные ораторы с многочисленных трибун и в СМИ, когда кругом коррупция, взяточничество, террор и убийства.

Невозможно без содрогания смотреть и слушать то, что показывают с экранов телевизоров. Это засилье иностранной низкопробной кинопродукции, внушающей вседозволенность, культ насилия и жестокость, моральное разложение», – высказывался Суракат Асиятилов.

Крайне мало в наших гражданах доброты. А доброта к человеку – высокое искусство, которое нуждается в неустанном совершенствовании. Примеры взаимовыручки, бескорыстной помощи, самоотверженности на работе, в быту и в личной жизни встречаются все реже и реже. Они, конечно, есть и будут, но что-то очень уж редки. Мы восхищаемся примерами торжества доброты и взаимоуважения. «Люди, я прошу вас ради бога, не стесняйтесь доброты своей», – вспомним эти поэтические строки великого Расула Гамзатова. Ведь доброе слово, добрые отношения создают между людьми, в трудовом коллективе тот самый моральный климат, при котором работа спорится, ярче и правдивее раскрывается все лучшее в человеке. Надо всегда помнить, как важна для каждого из нас радость человеческого общения, доверие и понимание окружающих, уважение и интерес к нашей личности.

Хотя сегодня Дагестану явно не хватает, особенно в среде молодежи, внутренней культуры и воспитанности, но всем нам сейчас необходима уверенность в том, что все трудности нравственного воспитания, присутствия благодатного морального климата, без которого обществу не выжить, преодолены. Важно только видеть в человеке талант, беспокоиться за других, не жалеть себя ради других.

Целью государственной политики должно быть нравственное здоровье людей, образ жизни человека, сочетающий в себе лучшие национальные традиции и нормы цивилизованного светского государства.

Жизнь есть движение через прошлое в будущее. Достижения и опыт предшествующих поколений нельзя терять, особенно если мы чувствуем ответственность за свое и своих близких будущее. Но мы безвозвратно потеряем наше прошлое, если, как до сих пор, культурой и искусством будут руководить чиновники-дилетанты, а не профессионалы и подлинные творцы. Недобропорядочные конформисты и казнокрады в государственных структурах довели культуру до кризиса. И продолжают! А только от них и зависит, к сожалению, судьба нравственного воспитания наших будущих поколений. А нравственность ведь, как мы уже говорили, залог общественного прогресса. Чем больше мы осмысливаем источники, имеющие отношение к общечеловеческим ценностям, тем яснее вырисовывается беспрерывная цепь, связывающая нравственные факторы в общественном прогрессе. И нам нельзя забывать, а нужно постоянно обращаться и сравнивать духовное наследие дагестанских просветителей и великих мыслителей прошлого всего мира, которые всегда и во всем подчеркивали значимость нравственно-этических норм.

Богатство и знатность ни к чему, если ты аморален, когда человек не ведет себя по общественным правилам, все блага жизни для него бессмысленны.

В 1999 году депутатами Народного Собрания РД обсуждался в первом, во втором, а потом и в третьем чтении проект Закона «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан». Много говорили тогда о нравственности, что разговор о ней подобен беседе слепого с глухим, что канул в Лету культ честной жизни, что происходит нравственная деградация общества, после которой об экономическом возрождении и о восстановлении социальной справедливости остается только мечтать. Там же, в обсуждениях, говорилось о том, что дагестанцам следует ориентироваться не на нравы и порядки Европы и Америки, а на Дагестан XIX века, вспоминали, как, с какой любовью и уважением относились к Кавказу, его обычаям, нравам и порядкам русские и зарубежные путешественники, обладавшие честью офицеры царской армии, которые в своих донесениях писали, что их «воображение поражает совершенство политических форм правления горцев Дагестана, несмотря на бедность и экономическую разруху».

Говорили, говорили, но глубокая бездуховность все-таки охватила широкие слои дагестанского общества, независимо от их места нахождения на социальной лестнице.

Постепенно и, по-моему, уже начисто вытравлены из нашего сознания дагестанская традиция и верховенство духовного над материальным. Деморализация нашего общества, отсутствие нравственного идеала и запрета на пропаганду насилия, жестокости, вседозволенности и разврата сделали свое черное дело. Высоконравственные обычаи дагестанцев, их этические и моральные нормы стали понятиями и нормами, сохранившимися только как объекты изучения исторической науки.

На экранах телевизоров практически нет передач о дагестанских обычных, нормальных горских семьях, где царит культ отца и матери, пропагандирующих семейные ценности, чистоту, высокую нравственность. Но ведь еще тогда в Народном Собрании РД предлагали вести наблюдательные Советы на дагестанском телевидении, как во многих западноевропейских странах.

Везде и во все времена все зависило от того, какой жизненный путь выберет себе человек, но это всегда должен быть путь, ведущий его к совершенству. И среди нас все еще есть и прекрасно живут люди, которые защищают личную и общественную нравственность, которые следуют по пути возрождения и оздоровления морального и нравственного уровня нашего безнадежно больного общества, помня, что надежда умирает последней. Ведь не зря

И. Гёте говорил: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Международного женского дня

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное к Международному женскому дню, который традиционно...

Дагестан продолжит восстановление объектов в Запорожской области

Врио министра строительства, архитектуры и ЖКХ республики Дагестан Александр Нестеров сообщил ТАСС, что   власти Дагестана до конца 2025...

Мэр Махачкалы поздравил с 8-м марта женский состав аппарата и подведомственных учреждений администрации

В канун Международного женского дня Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов поздравил и наградил за успехи в работе прекрасную половину...

Хиби Алиев поздравил женскую часть личного состава Каспийской флотилии с 8-м марта

Первый заместитель председателя городского Собрания депутатов Хиби Алиев поздравил с наступающим Международным женским днём женскую часть личного состава Каспийской...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы проверяет готовность избирательных участков к выборам Президента РФ

Сегодня мэр столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с главами внутригородских районов и своими заместителями совершают объезд избирательных участков, проверяя...

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам