Культура, нравственность и человек

Таким образом, каждый индивидуум не становится человеком сам по себе, а учится и старается им быть. Чтобы жить и разумно действовать в обществе, ему недостаточно того, что он получает в наследство при рождении, как дар природы, человек обязан, прежде всего, как можно полнее овладеть основными формами культурной традиции общества, в котором он живет, выражаясь образно, как величественный, пылающий факел, несет человечество (в лице наиболее ярких его представителей) в своих руках эстафетную палочку культуры.

Каждое новое поколение входит в жизнь и движется в направлении развития культуры и традиций, а на смену ему рождается, «на его плечах» растет, находит себя в труде новое поколение людей. Так в бесконечном потоке течения и водоворотах жизни одно поколение сменяет другое, наследуя его достижения и преумножая их. Движение истории невозможно без постоянной и активной передачи достижений человеческой культуры новым поколениям, без достойного и активного образования и воспитания людей.

Высокое искусство в наши дни требует от человека знания жизни вообще, в целом от ее бытовых порядков и «загогулин» до понимания общественных, политических и общекультурных установок. Современная жизнь, бурная, стремительная, несущаяся, как горная река через свои пороги, и поворачивается она к человеку то одной, то другой, иногда самой неожиданной стороной, заставляет его изворачиваться, а иногда и взлетать на гребни этих волн и отчаянно бороться за то, чтобы не оказаться под гребнями. Одним словом, жизнь требует крепко держать в своих руках руль, чтобы плыть, куда нужно, и выплыть там, где нужно.

У иных наших сограждан, дагестанцев, мелкое, обывательское, а иной раз и явно паразитическое понимание смысла жизни. Кто-то изворачивается, усматривает «искусство жизни» в том, чтобы «уметь прожить», «устроиться», «приспособиться» и «изловчиться», чтобы на всех поворотах судьбы и сложностях жизни, ничего не упустив, оставаться, как говорится, в выигрыше. Но все-таки желательно прожить жизнь так, чтобы не стыдно было в какой-то момент оглянуться и посмотреть назад. (Это естественное стремление нравственного человека). Разное понимание жизни: «чтобы плохо не было только лишь себе» и «не уронить честь свою» противостоят друг другу и живут в каждом из нас.

Я убежден, что высокое искусство жизни немыслимо без постановки нравственных вопросов и каждодневного их решения. В этом смысл жизни, философия жизни, нравственная суть жизни человека.

Вопросы, как жить и чем жить, всегда стояли и будут стоять перед мыслящей личностью. Но до уровня личности человек поднимается лишь тогда, когда он обретает определенный социальный статус, способность управлять самим собой и властвовать над своими влечениями и страстями. Властвовать над своей культурой.

Сейчас большинство представителей власти начинает понимать, а многие уже поняли, что пора наконец-то взяться за гуманизацию человека и всего общества. Вот почему и в официальной информации по созданию системы публичного мониторинга качества медицины, образования, результатов научной деятельности упоминается и востребованность учреждений культуры. Проблема моральной деградации людей, особенно молодежи, остро сейчас стоит в республике. К слову сказать, развитие национальной культуры и системы образования в их нынешнем положении, откровенно говоря, находятся в критической ситуации, связанной, в первую очередь, на мой взгляд, с преступной бездеятельностью многих из тех, кто в силу своих должностных обязанностей должен быть ответственен за их развитие и углубленный анализ. Что такое два часа в неделю, отводящиеся на изучение родных языков и литературы народов Дагестана в школе? Это, естественно, самоуничтожение духовного и художественного образования. Дети в городах разучились читать, писать, мыслить и общаться на родных языках. Надо признаться, что сегодня почти полностью потеряно этническое, национальное и патриотическое самосознание народов Дагестана, дагестанской молодежи. «Власть всегда бездарна, но инстинкт самосохранения подсказывает ей, что самым опасным врагом для нее является человеческий мозг. И вот всеми доступными ей средствами она старается затруднить или исказить рост интеллектуальных сил страны», – писал в свое время Максим Горький. Если это не так, то почему же тогда не создаются такие условия, а также учреждения, организации, которые упорно и безотлагательно занялись бы развитием интеллектуальных и культурных сил страны.

И еще о другом… Покойный Суракат Асиятилов, будучи председателем Комитета Народного Собрания РД по межнациональным отношениям, внешним связям, делам общественных объединений и религиозных организаций, неоднократно говорил и доказывал, что наше лидерство на Кавказе и в России по количеству паломников, совершающих хадж, не оказывает ощутимого влияния на оздоровление морально-нравственного состояния наших граждан и сокращение преступности, так как сосредоточение огромного богатства, накопленного нечестным и даже преступным путем, находящегося в руках «элитарного меньшинства», произошло за счет разорения и обнищания собственного народа. При полной деградации экономики и социальной сферы, росте социального разложения и вопиющей несправедливости в распределении национального дохода еще и еще раз надо повторять и надолго запомнить: без глубокого изучения культуры своего народа человек не в состоянии воспринимать достижения культуры других народов, в самом широком смысле этого понятия. Также еще и еще раз утверждаю: без изучения языка, литературы и истории своего Дагестана невозможно сохранять историческую память, формировать патриотическое самосознание, любовь к своей земле, уникальные способности культуры межнационального общения. В национальной доктрине образования России подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры и воспитание патриотов России». Хотелось бы, учитывая это, не формально, а со всей ответственностью разработать и обозначить важные аспекты духовного оздоровления общества и человека через воспитание его на этнокультурных традициях, через межнациональное сотрудничество. А для этого, прежде всего, надо изучать проблемы культуры и искусства. Но проблему эту государство выпустило из рук. Почему? Может быть, нарочно, целенаправленно?!

«Никакой речи о морально-нравственном оздоровлении общества быть не может, – говорил Суракат Хавалович Асиятилов, – и ни ислам, ни стократные молитвы в сутки и ежегодное прохождение через хадж тысяч дагестанцев ничего в нашей жизни в лучшую сторону не изменят, пока мы не создадим человеку-гражданину такие условия, чтобы он честным, праведным трудом мог заработать себе на жизнь. И морально-нравственный климат в нашем обществе не улучшится, если даже мы на каждого гражданина создадим по сотне законов о нравственности и чести, так как мы до сих пор не научились соблюдать Конституцию и существующие законы. И действительно, о какой чести и нравственности говорят дежурные ораторы с многочисленных трибун и в СМИ, когда кругом коррупция, взяточничество, террор и убийства.

Невозможно без содрогания смотреть и слушать то, что показывают с экранов телевизоров. Это засилье иностранной низкопробной кинопродукции, внушающей вседозволенность, культ насилия и жестокость, моральное разложение», – высказывался Суракат Асиятилов.

Крайне мало в наших гражданах доброты. А доброта к человеку – высокое искусство, которое нуждается в неустанном совершенствовании. Примеры взаимовыручки, бескорыстной помощи, самоотверженности на работе, в быту и в личной жизни встречаются все реже и реже. Они, конечно, есть и будут, но что-то очень уж редки. Мы восхищаемся примерами торжества доброты и взаимоуважения. «Люди, я прошу вас ради бога, не стесняйтесь доброты своей», – вспомним эти поэтические строки великого Расула Гамзатова. Ведь доброе слово, добрые отношения создают между людьми, в трудовом коллективе тот самый моральный климат, при котором работа спорится, ярче и правдивее раскрывается все лучшее в человеке. Надо всегда помнить, как важна для каждого из нас радость человеческого общения, доверие и понимание окружающих, уважение и интерес к нашей личности.

Хотя сегодня Дагестану явно не хватает, особенно в среде молодежи, внутренней культуры и воспитанности, но всем нам сейчас необходима уверенность в том, что все трудности нравственного воспитания, присутствия благодатного морального климата, без которого обществу не выжить, преодолены. Важно только видеть в человеке талант, беспокоиться за других, не жалеть себя ради других.

Целью государственной политики должно быть нравственное здоровье людей, образ жизни человека, сочетающий в себе лучшие национальные традиции и нормы цивилизованного светского государства.

Жизнь есть движение через прошлое в будущее. Достижения и опыт предшествующих поколений нельзя терять, особенно если мы чувствуем ответственность за свое и своих близких будущее. Но мы безвозвратно потеряем наше прошлое, если, как до сих пор, культурой и искусством будут руководить чиновники-дилетанты, а не профессионалы и подлинные творцы. Недобропорядочные конформисты и казнокрады в государственных структурах довели культуру до кризиса. И продолжают! А только от них и зависит, к сожалению, судьба нравственного воспитания наших будущих поколений. А нравственность ведь, как мы уже говорили, залог общественного прогресса. Чем больше мы осмысливаем источники, имеющие отношение к общечеловеческим ценностям, тем яснее вырисовывается беспрерывная цепь, связывающая нравственные факторы в общественном прогрессе. И нам нельзя забывать, а нужно постоянно обращаться и сравнивать духовное наследие дагестанских просветителей и великих мыслителей прошлого всего мира, которые всегда и во всем подчеркивали значимость нравственно-этических норм.

Богатство и знатность ни к чему, если ты аморален, когда человек не ведет себя по общественным правилам, все блага жизни для него бессмысленны.

В 1999 году депутатами Народного Собрания РД обсуждался в первом, во втором, а потом и в третьем чтении проект Закона «О защите личной и общественной нравственности в Республике Дагестан». Много говорили тогда о нравственности, что разговор о ней подобен беседе слепого с глухим, что канул в Лету культ честной жизни, что происходит нравственная деградация общества, после которой об экономическом возрождении и о восстановлении социальной справедливости остается только мечтать. Там же, в обсуждениях, говорилось о том, что дагестанцам следует ориентироваться не на нравы и порядки Европы и Америки, а на Дагестан XIX века, вспоминали, как, с какой любовью и уважением относились к Кавказу, его обычаям, нравам и порядкам русские и зарубежные путешественники, обладавшие честью офицеры царской армии, которые в своих донесениях писали, что их «воображение поражает совершенство политических форм правления горцев Дагестана, несмотря на бедность и экономическую разруху».

Говорили, говорили, но глубокая бездуховность все-таки охватила широкие слои дагестанского общества, независимо от их места нахождения на социальной лестнице.

Постепенно и, по-моему, уже начисто вытравлены из нашего сознания дагестанская традиция и верховенство духовного над материальным. Деморализация нашего общества, отсутствие нравственного идеала и запрета на пропаганду насилия, жестокости, вседозволенности и разврата сделали свое черное дело. Высоконравственные обычаи дагестанцев, их этические и моральные нормы стали понятиями и нормами, сохранившимися только как объекты изучения исторической науки.

На экранах телевизоров практически нет передач о дагестанских обычных, нормальных горских семьях, где царит культ отца и матери, пропагандирующих семейные ценности, чистоту, высокую нравственность. Но ведь еще тогда в Народном Собрании РД предлагали вести наблюдательные Советы на дагестанском телевидении, как во многих западноевропейских странах.

Везде и во все времена все зависило от того, какой жизненный путь выберет себе человек, но это всегда должен быть путь, ведущий его к совершенству. И среди нас все еще есть и прекрасно живут люди, которые защищают личную и общественную нравственность, которые следуют по пути возрождения и оздоровления морального и нравственного уровня нашего безнадежно больного общества, помня, что надежда умирает последней. Ведь не зря

И. Гёте говорил: «Главный фундамент нравственности есть добрая воля». 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

На суше и на море: пляжный сезон не за горами

Горожанам должно быть уютно и тепло, потому особое внимание уделяется местам отдыха. Тем более что сегодня они могут сами...

Автомобиль и гараж провалились под землю в Махачкале

Легковой автомобиль провалился под землю в Махачкале сегодня, 24 мая. В сети распространяется видео произошедшего и комментарии, что сверху...

В СИЗО в Махачкале пытались передать спрятанные в мыле телефоны

Сотрудники следственного изолятора № 1 в Махачкале пресекли попытку передать одному из заключенных крупную партию мобильных телефонов, сообщили в...

Спартакиада молодежи допризывного возраста прошла в Махачкале

Спартакиада молодежи Дагестана допризывного возраста состоялась на стадионе им. Елены Исинбаевой в Махачкале, сообщили в пресс-службе Минспорта республики. В программу...

Профессор из МГУ высоко оценил преображение Махачкалы

Известный ученый-правовед, профессор, заведующий кафедрой конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ...

Махачкалинский «Анжи» не получил лицензию РФС на следующий сезон

Махачкалинский футбольный клуб «Анжи» не получил лицензию Российского футбольного союза на участие в следующем сезоне Футбольной национальной лиги-II. Об...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам