– Гаджи Абдулкадырович, на носу выпускные экзамены, учащиеся готовятся к сдаче ЕГЭ, и это важное событие в жизни школьников связывают с таким понятием, как стресс.
– Стресс – это естественная реакция организма здорового человека, которая носит защитно-приспособительный характер. Стресс может быть хорошим и плохим. Дистресс – стресс, превышающий резервные возможности человека, может приводить к травме или болезни. Если студент слабо готов к сдаче норматива, то для него, возможно, экзаменационный стресс носит острый характер.
– То есть экзаменационный стресс испытывают не все, а только те, кто не уверен в том, что сможет сдать?
– И не только. Конечно, его могут испытывать и отличники, и хорошисты, те, которые зациклены на высокой оценке. Их называют перфекционистами. Перфекционист зависим от оценки, поскольку бессознательно оценивает себя, исходя из нее. Хотя в жизни все гораздо проще, и показатели оценок могут быть далеки от показателей высокого уровня самой личности. Экзаменационный стресс испытывают все школьники, но остро и с психологическими последствиями перфекционисты.
– Каковы признаки стресса?
– Меняются показатели гомеостазиса организма. Возникает некая разбалансировка. Как на уровне физиологии человека, так и в его поведении и мыслях. Факторы стресса: страх низкой оценки, осуждения окружающих, страх не успеть, страх быть непонятым и т.д. приводят к раздражению, возбужден ию, перевозбуждению центров головного мозга. Возникают разные реакции, от простых: повышенное потение ладоней, побледнение кожи, головные боли, учащенное сердцебиение, постоянное состояние тревоги, плохой сон, до более серьезных: неврастения, панические реакции, навязчивые состояния, психосоматические болезни.
– Как справиться с этим стрессом?
– Могу дать следующие рекомендации:
1. Убеждение, что оценка не главное в жизни и всего лишь показатель знаний.
2. Работа с дыханием. Спокойные вдохи и более глубокие выдохи через нос. Желательно с закрытыми глазами.
3. Аутотренинг. На выдохе: «Все хорошо. У меня все получится. Я сдаю экзамен спокойно, я доволен собой. Все хорошо».
4. Физкультура и спорт. Любые физические манипуляции разрушают гормоны стресса. Не зря адреналин называют гормоном «беги или бей».
5. Массаж головы, шеи, спины хорошо снимают напряжение.
– Какие советы с точки зрения сохранения душевного спокойствия Вы могли бы дать школьникам, которые сейчас готовятся к сдаче госэкзаменов?
– Каждый получит по справедливости. Если ученик добросовестно готовился весь год, то на экзамене, вероятно, отклонение от его средней оценки будет незначительным в обе стороны. Даже если оценка оказалась ниже, чем вы ожидали, не расстраивайтесь! Ведь оценка не показатель вас как личности, а всего лишь отражает срез ваших знаний на сегодня. Да и потом, представьте себе, как вы будете смеяться над этой ситуацией через годы, лет эдак через 10, когда крепко станете на ноги.
– Еще важный момент, экзаменационный стресс испытывает и окружение абитуриента (мама, папа…) и зачастую ЕГЭ боятся больше взрослые, чем дети. Как вести себя родителям, чтобы ребенок комфортно чувствовал себя при подготовке к экзаменам?
– Родители должны быть понимающими друзьями, которые могут поделиться своими экзаменационными историями. Ведь и они когда-то испытывали трепет, страх перед экзаменом. Рассказывая о своих ошибках, оплошностях или неудачах, родители становятся ближе к детям, роднее и понятнее. Тем самым стресс на уровень уменьшается.
– Среди психологов бытует мнение, что ЕГЭ провоцирует у школьников депрессию и неврозы. Болезни, связанной с ожиданием госэкзамена, даже придумали название «Синдром ожидания ЕГЭ». Ваше мнение по этому поводу?
– Невроз возможен, как, впрочем, на любой стресс. Но он больше характерен именно для тех категорий учеников, о которых я говорил ранее.
– Что делать при неудаче на экзамене?
– Продолжать жить. Всегда можно апеллировать, пересдать.
– Что бы Вы пожелали нашим выпускникам?
– Оценка в учебном учреждении – это вынужденная необходимость. На самом деле каждый человек уникален и неповторим. Личность не нуждается в оценке. Просто необходимы понимание и поддержка.