Но, как любая история, любое прошлое, дагестанская история и роль личностей в этой истории тоже воспринимаются неоднозначно. Один из таких «проблемных вопросов» в историческом прошлом Дагестана – Хаджимурад. Сподвижник, наиб имама Шамиля, яркая фигура Кавказской войны и герой повести Льва Толстого «Хаджи-Мурат». Голова Хаджимурада до сих пор не предана земле. И этот вопрос для Дагестана должен был быть принципиальным и даже политическим. Но есть и другой вопрос, которым задаются историки и просто интересующиеся историей: Хаджимурад, кто он? Герой или предатель?
Образ Хаджимурада, который был реальной исторической фигурой, сегодня романтизирован. Для обывателя он – полумифический персонаж. Возможно, это произошло из-за того, что Хаджимурад стал героем художественного произведения.
Творческая студия «Панорама» под руководством небезызвестного в республике оператора и режиссера Абдулы Бечедова в сотрудничестве с автором сценария Магомедом Абдурахмановым снимает в Дагестане документальный фильм «Хаджимурад. Жизнь на вершине отваги». По словам создателей фильма, главная цель – развенчать мифы о Хаджимураде: – Мнения о нем разные. Как положительные, так и не совсем. Цель создания фильма – развенчание мифов, мнений и исторических версий, не соответствующих исторической действительности. И вторая цель – увековечение памяти этого человека, нашего храброго предка, который сможет служить наглядным примером героического прошлого нашего народа, которое сегодня забывается. Дагестанская молодежь должна об этом знать.
Повести Толстого «Хаджи-Мурат» как литературному произведению мы все даем очень высокую оценку, но есть исторические моменты, описанные писателем, которые не имеют ничего общего с исторической реальностью. Лев Николаевич делал ссылки на архивные документы, присланные из Тифлиса, в которых были специально заложены заведомо ложные сведения.
ОН НЕ БЫЛ ПРЕДАТЕЛЕМ
Хаджимурад (1816 (приблизительно) – 5 мая 1852) – аварский вождь, военачальник, наиб имама Шамиля – вопреки существующему мнению, что он родился в с. Цельмесе, родился в Хунзахе и был молочным братом аварских ханов. Перешел на сторону имама Шамиля после конфликта с новым правителем Аварии Ахмед-Ханом Мехтулинским.
Один из главных мифов – миф о предательстве Хаджимурада. Не было никакой ссоры Хаджимурада с Шамилем и перехода Хаджимурада на сторону Российской империи. Это был совместный план имама Шамиля и Хаджимурада с целью разведки. И более удачной кандидатуры для этого, чем Хаджимурад, быть не могло, утверждает сценарист фильма Магомед Абдурахманов. И отмечает, что историк, профессор кафедры ДГУ Тимур Айтберов (который консультирует авторов снимаемого документального фильма) приводит факты, свидетельствующие об этом.
Впрочем, в том, что Хаджимурад не мог быть предателем, уверен и дагестанский поэт, писатель Адалло. В интервью Хаджимураду Доного он категоричен: – Не было никакого предательства. Это был гениальный план с важнейшими задачами. Зная характер Хаджи-Мурада, я не сомневаюсь в том, что он сам вынес на обсуждение с Шамилем «предательство» (…) Но Шамиль не мог предложить Хаджи-Мураду смертельную идею. Я уверен в том, что идея исходила от самого Хаджи-Мурада. А почему же Шамиль согласился отпустить его на столь опасное и рискованное дело? Во-первых, после убийства его братом Османом Хамзата (Гамзат-Бека. Старший брат Хаджимурада Осман убил Гамзат-Бека, в свою очередь убившего аварских ханов и захватившего Хунзах – столицу Аварского ханства. – Прим. ред.), он в 1830-х годах имел связи с русскими, во-вторых, рос в среде хунзахской ханской семьи, был молочным братом убитых ханских сыновей и лучше, чем любой другой участник газавата, мог бы найти общий язык с русской аристократией. В-третьих, из всех наибов Шамиля только он мог хладнокровно перенести общение с неверными (…) Вся эта инсценировка была проиграна для убеждения графа Воронцова и его команды в искренности Хаджи-Мурада, знавших о «размолвке» еще до его «предательства».
ХАДЖИГА ЕЛИСУЙСКИЙ НЕ ОТРУБИЛ ГОЛОВУ ХАДЖИМУРАДУ
Второй миф, в распространении которого винят Льва Толстого, – то, что Хаджимурада лишил головы Хаджига Елисуйский.
В статье «В чем ошибался великий писатель Лев Толстой?» Тимур Айтберов и Марко Шахбанов пишут о результатах проведенного ими исследования. Они доказывают, что Хаджига Елисуйский никак не мог этого сделать. Они изучают родословную Елисуйского, его жизнь до самой смерти и выявляют факты, на основании которых делают вывод: – Хаджига известен кавказоведам, любителям творчества великого русского писателя Льва Толстого по его роману «Хаджи-Мурат». Он, как убеждены многие любители дагестанского прошлого (основывающиеся в своих суждениях всего лишь на художественном произведении), и есть тот человек, который отрубил голову тяжелораненному наибу Хаджимураду Хунзахскому, когда его окружили на елисуйской земле многократно превосходящие силы. Толстой – автор великолепного художественного произведения, но ему нужен был, прежде всего, острый сюжет и трагизм поступка, а не историческая правда.
Как полагают исследователи, русские источники ХIХ века сообщают лишь о том, что отряд Хаджиги Елисуйского наряду с другими отрядами царской полиции и казаками участвовал в окружении Хаджимурада на равнинах Елису. Те же архивные источники утверждают, что на месте никому из убитых горцев голов не отрубали. Их тела отвезли в с. Шеки, а уже там по приказу наместника царя на Кавказе Михаила Воронцова им отрубили головы и отослали в Тифлис и крепость Закаталу. Голова Хаджимурада как почетный трофей попала к Воронцову, который выставил ее напоказ тифлисской публике, а потом отослал в Санкт-Петербург.
Еще один момент, по мнению авторов статьи, доказывающий, что Хаджига Елисуйский не отрубал головы Хаджимураду, – если бы полковник российской армии Хаджига Елисуйский действительно убил тяжелораненого Хаджимурада, то вряд ли бы он спустя 10 лет эмигрировал в Османскую империю и осел в Стамбуле, где, как известно, тогда находились десятки сподвижников имама Шамиля и его родственники, а также друзья Хаджимурада, которые, по логике вещей, должны были считать Хаджигу кровником и изменником имамата, подлежащим убийству. В Стамбуле Хаджига Елисуйский и члены его семьи заняли хорошие военные посты и наверняка, если бы воины имамата считали его убийцей Хаджимурада, они добились бы осуждения его турецким судом или, в крайнем случае, линчевали за надругательство над умирающим героем Кавказской войны.
ВЫДАЮЩИЙСЯ ВОИН
На вопрос, почему именно фигура Хаджимурада выбрана для документального фильма, создатели дагестанского документального фильма о Хаджимураде отмечают, что в Дагестане некоторые историки преуменьшают масштаб личности Хаджимурада и его роль в истории Дагестана, иногда даже греша преувеличением значимости своих земляков, занимаясь возвеличиванием своих земляков – наибов Шамиля, придавая им то значение, которого в реальности они не имели ни в имамате, ни в истории Дагестана. Толстой неоднократно в своей повести подчеркивает, что Хаджимурад был вторым человеком в имамате после имама Шамиля. Бесстрашный человек, выдающийся воин, полководец.
На сегодняшний день фильм снят всего на 30%. Съемки проходили на территории Махачкалы, ее окрестностей и в Хунзахском районе. Главную роль – роль Хаджимурада – в фильме играет актер Аварского театра Рамазан Абдулганиев. По словам Магомеда Абдурахманова, актера выбрали из-за внешнего сходства с Хаджимурадом. Планируются съемки в Санкт-Петербурге, Цельмесе, на Буцринском перевале, в Закаталы (где непосредственно находится могила Хаджимурада). В дальнейшем предстоит снять сцены с участием его семьи, матери Залму, его второй жены Сану-бике, которая была чеченкой.
Есть мнение, что Хаджимурад был самым выдающимся из всех горских воинов, храбростью которого восхищались и при его жизни, и после смерти. Человек такой доблести и мужества не мог быть предателем. О Хаджимураде написано и снято немало. В Германии о нем снят художественный фильм «Белый дьявол» (1930 г.), в Турции – Haci Murat geliyor (1968 г.). О Хаджимураде собирался снимать фильм и Георгий Данелия по сценарию, написанному в соавторстве с Расулом Гамзатовым и Владимиром Огневым, но Госкино СССР закрыло проект.