Жизнь и судьба Рамазана Усугского

В первом разделе изложены сведения о селении Усуг. По некоторым данным, оно возникло в VIII-IX вв. н.э. и расположено у центральной магистрали: Дербент, Курах, Рича, Чирах, Кумух и т.д. О древности села свидетельствуют сохранившиеся на могильных плитах куфические надписи, легенды, предания, фундаменты разрушенных аулов недалеко от Усуга.

Территория Усуга в древности входила в Кавказскую Албанию, позже в Лакз, а также в Курахский, Ричинский союзы сельских обществ.

В работе приводятся данные о борьбе жителей сел. Усуг против татаро-монгол, сефевидов. Упорной была борьба усугцев против иранских и турецких завоевателей.

С присоединением Дагестана к России и образованием Кюринского ханства феодально-колониальный гнет над жителями сел. Усуг усилился. С 1864 по 1917 г. Усуг находился в составе Курахского наибства Кюринского округа.

Достаточное место в работе отведено занятиям населения: земледелию, скотоводству. Важной сферой трудовой деятельности жителей Усуга были домашние промыслы. Ведущее место занимало изготовление женщинами изделий из шерсти, ковров, сукна, обуви, одежды. Кожевенным производством занимались мужчины. Малоземелье и низкая продуктивность скота не обеспечивали занятость трудоспособного населения аула в производстве круглый год, поэтому часть усугцев вынуждена была искать работу на стороне. Усугские мужчины находили себе работу в лезгинских аулах. С присоединением к России отходники из Усуга работали в мареноводстве в Дагестане, в нефтяной промышленности города Баку.

В книге раскрываются социальные отношения, дается характеристика земельных отношений. По социальному положению усугцы были узденями. Основными формами земельной собственности были лажбарская, общинно-джамаатская и мечетская.

На сельском сходе решались вопросы, касающиеся жителей аула. Интересны страницы, посвященные культуре усугцев. В Усуге при мечети функционировали мектебы и библиотека, в которой хранились десятки рукописей и печатных книг восточных и дагестанских алимов. В мектебе учились уталимы, ставшие впоследствии алимами: шейх Магомед-Эфенди, шейх Камиль, Насрулла-эфенди и другие. Усугцы продолжали учебу в Гельхенском медресе, основанном в 1622 г., а также в кумухском медресе. Магомед Эфенди Усугский обучался у Джамалутдина Казикумухского. Говоря о культуре усугцев, в книге приводятся данные о фольклоре, строительном деле, вышивке одежды, обуви.

Один из разделов книги посвящен борьбе усугцев против угнетателей – ханов, в частности, Аслан-хана. Усугцы активно участвовали в антиколониальной и антифеодальной борьбе горцев, которую возглавил мюршид Мухаммад Ярагский (1771-1838). Предки мюршида были выходцами из соседнего агульского аула Курдал, и поэтому его влияние на жителей Усуга и других агульских сел было огромным. Усугцы принимали активное участие в борьбе с колонизаторами.

После образования Кюринского округа Усуг вошел в Курахский участок.

По-прежнему положение трудового народа было тяжелым. В 1877 г. жители Курахского участка восстали против угнетателей.

Специальный раздел книги посвящен кьважанмаллантарскому роду, принадлежащему к тухуму «Магарамар». Название рода «къважан» означает долгожитель, а маллантар – муллы, т.е. в названии рода отражено понятие «долгоживущие ученые». В этом роду были 7 поколений мулл. Род был незажиточным.

Рамазану Усугскому посвящен четвертый раздел работы. Он родился в 1879 г. и умер в 1937 г., учился в примечетской школе, затем в гельхенском медресе, знал многие дагестанские языки, а также владел азербайджанским, турецким и арабским языками. Рамазан был мастером на все руки: пахал, косил, чинил орудия труда, шил шубы и т.д. Он был цветоводом, занимался пчеловодством, считался хорошим костоправом. Рамазан Усугский пользовался уважением большинства сельчан, контролировал не только духовную, но и повседневную жизнь жителей аула, взаимоотношения между ними.

В разделе «Тяжкое двадцатилетие семьи Рамазана Усугского» говорится об испытаниях, связанных с преследованиями властями представителей мусульманского духовенства, в том числе и Рамазана Усугского. Автор книги пишет: «Однажды после возвращения из тюрьмы отец сказал, не знаю за что меня часто отрывают от семьи. Я никогда никому плохого не делал, «халал – мой друг, а харам – мой враг». Хозяйство Рамазана Усугского облагалось большими налогами, при неуплате которых в срок конфисковывалось имущество.

В июле 1937 года Рамазана Усугского арестовали, обвиняя его в связях с Абиссинией и Германией, будто бы он был сторонником Троцкого, нелестно отзывался о советской власти, Конституции СССР, колхозном строе, участвовал в восстании 1930 г. Рамазан Усугский категорически опроверг все эти ложные обвинения и отказался подписать «обвинительное заключение». В то же время он подтвердил, что был муллой до закрытия мечети и учителем примечетской школы. 28 октября 1937 г. «тройка» НКВД ДАССР приговорила его к расстрелу.

После этого материальное положение семьи Рамазана Усугского было сильно подорвано. Вся тяжесть воспитания детей легла на плечи матери, которая повторяла, что с семьей случилось «испытание, а не поражение».

Один из разделов работы посвящен семье Рамазана Усугского в годы Великой Отечественной войны, когда все члены его семьи показали себя патриотами Отечества.

Трое из четырех братьев воевали против захватчиков. Гарун героически погиб, защищая Ленинград, Эфенди служил в советских войсках в Иране, которые обеспечивали стратегические интересы страны, Хидир в 16-летнем возрасте в 1941 г. добровольно ушел на фронт, активно участвовал в разгроме Германии и Японии, четвертый брат имел бронь, участвовал в строительстве оборонительных объектов. Кроме того, всей семьей помогали фронту: мать и сестры сдали в фонд обороны свои скромные драгоценности из серебра.

Несколько страниц посвящены встречам Хидира Рамазанова с клеветниками на Рамазана Усугского, а также послевоенной жизни – учебе в Даггосуниверситете (бывший Дагпединститут им. С. Стальского), научной и педагогической деятельности автора.

Работа завершается приложением о Магомеде Эфенди Усугском (штрихи к портрету). Он был алимом (ученым), который постоянно поддерживал связь с Шамилем и Джамалудином.

В книге опубликованы редкие фотографии членов семьи Рамазана Усугского.

Она написана доступным языком, живо, интересно и представляет большой интерес в научном и практическом отношении. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам