«Обреченные» читать

С «РУССКОГО НА РУССКИЙ»

Нашим современникам не нравится читать … тому есть масса причин. А главная вот в чем: им хочется, чтобы читали их самих (!) и желательно ставили лайк. Пишут смски, сочиняют статусы, оформляют фото комментариями, делятся мыслями. Тоже своего рода творчество. Почему бы и нет? Но библиотекари сегодня уже бьют тревогу. И не зря. Тенденция к закрытию библиотек наблюдается не только в Дагестане, но и по России. Допустим, в Волгограде. Пришли сотрудники библиотеки №5 Волгограда на работу, а ее уже закрыли… справедливо? Нет, ответит библиотекарь и приведет веский аргумент: чтение никто не заменит, никакой коммуникативный ресурс. Ни электронные книги… ни что другое, но и в Дагестане кое-где книги тоже остаются не у дел. В Лакском районе, к примеру, из библиотеки умудрились сделать культурно-досуговый центр. В целом отмечается спад интереса к чтению. В 2012 году была 1081 библиотека по Дагестану. В 2014 уже 1066. Наверное, это плохо. Кто должен выправлять ситуацию? Заместитель министра культуры РД Елена Гарунова кивает на библиотекарей: они должны привлечь внимание читателей. Должны сделать из библиотеки третье место (куда человек будет стремиться, помимо работы и дома). Ну, пусть это будет социальная реклама: «В лоб выступить и сказать, что вы должны прийти в библиотеку, мы работаем с 9 до 18, это не совсем то. То есть реклама тоже должна быть продуманной. Она должна заинтересовывать».

А чтобы понимать, в каком направлении двигаться, «Важно общение с коллегами, где уже намечены конкретные задачи и уже есть успехи в этой области… Но мы не должны забывать о главном – о предоставлении информационных услуг. И качество этих услуг невозможно без тех возможностей, которые дает Интернет, без текстовых баз данных, которые необходимо подписывать. И это тоже деньги. Чтобы подключить, допустим, базу реферативных журналов, подписаться на нее на полгода и на год – это достаточно большие средства. Но тем не менее в глазах наших читателей наша информационная составляющая от этого страдает. Качество библиотечного фонда… Если читатель к нам приходит, и мы, скромно потупив глаза, предлагаем ему из 10 книг только две последних лет издания, естественно, читатель сделает свои выводы и, возможно, сюда больше не придет. От качества комплектования зависит очень многое. Каждая купленная библиотекой книга – она не может быть случайной, потому что у нас нет на это денег».

Заместитель и.о. главы администрации Татьяна Гамалей видит в библиотеках идеальную площадку для информирования населения о деятельности местной власти. Это особенно важно для сельских и городских поселений. Перевод с официального на доступный для населения язык текстов официальных документов. С «русского на русский». У нас же есть пожилая часть населения, которая не понимает все, что написано официальным языком.

Библиотеки в недалеком будущем могут стать звеном в создании электронного муниципалитета. Каждый гражданин должен иметь возможность обратиться за помощью при оформлении любой справки, получении информации о предоставлении муниципальной и государственной услуг».

«Мы любим говорить, я это сделал, то сделал. Нам нужно подумать, что я это не сделал, то не сделал и что еще могу сделать», – говорит Татьяна Гамалей.

Вообще библиотека должна стать местом востребованным. И, в конце-то концов, библиотекари должны подумать над тем, как завлечь читателя. Как предложить ему книгу так, чтоб не смог отказаться. Как сделать посещение библиотеки модным, а начитанность – предметом восхищения, а не презрительного «ботаник». Не помешало было бы и внешне что-то изменить. Нетипичное для библиотеки световое решение, нетипичная подача книги, изменение внутренней обстановки – сыграло бы на руку библиотеке. Было бы желание меняться. Или были бы финансы? Этот вопрос хоть и не первый, но один из важных в ряду других.

 

ЕСТЬ БАЗЫ ДАННЫХ – НЕТ ЧИТАТЕЛЕЙ

К вопросу о финансах. Человек устроен так, что готов платить за то, что ему интересно. Он оставляет деньги в кафе, если ему нравится интерьер и кухня, оставляет деньги там и сям. Купит безделушку и рад, если она ему в удовольствие. И считает, что сделал правильно. А библиотека – учреждение бесплатное. Казалось бы, дагестанское общество должно от этого только выигрывать. Но тяги к чтению у людей нет. Да, есть школьники. Им литература в «обязаловку». Есть студенты. Они тоже галопом по Европам. Читают наспех, кто-то и листы умудряется выдирать. А вот интерьером завлекать тоже не получается. Многие библиотеки в Махачкале элементарно не могут позволить себе ремонт.

Директор Махачкалинской ЦБС устала от бесконечных хождений по УЖКХ, администрации. Денег нет. Фонды в последний раз тоже обновлялись в 2001 году: «Библиотеки 70-х годов. Их и библиотеками трудно назвать. Библиотека №2 – старейшая библиотека, там такой прекрасный фонд, но когда туда заходишь – настроение портится. Вся беда этих библиотек, что это нетиповые помещения. У нас есть прекрасная библиотека №10 на Насрудинова, там литературная лаборатория, клубы, но всего две комнатки. Представьте себе, провести мероприятие на две эти комнатки. На весь Редукторный поселок одна такая библиотека. На весь Сепараторный поселок одна детская библиотека и то две комнатушки. Сети слабо развиты. Минимум 52 библиотеки должны быть по городу, у нас 16, и это несмотря на то, что за все годы прошла огромная миграция населения. И на весь город – всего три детские библиотеки».

Перечислять проводимую работу библиотекари готовы хоть с утра до поздней ночи. Ее, действительно, много.

Вот, к примеру, Разият Курбанова – заместитель директора библиотеки №1: «Мы работаем с дошкольными учреждениями. Дни сказок проводят, дни добра, экологии. Мы являемся методическим центром для всех школьных библиотек города. Для этих библиотек мы проводим семинары-совещания, тренинги, практикумы. Учим школьных библиотекарей азам, как заполнять дневник работника. Получили компьютеры. Внедряются коммуникационные технологии. Связываемся с директорами школ, у нас есть базы данных детсадов, непосредственно уведомляем, что получили новую литературу по федеральной программе. Предоставляем списки, и директора посылают своих библиотекарей к нам за книгами. Вот недавно приходили к нам из Ленинкента.

Мы проводим большую работу с трудными детьми. У нас есть базы данных. Мы работаем с детьми с ограниченными возможностями. Обслуживаем их на дому. У нас клубы по интересам».

Другие библиотеки тоже работают по разным направлениям: экологическое, краеведческое просвещение, духовно-нравственное воспитание, профилактика асоциального поведения, пропаганда естественно-научных и т.д. знаний. Но на первом месте – продвижение книги и повышение культуры чтения. Ежегодно проводится анализ читательских формуляров для выявления интересов читателей. У каждой возрастной группы свой круг чтения. Представители старшего и среднего возраста предпочитают литературу глубокого содержания, а молодёжь – развлекательной направленности. У женщин за 40 пользуются успехом женские романы. Проводятся массовые мероприятия и акции для привлечения читателей. Традиционной стала акция: «Прочитал – передай другому». Или, допустим, «Ищем читателя».

В общем-то, работа есть, никто и не упрекнет. Но возвратимся ко всему вышесказанному. Если работа есть, а результата в виде толпы читателей с абонементами – нет, то, как быть дальше?

А дальше надо переформатироваться. Начальник Управления культуры города Махачкалы Фарид Абалаев применяет глагол, одинаково подходящий ко всем направлениям. Нет эффекта от старых методов работы, значит, надо внедрять новые. Есть же электронные ресурсы. Надо говорить с читателями на языке их запросов. Ведь в прежнем своем понимании, как бумажный носитель, библиотека себя изжила.

Логично получается. Если появляются современные технологии и у людей есть к ним вкус, то надо идти навстречу потребностям людей. Никто же, допустим, не подумает пользоваться печатной машинкой, когда под рукой есть компьютер. Но вот загвоздка. Из бюджета Махачкалы забрали 1,2 млрд рублей, нехватка ударила в первую очередь по учреждениям культуры.

Не так давно была информация, что Дагестан – единственный регион в России, в котором очень маленький процент людей зарегистрирован на портале государственных услуг. Огромные усилия затрачиваются государством на то, чтобы этот портал заработал, чтобы человек мог получить госуслуги, не выходя из дома. Но у нас большое количество пожилых людей и людей в возрасте, которые не владеют такими технологиями. В свое время Национальная библиотека начинала с центра правовой информации. Любой мог получить информацию в центре правовой информации. С помощью тех же программ «Консультант», «Гарант» и т.д. И сейчас это направление трансформируется дальше. То есть оказываются услуги по предоставлению социально значимой информации. Также сотрудники центра помогают людям зарегистрироваться на портале госуслуг, получить загранпаспорт, поменять гражданский паспорт, записаться на прием. Вот еще один инструмент для привлечения читателей.

 

МОДНО НЕ ЧИТАТЬ?

О дефиците библиотек говорить было бы странно. Люди не идут даже в те, что есть. Хотя далеко идти не надо, но их не тянет. Дискомфорт ли не располагает к чтению, отсутствие модных технологий или отсутствие моды на чтение? Помнится, раньше в домах было модно выставлять томики книг на всеобщее обозрение. Сейчас книг у людей почти не осталось. Людям легче донести книги до мусорного контейнера, чем до библиотеки. Есть вещи куда интереснее. Мир открывает множество возможностей для самореализации. Книжные магазины тоже закрываются. Дорого покупать. И тратить время на чтение, мало кто хочет. Но как объяснять, что книга нужна? Кто должен этим заниматься, библиотекари, учителя, родители? Министерство культуры или управление образования? Нужно ли создавать модные площадки для книголюбов?

Почему бы не противопоставить библиотеку и просвещение экстремистским сайтам и компьютерным залам, размягчающим мозги молодежи.

Интересная традиция в Великобритании. Там молодой маме дарят первую книгу для малыша и приглашение в библиотеку. В Германии, Франции, Финляндии в библиотеках делается все, чтобы в детской библиотеке малыш чувствовал себя ребенком. На специальных низких стеллажах малыш может вместе с мамой поискать книжку и, расположившись среди лоскутных одеял и подушек, почитать ее. А еще для детей проводятся дни сказок, когда взрослые им читают увлекательные книжки детских авторов. О чем это говорит? Читателя библиотеки надо растить с юных лет. А в Финляндии Интернет и книгу не противопоставляют, виртуальные системы и привычная форма взаимодействуют, облегчая доступ читателям к книжным ресурсам. И еще что примечательно. В Финляндии не строят ненужных памятников, там строят библиотеки!

У нас же библиотеки могут снять с привычного места и перекинуть куда-нибудь подальше. Вот как случилось с Республиканской юношеской библиотекой им. Пушкина. Удобное место для досягаемости читателей в центре города на ул. Ленина, 12 библиотека сменила на ул. Магомеда Гаджиева, 160. Причем новые условия не выгоднее прежних. Зато «старое» место было насиженным (говорю по собственным ощущениям). Читальный зал был очень уютным и светлым.

Западный опыт показывает – библиотеки могут создаваться за счет спонсоров, а потом называться их именем. Такая традиция до нас еще не дошла (зато есть традиция строить мечети и называть благотворительные фонды именами основателей).

И все-таки надо оживить пространство. Библиотеки приуныли, а человек всегда подсознательно тянется к «картинке». Хочется идти туда, где красиво, уютно и ненавязчиво. Нужна программа оптимизации библиотек, как это делается в других городах. Нужно сделать библиотеки востребованными. Ведь вкус к чтению у людей все равно есть. Но пока люди идут не в библиотеки. А в развлекательные заведения. Не потому что там интересно, а потому что красиво. Потому что сейчас ставка на декор выигрывает беспроигрышно. А на библиотеку у людей просто не остается времени!

 

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэрия Махачкала прокомментировала ситуацию с демонстрацией страшных кадров школьникам в планетарии

Мэрия столицы Дагестана дала свои комментарии касательно распространяемого в социальных сетях видео, на котором учащимся школы №17 демонстрируют кадры...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале на 25 апреля

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

В собственность города Махачкалы вернули очередной земельный участок

Вчера, махачкалинцы, проживающие по адресу Гагарина, 78 обратились к главе Республики Дагестан Сергею Меликову с просьбой помочь отстоять земельный...

МегаФон импортозаместил связь для экстренных служб и бизнеса

МегаФон первым среди сотовых операторов разработал российскую профессиональную радиосвязь (транкинг) для экстренных служб и компаний. Решение работает на базе...
spot_imgspot_img

В махачкалинском посёлке Шамхал-Термен ремонтируют дорогу

В рамках реализации республиканской программы «Мой Дагестан – мои дороги» на улице Молодежной в поселке Шамхал-Термен, который является частью...

Опубликован график временных отключений энергоснабжения в Махачкале

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам