Сегодня государственное значение приобретают проблемы духовно-нравственной культуры поведения молодежи, что подтверждает Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации (12 декабря
Дагестан – это миниатюрная Россия, это уникальный уголок земли, где лучше всего может быть понят, принят и осуществлен этнопедагогический, этноконфессиональный диалог культур, в современных условиях в Дагестане на приемлемо возможном уровне достигнута межэтническая гармония.
Беседа с руководителями и учителями школ г. Махачкалы: с А.П. Гасановым, директором бизнес-лицея, К.О. Омаровым, педагогом-новатором и организатором СШ №34, руководящим названной школой много лет подряд, Р.Б. Асадуллаевой, директором СШ №5, М.Б. Муртазаевой, директором СШ №13, Б.М.-Р. Бамматулаевым, директором СШ №33 г., О.Г. Старостиной, учителем СШ №13, К.В. Байрамовой, учителем частной школы «Сахаб», О.Д. Ермолаевой, учителем частной школы «Гулливер», наш собственный многолетний опыт показывает, что формирование культурного имиджа махачкалинца затруднено по ряду причин. Во-первых, обострение социально-экономических проблем, сказывающихся на снижении уровня нравственности, слабо выраженная гражданская идентичность. Низкий уровень материальных и социально-бытовых условий усложняет процесс воспитания (люди больше озабочены добычей средств существования, а не воспитанием). Как верно отмечает Президент РАО Н.Д. Никандров, в современном мире негатив преобладает над позитивом; наш мир есть мир насилия (физического, военного, сексуального, психологического); культ «красивой жизни», богатства вообще и денег в частности естествен и необходим, «воспитание разумных потребностей» – воспитание по принципу «Совершенствуй себя, чтобы быть полезным обществу», пережиток коммунистических времен, высшие (духовные) потребности – либо от скудости, либо от глупости.
Во-вторых, увлеченностью агрессивной, чуждой нам культурой, распространяемой через средства массовой информации, компьютерные игры и т.д, рост доверия к экстрасенсам, примитивная клиповая культура.
Все больше представителей научной общественности склоняются к мысли о приоритетном значении коллективизма как традиционной ценности отечественной культуры и педагогики. «В странах, где в традициях культуры присутствует коллективизм, – пишет историк В.Коломенцев, – либерализм неприемлем. Он по самой своей сути равнозначен разрушению общественной системы, основанной на иной системе ценностей… Навязанная русскому народу либеральная модель не срабатывает в силу того, что ее ценности – индивидуализм, эгоизм – плохо усваиваются нацией, основные установки которой – коллективизм, солидарность, социальная справедливость, общее благо – во многом ей противоположны». Низкая педагогическая культура родителей не дает целенаправленно строить воспитательную работу.
В-третьих, негативно влияют на воспитательные процессы разрушение системы образования без адекватной ей замены и ниспровержение прежних социальных и политических идеалов без создания новых. Причина наших трудностей связана с тем, что стало неясным, что же воспитывать, «каким мы хотим видеть россиянина в наших специфических условиях переходного периода и в ближайшей перспективе. И это прямо подводит нас к проблеме ценностей человека… Меняются ценности, меняются нормы, меняются цели воспитания. Общество чувствует, что ценности сменились, а система образования не отразила в полной мере этот факт изменением в целях воспитания. Это было в истории, но это особенно хорошо чувствуют современники».
Вспоминаются слова Н.И. Лобачевского, не только великого математика, но и ректора Казанского университета, т.е. воспитателя юношества: «Чему должно нам учиться, чтобы достигнуть своего назначения?.. Мое мнение: ничего не уничтожать и все совершенствовать». Как будто эти слова гения представляют собой пророческие предостережения реформаторам нашей страны: система воспитания разрушена без адекватной ей замены.
В-четвертых, претерпевает изменения отношение к труду. Если раньше молодежь ценила интересную, творческую работу, возможность духовного роста, то теперь выдвигаются заработная плата, перспективы получения ее части валютой, потребительские настроения, стремление к материальному благополучию любыми средствами. В исследовании Н.Д. Никандрова на основе анализа обширного фактического материала показано, как в условии капитализации российской экономики и новой политической ориентации смещаются представления молодежи о справедливости, честности в сторону вседозволенности, стяжательства, эгоизма и стремления разбогатеть любой ценой. Если нет мысли в головах и дела в руках, то портятся голова, руки и сам человек. Если вы выберете труд и вложите в него душу, то счастье само отыщет вас.
В-пятых, неоднозначно влияет на молодежь переживаемый обществом региональный и религиозный ренессанс. С одной стороны, процессы глобализации приводят к нивелированию этнических особенностей, но, с другой стороны, религия выполняет роль компенсаторного механизма, способствующего сохранению этноса.
В-шестых, молодежь учат свободе от культуры и нравственности, половой распущенности, образу жизни по правилу «расслабляйся» (от чего?), «бери от жизни все», праздности и безудержным развлечениям (за чей счет?), решениям личных проблем агрессией, насилием, жестокостью, якобы отвечающим «природе человека».
В-седьмых, ввиду ориентации воспитательной деятельности на борьбу с недостатками ребенка, на «выкорчевывание пороков», вместо «взращивания добродетелей и достоинств», отмечается преобладание словесных методов воспитания в ущерб практическим делам.
В-восьмых, в условиях перехода к рынку и рыночным отношениям активизируются такие негативные явления, как усиление бездуховности, жестокости у молодежи, разрушение моральных устоев общества, рост преступности и наркомании и правовой нигилизм.
В связи со сказанным возникает вопрос: что делать? Ученые-педагоги, социальные психологи рекомендуют признать серьезность проблемы приоритетности социализации по сравнению с воспитанием. Педагогизация воспитания становится одной из самых животрепещущих проблем современности.
Усилить гуманитарную составляющую и в науке, и в образовании. Подъем культуры надо начинать с благоприятных условий для возрождения традиционной культуры воспитания, что является началом всех начал.
Усилить патриотическую направленность образования и социализации. Признать, что все народы – великие педагоги. Этот тезис снимает с повестки дня вопрос об отсталых в культурном отношении народов. Пренебрежение к культуре любого из народов есть бескультурье, ибо ни одна национальная культура, пусть и самая богатая, не является самодостаточной. Национальная ограниченность в любой форме губительна и для личности, и для народа как исторической личности.
Принять ряд ограничительных мер по примеру развитых стран и в рамках Конституции страны, проявив политическую волю («Цензура по мотивам нравственнсти»). Возродить принцип природосообразности и признать, что воспитание – это организация нравственно осмысленной, духовно насыщенной событиями жизни.
Выстраивать гуманистическую модель воспитания, как можно больше уважения и больше требовательности.
В основу системы всех ступеней образования будут положены прогрессивные идеи народной педагогики как источника совершенствования этой системы и повышения ее воспитательного потенциала, а также должны быть созданы педагогические условия, способствующие воспитанию ценностно ориентированной и духовно здоровой личности посредством перевода «кругов ценностей»: 1. общечеловеческие, которые прошли испытание временем, – жизнь, свобода, счастье, честь; 2. ценности, обладающие характером преемственности, передаваемые из поколения в поколение, – труд, красота, гуманизм, знание, идеал воспитанного человека, Отечество; 3. ценности, ставшие приоритетными в новой системе координат социального развития общества (компетентность, конкурентоспособность, инициативность, успешность) в субъективные, индивидуальные ценностные ориентиры.
А педагогические коллективы образовательных учреждений преподавателей будут проявлять высокий уровень духовности, нравственности и культуры, если содержание проводимой работы с учащимися будет основано на учете природных, этнических, религиозных и современных социальных предпосылок в этом направлении. Религиозный и народный опыт будет выступать как единое целое, синтезируется их аксиологический потенциал как духовная ценность для передачи последующим поколениям.
С молодежью необходимо обсуждать вопросы, которые затрагивают проблемы мироздания, мироведения, экологии, организовывать экскурсии в музеи, посещать различные выставки с последующим их обсуждением, читать и обсуждать классическую и современную литературу. Поощряется и поддерживается обсуждение достижений современной и прошлых цивилизаций, науки, культуры, религиозных обрядов, традиций. Рекомендуется принимать активное участие в различных выставках детского и юношеского творчества, конкурсах, олимпиадах.
Нужно обратиться к педагогической культуре народов Дагестана, поддерживать и поощрять преемственность семейных традиций.
Большую роль в воспитании духовно богатой личности призваны образовательные учреждения: педагоги должны совершенствовать формы и методы внеклассной работы на этнокультурной парадигме.
Дело в том, что обращение с историей как с коллективной памятью народа предполагает высокий уровень культуры и исторического мышления. Очень важны сегодня научные исследования культурно-исторических и духовно-национальных семейных традиций народа.
Разрешение современных политических, социально-экономических и нравственных (духовных) проблем российского общества во многом зависит от правильного понимания задач воспитания культуры поведения на основе общечеловеческих ценностей, а более всего – от скоординированности и согласованности действий всех социальных институтов для реализации поставленных задач воспитания.