Не слава, а слово дороже

Вот передо мной цикл под названием «Стихи о матери». Состоит он из семи частей. Конечно, поэтесса имеет творческое право самостоятельно обозначить жанр своего произведения. Но мне кажется, что эти стихи, нанизанные генеральной идеей на один только образ матери, тяготеют к обозначению жанра поэмы. Все эти стихи полны горской – житейской – философии, передаваемой из поколения в поколение, они доподлинно автобиографичны: в них проступают чеканные образы поэтессы и ее матери.

Залму Батирова строит размышления наперекор астрономическому времени – его стремительное течение не накладывает на субстанцию философского образа главного героя (в данном случае самой поэтессы – Г.Н.) печать взрослости. Обращаясь к матери, она ловит каждый всплеск ее чувств. В чувственных восприятиях между матерью и дочерью время будто останавливается, фиксируя их особую близость:

 

Я не ребенок давно уже, слышишь,

Волосы посеребрили года…

Но на меня, будто бы на малышку,

Ты снисходительно смотришь всегда.

 

Здесь обобщенно выражена философская истина – дети, независимо от их возраста, для родителей остаются маленькими: воспринимаются таковыми всегда.

Для детей родительский дом – это вечная кладезь щедрости и мудрости. Хорошо это понимает и поэтесса – на себе постоянно испытывает его благотворное влияние. Мать с грустной улыбкой провожает дочь в дорогу и готовит ей гостинцы (в скромном жилище для детей они всегда найдутся – Г.Н.). Справедливо строга горская мораль по отношению к детям, имеющим свои семьи; родители ответственно озабочены сохранением их семей. Автор ненавязчиво, но доступно переводит философский акцент на морально значимую и эмоционально трогательную ситуацию, а если более точно, на ситуативную мизансцену, где полновесно обозначен образ мудрой, дальновидной, старой матери. Взрослая дочь убеждена в искренности чувств матери, но возвеличивает в ней моральную ответственность за стабильность в ее семье:

 

Хоть расставаться тебе со мною жалко,

Тихо отрежешь:

– Пора уезжать!

 

Мать говорит так потому, что у дочери своя семья – муж и дети: она там всегда больше востребована, нежели у матери. По горским обычаям родители не должны баловать замужнюю дочь своим уступчивым вниманием ради того, чтобы не вызывать нареканий со стороны родителей мужа, чтобы не создавать причин для раздоров.

Преемственность добрых традиций старшего поколения – стержневой мотив философской поэзии Залму Батировой. Ее героиня унаследовала поведенческие устои матери – и счастлива этим прежде всего. Эти же ценности она прививает своим детям. Горские законы научили ее жить достойно, честно, оттого и красиво:

 

Я с тех пор с головою склоненной

Только перед Аллахом стою.

Поэтесса не приемлет мещанского блеска в быту – она предельно скромна: без скромности красота для нее не имеет смысла – такая красота сродни пустой тени. Образ матери не позволяет ей сойти с правильной дороги жизни – мать ее путеводная звезда.

В стихотворении «Долг матери» автор обращается к своей личности как к матери, то есть она стремится к самопознанию. В понимании поэтессы женщина ценна, прежде всего, как мать. Великая миссия женщины осмысливается ею по закону космософии, и она призывает всех женщин быть верными ему:

 

Всевышним все продумано заранее.

На этом свете мы живем не просто так.

И для меня нашлось особое задание.

Я – мать, а это очень важный знак.

 

Героиня одержима идеей воспитать достойных детей, чтобы она не знала ни чьих проклятий в свой адрес.

Поэтесса восхищается гармонией природы: явления чередуются в ней строго по внутренним законам, отчего и исходит первозданная красота. Через прием философского параллелизма З. Батирова задается фундаментальным вопросом человеческого бытия: почему человек ненасытен, ведь «он не самый худший сын природы»?

В любой, даже в самой суровой, картине природы автор чувствует пульс жизни. На дворе свирепствуют метель, склон укутан «пушистым мехом тумана», старинные дома по-стариковски трещат от мороза… Казалось бы, жизнь застыла. Однако героиню удивляют волшебные превращения, когда слышит она дышащее паром поле, вьюги напоминают напевы птиц, зеленая листва неудержимо рвется к воле, солнечный же восторг пронзает «ресницы ночи» (интересное метафорическое сочетание). Вообще в стихах Залму Батировой часто встречаются новаторские выразительные приемы. Вот еще один «… рыба укуталась плащом из серебра» (вместо чешуи серебристого цвета).

Красота и уют жизни зависят от человека – в этом автор убеждается на примере своего отца, считавшего, что жизнь всегда остро нуждается в узорах человеческих творений – добрых и прекрасных. Но поэтесса с горечью признается в том, что честных тружеников сегодня ничтожно мало:

 

Жизнь для одних в утехи превратилась,

Другие в муках жить обречены.

 

Поэзия З. Батировой глубоко патриотична. В стихотворении «Хочу домой» автор неуютно чувствует себя на чужбине, окончательно утомившись скукой по дому, и просит Аллаха о помощи, чтобы вернуться домой. Чужбина для поэтессы ущербна холодом человеческих сердец – здесь не принято, чтобы соседи здоровались друг с другом. Материальное богатство чужой земли совершенно не волнует героиню; ей дороже орел в горах и родник под скалой: по сравнению с этим, золото чужбины для нее прах. Поэтесса с гражданской гордостью преклоняется перед величием человеколюбивых традиций родного края, где без паспорта кунаку окажут честь, радушно усадят за стол и принесут поесть. Поэтому так сильна тяга героини к дому:

 

Я верю: Дагестан храним Всевышним,

Адатами, широкою душой,

В богатой бедности здесь каждый – ближний.

Хочу домой! Скорей, скорей домой!

 

«Богатая бедность» – аллюзивно выраженная установка на традиционную щедрость горцев: даже несмотря на скудный достаток, горцы щедро встречают гостей.

Героиня стихов З. Батировой ответственно относится к каждому дню своей жизни. Отсюда и подготовка к достойной и, к сожалению, неминуемой встрече со смертью. Ей легко предстать перед Всевышним – потому что живет она аккуратно и порядочно.

В стихотворении «Прометей» автор с болью рассказывает о том, что на Кавказе кровь льется рекой и горцы перестали понимать друг друга. Обращение к Прометею есть художественная условность, из которой автор извлекает идею о спасении региона: пусть Прометей своим огнем даст тепло сердцам горцев, чтобы смягчились они и начали понимать друг друга.

О любовной лирике. Ее героиня согласна поровну делить с возлюбленным все богатства и красоты планеты – совершить такое возможно. Но проблема в другом – героиня вопрошает и восклицает так:

 

Но как же мы будем делить, милый мой,

Всю горечь любви безответной?

 

Чистая и честная любовь для героини – альфа и омега ее жизненных идеалов, основа всех основ человеческого бытия.

В восприятии героини любовь – это душевный жар в груди двух людей, не мыслящих жизни друг без друга. Если погаснет этот огонь в груди одного из них, то наступит зима для чувств другого. Героиня полновесно переживает эту драму:

 

Между нами холодная линия,

Между нами снега и дожди.

 

Но ей небезразлична судьба того, кто был когда-то ею любим, похожего теперь на птицу слабого полета, – она хочет удостовериться в том, что он будет жить счастливо:

 

И какая качает царица

Колыбельку твоей мечты?

 

Но она все-таки выносит строгий приговор, но без произвола над его душой, а мягко и с метафорической иронией:

 

Был любви нашей сад без предела.

Я взрастила в нем столько роз!

Но теперь там черта раздела.

И наш сад бурьяном зарос.

 

Стихи Залму Батировой отличаются логической завершенностью и композиционной стройностью, богатством выразительных приемов – художественных тропов и фигур, отсутствием пустого многословия (плеоназма). Поэтесса искусно владеет словом и применяет его в нужном месте и в нужный момент. Умение дорожить словом – это первый отличительный признак талантливого поэта вообще, присущ он и стихотворчеству Залму Батировой в частности.

Автор данных аналитических раздумий не всегда щедр на похвалу. Но на этот раз мне пришлось не скупиться и не стесняться благородных оценок поэзии Залму Батировой, ведь при честном отношении к поэтическому творчеству по-другому быть просто не могло. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам