Воспитательно-образовательный ресурс как фактор формирования культурного имиджа махачкалинца

Сегодня государственное значение приобретают проблемы духовно-нравственной культуры поведения молодежи, что подтверждает Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря 2013 г.), в котором в качестве приоритетных обозначены необходимость и важность учета национально-этнических культур на всех ступенях российского образования, обеспечивающего достойную жизнь россиян с сформировавшейся российской идентичностью, формирование у учащейся молодежи социально ответственного предпринимательства, конкурентоспособности, способности к успешной социализации в обществе.

Дагестан – это миниатюрная Россия, это уникальный уголок земли, где лучше всего может быть понят, принят и осуществлен этнопедагогический, этноконфессиональный диалог культур, в современных условиях в Дагестане на приемлемо возможном уровне достигнута межэтническая гармония.

 Беседа с руководителями и учителями школ г. Махачкалы: с А.П. Гасановым, директором бизнес-лицея, К.О. Омаровым, педагогом-новатором и организатором СШ №34, руководящим названной школой много лет подряд, Р.Б. Асадуллаевой, директором СШ №5, М.Б. Муртазаевой, директором СШ №13, Б.М.-Р. Бамматулаевым, директором СШ №33 г., О.Г. Старостиной, учителем СШ №13, К.В. Байрамовой, учителем частной школы «Сахаб», О.Д. Ермолаевой, учителем частной школы «Гулливер», наш собственный многолетний опыт показывает, что формирование культурного имиджа махачкалинца затруднено по ряду причин. Во-первых, обострение социально-экономических проблем, сказывающихся на снижении уровня нравственности, слабо выраженная гражданская идентичность. Низкий уровень материальных и социально-бытовых условий усложняет процесс воспитания (люди больше озабочены добычей средств существования, а не воспитанием). Как верно отмечает Президент РАО Н.Д. Никандров, в современном мире негатив преобладает над позитивом; наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического); культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» – воспитание по принципу «Совершенствуй себя, чтобы быть полезным обществу», пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости.

Во-вторых, увлеченностью агрессивной, чуждой нам культурой, распространяемой через средства массовой информации, компьютерные игры и т.д, рост доверия к экстрасенсам, примитивная клиповая культура.

 Все больше представителей научной общественности склоняются к мысли о приоритетном значении коллективизма как традиционной ценности отечественной культуры и педагогики. «В странах, где в традициях культуры присутствует коллективизм, – пишет историк В.Коломенцев, – либерализм неприемлем. Он по самой своей сути равнозначен разрушению общественной системы, основанной на иной системе ценностей… Навязанная русскому народу либеральная модель не срабатывает в силу того, что ее ценности – индивидуализм, эгоизм – плохо усваиваются нацией, основные установки которой – коллективизм, солидарность, социальная справедливость, общее благо – во многом ей противоположны». Низкая педагогическая культура родителей не дает целенаправленно строить воспитательную работу.

В-третьих, негативно влияют на воспитательные процессы разрушение системы образования без адекватной ей замены и ниспровержение прежних социальных и политических идеалов без создания новых. Причина наших трудностей связана с тем, что стало неясным, что же воспитывать, «каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. И это прямо подводит нас к проблеме ценностей человека… Меняются ценности, меняются нормы, меняются цели воспитания. Общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила в полной мере этот факт изменением в целях воспитания. Это было в истории, но это особенно хорошо чувствуют современники».

Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского, не только великого математика, но и ректора Казанского университета, т.е. воспитателя юношества: «Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения?.. Мое мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать». Как будто эти слова гения представляют собой пророческие предостережения реформаторам нашей страны: система воспитания разрушена без адекватной ей замены.

В-четвертых, претерпевает изменения отношение к труду. Если раньше молодежь ценила интересную, творческую работу, возможность духовного роста, то теперь выдвигаются заработная плата, перспективы получения ее части валютой, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами. В исследовании Н.Д. Никандрова на основе анализа обширного фактического материала показано, как в условии капитализации российской экономики и новой политической ориентации смещаются представления молодежи о справедливости, честности в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Если нет мысли в головах и дела в руках, то портятся голова, руки и сам человек. Если вы выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас.

В-пятых, неоднозначно влияет на молодежь переживаемый обществом региональный и религиозный ренессанс. С одной стороны, процессы глобализации приводят к нивелированию этнических особенностей, но, с другой стороны, религия выполняет роль компенсаторного механизма, способствующего сохранению этноса.

В-шестых, молодежь учат свободе от культуры и нравственности, половой распущенности, образу жизни по правилу «расслабляйся» (от чего?), «бери от жизни все», праздности и безудержным развлечениям (за чей счет?), решениям личных проблем агрессией, насилием, жестокостью, якобы отвечающим «природе человека».

В-седьмых, ввиду ориентации воспитательной деятельности на борьбу с недостатками ребенка, на «выкорчевывание пороков», вместо «взращивания добродетелей и достоинств», отмечается преобладание словесных методов воспитания в ущерб практическим делам.

В-восьмых, в условиях перехода к рынку и рыночным отношениям активизируются такие негативные явления, как усиление бездуховности, жестокости у молодежи, разрушение моральных устоев общества, рост преступности и наркомании и правовой нигилизм.

В связи со сказанным возникает вопрос: что делать? Ученые-педагоги, социальные психологи рекомендуют признать серьезность проблемы приоритетности социализации по сравнению с воспитанием. Педагогизация воспитания становится одной из самых животрепещущих проблем современности.

Усилить гуманитарную составляющую и в науке, и в образовании. Подъем культуры надо начинать с благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания, что является началом всех начал.

Усилить патриотическую направленность образования и социализации. Признать, что все народы – великие педагоги. Этот тезис снимает с повестки дня вопрос об отсталых в культурном отношении народов. Пренебрежение к культуре любого из народов есть бескультурье, ибо ни одна национальная культура, пусть и самая богатая, не является самодостаточной. Национальная ограниченность в любой форме губительна и для личности, и для народа как исторической личности.

Принять ряд ограничительных мер по примеру развитых стран и в рамках Конституции страны, проявив политическую волю («Цензура по мотивам нравственнсти»). Возродить принцип природосообразности и признать, что воспитание – это организация нравственно осмысленной, духовно насыщенной событиями жизни.

Выстраивать гуманистическую модель воспитания, как можно больше уважения и больше требовательности.

В основу системы всех ступеней образования будут положены прогрессивные идеи народной педагогики как источника совершенствования этой системы и повышения ее воспитательного потенциала, а также должны быть созданы педагогические условия, способствующие воспитанию ценностно ориентированной и духовно здоровой личности посредством перевода «кругов ценностей»: 1. общечеловеческие, которые прошли испытание временем, – жизнь, свобода, счастье, честь; 2. ценности, обладающие характером преемственности, передаваемые из поколения в поколение, – труд, красота, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека, Отечество; 3. ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность) в субъективные, индивидуальные ценностные ориентиры.

А педагогические коллективы образовательных учреждений преподавателей будут проявлять высокий уровень духовности, нравственности и культуры, если содержание проводимой работы с учащимися будет основано на учете природных, этнических, религиозных и современных социальных предпосылок в этом направлении. Религиозный и народный опыт будет выступать как единое целое, синтезируется их аксиологический потенциал как духовная ценность для передачи последующим поколениям.

С молодежью необходимо обсуждать вопросы, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, экологии, организовывать экскурсии в музеи, посещать различные выставки с последующим их обсуждением, читать и обсуждать классическую и современную литературу. Поощряется и поддерживается обсуждение достижений современной и прошлых цивилизаций, науки, культуры, религиозных обрядов, традиций. Рекомендуется принимать активное участие в различных выставках детского и юношеского творчества, конкурсах, олимпиадах.

Нужно обратиться к педагогической культуре народов Дагестана, поддерживать и поощрять преемственность семейных традиций.

Большую роль в воспитании духовно богатой личности призваны образовательные учреждения: педагоги должны совершенствовать формы и методы внеклассной работы на этнокультурной парадигме.

Дело в том, что обращение с историей как с коллективной памятью народа предполагает высокий уровень культуры и исторического мышления. Очень важны сегодня научные исследования культурно-исторических и духовно-национальных семейных традиций народа.

Разрешение современных политических, социально-экономических и нравственных (духовных) проблем российского общества во многом зависит от правильного понимания задач воспитания культуры поведения на основе общечеловеческих ценностей, а более всего – от скоординированности и согласованности действий всех социальных институтов для реализации поставленных задач воспитания. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...

ГУПы и МУПы Махачкалы будут реформированы

Совещание по вопросам реформирования муниципальных унитарных предприятий состоялось под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова. Глава города обратил внимание...

Добровольцам, вступившим в батальон «Каспий», будет оказана дополнительная помощь

17 апреля в режиме ВКС состоялось совещание под председательством руководителя Администрации Главы и Правительства РД Алексея Гасанова, в ходе...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы обсудил подготовку к туристическому сезону

16 апреля под руководством главы столицы Дагестана Юсупа Умавова прошло совещание по вопросу подготовки к туристическому сезону. Об этом...

Депутаты открыли очередную детскую площадку

Накануне депутаты города Махачкалы во главе с председателем Собрания Марисом Ильясовым открыли очередную детскую площадку для жителей многоквартирного дома...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам