Марина Лахина: «Постоянная импровизация – мое кредо»

 Родилась она в Хасавюртовском районе, селе Покровское, в многодетной семье. Дочь учителя литературы и русского языка настолько была увлечена этим предметом, что с девятого класса готовилась поступать на филологический. Насколько же было велико удивление ее родителей, когда, придя в Дагестанский государственный университет, Марина сдала документы совсем на другую специальность. Задержавшись у плаката с информацией для абитуриентов о физико-математическом факультете, просто загорелась желанием постичь тайны этой науки. После успешного поступления на физмат, а далее – окончания его с красным дипломом, Марина автоматически была зачислена в аспирантуру на кафедру физической электроники.

– Не зря говорят «Математика – царица всех наук», – рассказывает Марина Лахина, – и я полностью согласна с этим высказыванием. Изучая эти дисциплины, математику, физику и информатику, я для себя решила, что это все – высшая ступень, к чему нужно стремиться.

Наряду с учебой началась и ее педагогическая деятельность в лицее № 39. Блестяще защитив кандидатскую она переходит в лицей № 22, где преподает и по сей день.

Любой попавший на ее довольно «странный» урок математики может запросто обмануться и подумать, что тут происходит обсуждение какого-нибудь сверх нормы отягощенного различными техническими терминами художественного романа. Или же, по крайней мере, самый настоящий диспут со спорами, отстаиванием своих точек зрения в поиске истины. Такой подход к преподаванию своего предмета – самое обычное дело в ее методике. Один и тот же предмет, как известно, можно преподавать по-разному. Можно идти по проторенной дороге и построить урок на опробованном тысячами педагогов принципе: опрос домашнего задания – объяснение новой темы – закрепление. Лахиной же эта схема не подходит. Она коренным образом ломает стереотипы, поставив себе сверхзадачу: даже на уроках математики воспитать ребенка через творческий процесс.

Не всегда то, что задумано к уроку, идет по плану. Во время занятия возникают такие ситуации, что приходится отходить от плана и импровизировать. Постоянная импровизация – это и есть жизненное кредо учителя, считает Марина. Для того чтобы заинтересовать ученика своим предметом, ей приходится идти на многие ухищрения. Очень часто она использует межпредметную связь, а с математикой можно связать любую науку: и биологию, и литературу, и историю – и все это при умелом подходе учителя. К примеру, тема урока: проценты. В литературе очень много случаев, когда в произведениях великих классиков описывается их использование, это и «Господа Головлевы», и «Мертвые души». Прочитанный параграф учебника – это лишь основа для спора, но это еще не открытие, это еще только генерирование идей, поиск основной задачи. Бывали случаи в ее практике, когда на заданный учеником вопрос она не могла найти ответа, но не терялась и отвечала честно, что к следующему уроку обязательно даст ответ. Порой это совсем не простые вопросы и не всегда по теме. Да. Дети – это непредсказуемые существа. И Марина не считает зазорным учиться у них, да, да, дети порой могут тоже стать советчиками, ведь учитель и ученик – это две стороны одной медали, мы учим и параллельно учимся у них сами.

На мой вопрос, считает ли Марина Александровна себя учителем-новатором, она ответила, что нет предела совершенству. Чтобы действительно достичь такого звания учителя-новатора, по ее мнению, наверняка необходимо иметь большой опыт работы, а не тринадцать лет. Но, несмотря на сравнительно небольшой стаж, у Марины Лахиной много своих наработок, программ, по которым она ведет свою деятельность. В школе с устоявшимся медико-биологическим профилем по ее инициативе открыт с недавних пор еще один – математический. Дети имеют возможность углубленного изучения математики, физики, экономики. Для этого инициатором разработана специальная программа, одобренная Институтом усовершенствования учителей. Есть наработки и в области программирования – два патента, которые Марина защитила по численному моделированию научно-прикладного пакета Маткат и рекомендовала к использованию в образовательных учреждениях при преподавании информатики.

Труды ее научной деятельности несут продолжение в учениках, которых она готовит к различным конкурсам. Одна из ее воспитанниц была представлена на Всероссийскую научно-практическую конференцию «Шаг в будущее», куда она поехала с работой по медицинской физике, в которой изучались спектральные характеристики звука на пороге слышимости уха, используя медицинский прибор аудиометр. Работа получила хорошие отзывы, была отмечена дипломом и дала возможность на поездку в качестве научного делегата в Соединенные Штаты Америки, в город Хьюстон.

Об участии в городском конкурсе «Учитель года» Марина и не думала, если бы не настойчивость директора Саламат Анатовой. Дело в том, что в 2008 году она уже пробовала в нем свои силы, где заняла по городу второе место. В этот раз она не совсем охотно, но согласилась. Попробовала – получилось – и все, отступать было поздно. После победы в городском этапе – республиканский этап, конкурсные уроки на «чужих» детях, самопрезентация каждого учителя-конкурсанта и под занавес мастер-классы. Старались все, но первое место жюри присудило Лахиной.

– Я в принципе реализовала все, что планировала на этом конкурсе; участвуя в нем, отрадно было видеть, как много у нас в Дагестане талантливых педагогов, которые достойно представляли свои районы, города. Интересно было наблюдать за их опытом работы, – делится Марина воспоминаниями. – Конкурс – это шанс пройти большую школу, которую нигде в обыденной ситуации пройти не возможно. Он охватывал почти всю учебную деятельность, которая проходит в образовательных учреждениях, то есть необходимо было проявить себя во всех направлениях. И каждый участник старался сделать это по максимуму. Самым сложным для меня, когда объявляли места, было воспринять, что ты – победитель. Понимаешь, какая ответственность ложится на тебя, ведь пришлось отвечать за весь город. А сейчас ответственность возросла еще больше, мне предстоит достойно представить нашу республику на Всероссийском этапе конкурса «Учитель года». Одновременно чувство радости и чувство ответственности сковывает так, что потеряла сон и покой. Каждый раз продумываю, как работать дальше, чем буду удивлять московское жюри.

Спрашиваю: чего не должно быть в учителе?

– Лени! Если человек ленится, он не все свои способности вкладывает в то, что делает. Лень не дает нам двигаться дальше. Вот есть одна наработка и все, я буду работать по ней всегда. Но хорошо ли это? Если огонек внутри горит, то он не дает покоя, все время хочется совершенствоваться.

В обычной нешкольной жизни у Марины Лахиной тоже есть свои увлечения, которые разделяют ее муж и двое маленьких сыновей – домашние животные: козы, кролики, куры, есть также небольшой сад и огородик. Ходишь по нему, и на душе как-то легче становится, возьмешь на ладонь яблоко нового урожая – залюбуешься! Работа учительская чем-то сродни трудам хорошего садовника. Ежедневно нужно много сил, заботы и терпения. Умения и культуры. Увлечения и созидательской радости. Только в этом случае можно надеяться на хорошие плоды.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...
spot_imgspot_img

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам