Безнаказанность убила культуру?

При соблюдении всех Правил дорожного движения водитель будет передвигаться на транспорте со скоростью пешехода – это прекрасно понимает любой махачкалинский автовладелец, поэтому маневрирует, как только может. У пешехода «своя тема» – редкий из них будет искать «зебру» на дорожном полотне. Перейти «здесь и сейчас» – вот самоцель, с нею махачкалинец рождается и, как показывает печальная статистика, иногда умирает.

 

ЕСЛИ БЫ ОН ЗНАЛ, ЧТО НАКАЖУТ…

Профилактические мероприятия для повышения общей правовой культуры, создание надземного и подземного перехода (конкретики ради скажу – и того и другого по одной штуке); из новейших – введение системы ГЛОНАСС и установка видеокамер на оживленных улицах города в рамках проекта «Безопасный город», казалось бы, должны были как-то исправить ситуацию в столице. Казалось бы… Но нет… Свидетели того, что «нет», каждый из нас, кто ежедневно выходит или выезжает в Махачкалу – по делам, по работе и т.д. Ежедневно мы видим шокирующую приезжих и привычную для жителей Махачкалы картину – выезды на «встречку», «подрезания», убийственные маневры маршрутников (степень мастерства некоторых такова, что кажется, они могут проехать по краю тротуарного бордюра, не задев участников дорожного движения – с одной стороны и пешеходов – с другой), пешеходов, не ищущих прямых путей, а движущихся зигзагами между машинами, попрошаек-камикадзе обнимающих бамперы машин, парковки машин на тротуарах, парковка на дороге двойными рядами… продолжать бессмысленно. А повлиять на ситуацию надо бы.

Ведущий эксперт отдела контроля и организации таксомоторных перевозок Министерства промышленности, транспорта и энергетики РД, председатель комиссии по таксомоторным перевозкам города Махачкалы Гамид Гадисов считает: «Уровень культуры водителей на такой же «высоте», как и во всех остальных сферах… срабатывает человеческий фактор. Просто каждый человек должен в первую очередь думать о том, создает ли он удобства или помехи окружающим. Водители друг друга не уважают, а для тех, кто занимается пассажирскими перевозками на маршрутных такси и такси, главная цель – побыстрее завершить рейс и набрать следующих пассажиров. Пешеходы тоже… они должны знать, что нарушать нельзя. Есть такое понятие – неотвратимость наказания. Пока у нас это не является догмой. У многих наших людей есть чувство безнаказанности, вседозволенности и просто неуважения к окружающим. Наверное, и эгоизм на первом месте. Каждый хочет выгоду себе, свои проблемы решать и свои интересы на первое место ставить». Ситуация изменится с программой «Безопасная республика», в городе есть несколько точек, где установлены камеры. А пока это «болезнь» не только дагестанская, но и общероссийская. Но в других городах наши земляки более законопослушные, чем здесь. Там они знают – накажут, а здесь есть надежда, что пройдет. И обычно «прокатывает» то знакомые, то … менталитет такой.

Дагестанские маршрутники прославились и за пределами республики. О том, что водителям маршрутных такси Махачкалы запретят слушать музыку на большой громкости и курить за рулем, пишут в «Российской газете» (от 21.11.2013). К такому решению пришли городские власти после шквала жалоб от пассажиров. Для решения проблемы в администрации Ленинского района города прошло специальное совещание. В ГИБДД планируется штрафовать «водителей-рецидивистов» от 1000 до 2000 рублей, а кроме того, ускорить завершение работ по оборудованию всех автомобилей приборами ГЛОНАСС.

Парадоксально, но водитель одного из маршрутных такси заявил мне, что, соблюдая правила дорожного движения при пристегнутом ремне безопасности, он обращает на себя внимания работников ДПС больше, чем в «обычном» режиме. «Думают, что пьяный и останавливают на каждом шагу», – пояснил он такое недоразумение. А с другой стороны, изобилие таксистов, нарушающих правила, не соблазняет работника ДПС «покарать» нарушителей. Он милостиво его простит, как бедолагу, тогда как некоторые изощренные «бедолаги» по городу заряжают такие цены, будто пассажир едет, к примеру, в Дербент…

 

СЕМЕЧКИ, СИГАРЕТЫ И… ТАПОЧКИ

– Во всех патрульных машинах установлены видеокамеры, чтобы были видны работники и гражданские. Чтобы фиксировать действия и тех, и других. По городу тоже есть видеофиксаторы. И наказываем, но этого недостаточно. Их надо пожестче наказывать! Отношения у работников тоже… Увидят сыновей чиновников и спортсменов… и… – начальник отдела ГИБДД УМВД РФ по г. Махачкале Шарапутдин Алиев подбирает нужное слово, а мне хочется закончить предложение глаголом «прощают».

К пешеходам, естественно, тоже есть претензии. Раз в два месяца ГИБДД проводит операцию «Пешеход», составляются протоколы. У многих нарушителей с собой не бывает паспортов. Чтобы человека оштрафовать – целая проблема!

Конечно, зебры – тоже проблема номер один. Краска не соответствует ГОСТу, и она смывается дождями и снегом. В рамках программы «Безопасный город» во главе с заместителем главы администрации Махачкалы Абусупьяном Гасановым проводилось совещание. На нем обговаривался план действий. Вот придет весна в полном смысле этого слова, потеплеет и… появятся у нас «зебры».

Но программы программами, наказания – наказаниями, а поведение дагестанцев отличается от общероссийского. «У нас люди гордые. У нас люди не умеют уступать. Если делаешь замечание, воспринимают как оскорбление. Как будто унижение. Замечание тоже надо уметь воспринимать. Когда один говорит, другой должен слушать, а у наших терпения не хватает. Элементарно не научились уважать закон», – констатирует Алиев.

Хотя… многие махачкалинцы заметили, что там, где рядом с передвижными постами ДПС стоит машина с военными, автовладельцы стараются максимально проявить «знание» Правил дорожного движения.

Частенько приходится рассматривать обращения людей, по большей части пассажиров, и главному госинспектору территориального отдела государственного автодорожного надзора по РД Раджабу Магомедову.

Громкая музыка, семечки, сигареты – привычная атмосфера в маршрутке. При всем том шутливо-язвительные замечания-наклейки типа «есть бананы, орехи и семечки с кожурой». Пассажиры, понятно, не в восторге. Наказания достаточно жесткие – в лучшем случае извинения перед пассажирами, лишение поездок на неделю или на месяц, в худшем – с водителем расторгают договор, то есть лишают права перевозки. Таких примеров десятки. «Но культура остается ужасной. Выглядят водители неопрятно, некоторые – в тапочках. Процентов 10 соответствуют, остальные – нет. У людей нет интереса ни к чему, кроме как к деньгам. Социальная необустроенность, никаких социальных гарантий, люди раздражены. Они платят и едут. И альтернатив нет. Все упирается в «побыстрее и побольше». Мы не можем показать им образцы культуры. Ни федеральное, ни республиканское, ни столичное руководство не вводит новые автобусы, маршруты. Все на «ура». Те предприятия, что были, их распродали.

И одними профилактическими мероприятиями и штрафами ситуацию трудно изменить. Мы накладываем серьезные штрафы до 50 тысяч. Если нет страховки – 40 тысяч рублей. Десятки людей наказаны за техническую неисправность, а толку…». Это звучит как приговор сказанному выше о том, что штрафы надо ужесточать.

 

ЗАМЕЧАНИЯ ДЕЛАТЬ ОПАСНО

Естественно, культура поведения, а точнее, ее отсутствие – проблема не одного дня. В 2011 году в интервью «МИ»» заместитель главы города Махачкалы Ферезулла Кахриманов (на тот момент курирующий блок вопросов безопасности и транспортной сферы) так комментировал положение вещей: «Это очень больной вопрос. Мы и специальные «кармашки» предусмотрели для остановки общественного транспорта. Но водители продолжают нарушать, и все как один ссылаются на пассажиров: дескать, не остановишь по первому требованию, пассажир начинает возмущаться и хуже того – пытается выйти прямо на ходу, на проезжей части. Опять-таки все дело в культуре людей, в незнании законов или их игнорировании. И замечания кому-то делать опасно, некоторые в драку лезут». Вообще и заборчики – металлические ограждения приходилось устанавливать по длине улиц (самой огороженной получилась улица Акушинского), чтобы отучить пешеходов от пагубной привычки срываться и нестись через дорогу, бросая водителей в холодный пот. В интервью информационно-аналитическому журналу «Политическое образование» от 31.10.2012 временно отстраненный мэр Махачкалы Саид Амиров сослался на культуру поведения горожан: «Вот мы расширили ул. Ярагского, сделали почти невозможное, отодвинув застройки и заборы и с этой, и с той стороны на несколько метров, переложили все коммуникации, опоры электролиний, однако наши водители ставят на парковку машины в два ряда, суживая проезжую часть. Это вопрос культуры и ответственности. Занимают места для остановки общественного транспорта. Сегодня в Махачкале действует правило: при строительстве коммерческого объекта 30% территории резервировать под стоянку. В противном случае не выдается разрешение на строительство объекта. И здесь застройщики стараются обмануть службы города, утверждают один проект, а строят по другому. Поэтому сносим, не разрешаем. Но когда на протяжении всей улицы стоят объекты сферы торговли, общепита, сервисного обслуживания, разных малых производств, то возникает проблема транспорта и парковки». Начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ обещал дать комментарий, но в силу объективных или субъективных причин комментарий взять не удалось.

 

 

КТО КРАЙНИЙ?

Социальная неустроенность ли… менталитет ли, может, дороги неровные или узкие или слишком широкие. Человек, завладевший транспортным средством, должен понимать, при неосторожном обращении машина может превратиться в танк, а водитель из автовладельца – в убийцу. Невнятная транспортная политика города, обыкновенное человеческое хамство (давайте не путать с менталитетом – с этим у нас все в порядке) как водителей, так и пешеходов, прущих в гущу машинной мясорубки, нечистоплотность (запыленные и загаженные машины – привычное явление) людей, которые привыкли не исправлять недочеты, а, как плохие школьники, искать тысячу оправданий… И это никогда не прекратится. Потому что всегда найдется тот, кто попытается «прикрыть» нарушение. Как тот парень, который, увидев меня с фотоаппаратом, обеспокоился и сказал примерно следующее: «Не снимайте эти машины, они же потом штрафы получат, среди них есть мои друзья». Да и по сути те, кто должен контролировать ситуацию на дорогах, смотрят сквозь пальцы на нарушителей с крутой родней. И дело вовсе не в знании или незнании Правил дорожного движения. Ведь автовладельцы учат правила, чтобы их потом не соблюдать (теория – одно, а практика – иное), чтобы спешить по своим делам или гнаться за рублем, оценивая свою жизнь и жизнь других участников движения на копейку. Да, кроме троллейбусов, общественного транспорта не осталось, но если рассчитать количество маршруток, необходимых для города: примерно две на 1000 человек, получится полторы тысячи на 750 тысяч населения. К чему перегружать город лишними единицами низкого качества обслуживания, к тому же устраивающими ралли на дорогах. Почему бы не установить платные парковки на улицах, пользующихся популярностью среди населения? Почему бы не реконструировать надземный переход, рассчитав, где он действительно нужен, а не «наличия» ради? Почему бы пешеходам не научиться терпению, подождать, пока будет «можно» идти, а не «нужно» проскочить через дорогу или соскочить с маршрутки? Этому научиться нельзя, если нет элементарного воспитания делать так, как должно быть, а не так «как по кайфу». А пока будем жаловаться – пешеходы на водителей, водители на пешеходов… и рассуждать о культуре со стороны. 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

В Махачкале выслушали отчёт о проделанной администрацией Ленинского района работе в сфере привлечения налоговых доходов

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с председателем городского Собрания Депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата...

Питер, встречай: виртуальная экскурсия от создателей сериала «Всё ОК»

Новый культурный сериал «Всё ОК» (16+) не только признается в любви к Санкт-Петербургу, но и помогает лучше узнать Северную...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам