Люди ему верили…

       Гамид Мустафаевич свое детство большей частью провел в Избербаше, где жила наша семья, и бывал у нас, пожалуй, чаще, чем в родном селе Мекеги. Он любил приезжать к нам. Наши матери – родные сестры, а мы – двоюродные братья. Он, как старший брат, всегда был для нас примером, был настоящим лидером, и незаурядные качества его характера проявились очень рано.

Он очень любил людей, еще с юности умел объединять их вокруг себя, был хорошим другом и для сверстников и для тех, кто старше него. Я хочу подчеркнуть, что Гамид умел располагать к себе, к нему с детства тянулись многие. Часто на это способны только состоявшиеся, опытные люди, занимающие какую-то должность, а он умел это делать с детства. Гамид был старше меня на 5 лет. В детстве чувствовалось, что это большая разница, поэтому мы смотрели на него как на лидера. Он многому научил нас в жизни: его советы, участие, помощь были очень значимы и важны для нас.

У Гамида был особенный, очень добрый характер, он не был злопамятным. И это была его отличительная черта: он мог обидеться ненадолго, но сразу же отходил. И если иногда обижался на нас, уезжал в село, но вскоре возвращался, как ни в чем не бывало. Он никогда не выяснял отношения, быстро забывал размолвки. Это очень хорошая черта.

У нас в семье многие добились успеха в жизни, стали известны в республике, но лидер всегда был один – Гамид Мустафаевич. К сожалению, так рано, всего лишь в 42 года, он ушел из жизни. Я, как сегодня, помню 20 августа 1996 года. Когда узнал о трагедии (а работал я тогда еще в банке в Избербаше), все бросил и приехал, не веря в то, что это правда. Его уход стал большой потерей для Дагестана.

Гамид был лидером от природы, такими качествами и талантами обладают немногие. Его кредо было помогать людям: малоимущим, нуждающимся, спортсменам. В 1993 году он говорил мне (до этого я работал в Калмыкии и приехал, чтобы создать банк, стал председателем его правления): – Магомед, надо, чтобы тебя не только слушались, но и любили. Если ты научишься из противников делать сторонников, тогда у тебя будет авторитет. Никогда не занимайся разборками.

Мне было тогда всего 34 года. И все три года до трагического августа 1996 мы с Гамидом работали в постоянном и тесном контакте. Все, что он мне тогда говорил, я запомнил на всю жизнь и своим детям тоже часто напоминаю мудрые советы Гамида и примеры из его биографии. Надо уметь прощать, надо идти навстречу другим, надо делать из людей своих сторонников, помогать нуждающимся, именно в этом видел смысл жизни Гамид, это было его особое мировоззрение.

На какие бы мероприятия он ни ездил, всегда брал меня с собой и никогда не отделял от своих родных братьев Абдусамада и Сиражудина. Он любил меня братской и искренней любовью, относился ко мне очень бережно. Всегда звонил и говорил: – Выезжай на трассу, мы едем в Дербент или в горы, поедем вместе. Он всегда солидно выглядел, был красив и тогда казался нам даже старше своих лет, а сегодня, когда мне 55 и я стал старше него на 13 лет, с болью осознаю, каким же молодым он ушел. Мне очень не хватает его сейчас.

К Гамиду люди тянулись независимо от возраста и национальности. Старшему он говорил – старший брат, младшему – младший брат. Объединял всех и был бесспорным авторитетом. Его обаяние было безграничным, люди безоговорочно принимали его в качестве лидера. Об этом говорим не только мы, его близкие люди, но и все те, кто знал его хотя бы немного. Удивительно редкостным человеком был Гамид, глубоко порядочным. Говорю это не как родственник, а как единомышленник и друг.

Привлекало в нем и то, как он умел вести себя. Ко всем обращался уважительно. Умел ценить людей, любил их и хотел, чтобы его тоже уважали и ценили. Его даже малыши любили: мои дети, племянники, – вся детвора нашего тухума. Они тянулись к нему. Лицо у него было такое светлое, доброе, благородное, что люди очаровывались им с первой встречи. Самая главная черта Гамида: если он что-то говорил – всегда держал слово. Он обещал и неизменно выполнял обещание. Часто случается, что люди просто болтают, после чего доверия к ним не бывает, а у Гамида такого никогда не было. Я считаю, что это заслуга его матери Баби (мы все так называем Патимат). Она была учительницей младших классов и очень строго его воспитывала. Эта порядочность в нем заложена была, конечно, и генетически, но воспитание тоже сыграло важную роль. Ко мне Баби точно так же строго и требовательно относилась. Хоть любила и воспитывала, не отличая от своих сыновей, но гоняла меня порой сурово.

Гамид был очень чувствительным человеком, хорошим психологом, умел разбираться в людях, быстро учился. Другим людям не хватило бы, наверное, и 5 лет, чтобы освоить то, что Гамид схватывал на лету. Он во всем разбирался: в финансах, в банковском деле, видел перспективы развития экономики… Он одним из первых в Дагестане открыл коммерческий банк, работал в системе Центробанка, стал депутатом Госдумы. Никто не сомневался, что он справился бы с любой работой на любой высокой должности. У Гамида было очень масштабное мышление, он ко всему подходил серьезно. Мы не уставали у него учиться, ведь он не только сам загорался какой-то идеей, но и вдохновлял ею других.

У Гамида везде были серьезные связи за рубежом – в Европе, Америке, на Ближнем Востоке, где его многие знали и уважали. Когда его не стало, часто приезжали его друзья-иностранцы, занятые люди бросали все и находили время приехать почтить его память. Скоро будет 18 лет, как его нет с нами, и все эти годы приезжают его многочисленные друзья со всех концов страны и мира разделить с нами наше горе. Это происходит потому, что он был необыкновенно светлым человеком, он был таким незаурядным, что его невозможно забыть. Даже после того как его отец Мустафа сказал: – Гамида уже нет, не бросайте свои дела ради этих поездок, – люди все равно приезжают… Хотят побыть на его могиле, вспомнить его, поговорить, поделиться воспоминаниями, особенно в его день рождения – 6 июня, и в день памяти – 20 августа. Люди не считаются даже с собственным здоровьем. Пожилой француз, друг Гамида, уже очень плохо себя чувствовавший, приехал на очередную годовщину, а вскоре, к сожалению, сам ушел из жизни.

Воспитанность Гамида, его честность, порядочность привлекала к нему людей даже совершенно иной ментальности. В нем была искренность, и люди всех национальностей и возрастов тянулись к нему. Он с детства и до последнего часа объединял всех окружавших его людей. Умел всех сплотить и сблизить, провести мероприятие, объединяющее всех, находил повод, чтобы собрать родственников, друзей, всех женщин семьи и детей. Это редкая черта. Он делал все от души, ведь людей не обманешь, искусственно это сделать невозможно. Он и меня на этих примерах воспитывал. Какие же это мудрые слова – из противников делай сторонников! Никогда ни с кем не своди счеты! Тебя в коллективе должны не просто уважать, а любить! Я придерживался этого всегда. И сейчас, когда я думаю, какое решение принять, чтобы не ошибиться, размышляю, как бы поступил на моем месте Гамид?.. Это очень помогает мне в жизни.

Гамид делал то, что казалось невозможным другим. Взять, к примеру, Эльбин-Банк… Он же создал его один. Я уверен, что если бы он так рано ни ушел, в Дагестан пришли бы серьезные иностранные инвесторы, которые верили ему, а для бизнеса и развития экономики главное – доверие. Ему верили и на Западе, и в Москве. Много было деловых людей, которые хотели сотрудничать с ним. Уверен, что даже в те непростые годы благодаря Гамиду появились бы в Дагестане новые рабочие места. Даже не сомневаюсь в этом.

Он был чистым и честным человеком, на любом собрании мог высказать свое мнение, не стесняясь, поднять проблемный вопрос на любом уровне – будь то Верховный Совет или Госдума. Гамид не думал, нравится или не нравится это кому-то, он называл вещи своими именами. И, в конце концов, многие коллеги или начальство понимали и принимали его правоту. Он был свободным человеком и задействовал свой потенциал для блага людей. Гамид видел лучшее будущее для Дагестана, делал все для стабильности, мира и процветания в республике. Это было целью его жизни, его девиз. Мир – это, прежде всего, безопасность людей, спокойствие, уверенность в завтрашнем дне. Процветание – это достойная жизнь человека, благополучие и достаток в домах дагестанцев, когда у каждого человека есть свое дело, работа. Гамид добивался этого изо всех сил, шел вперед, работал на республику.

Он очень любил красоту. Увидев что-то хорошее за границей, старался внедрить это в Дагестане, претворить в жизнь у себя на родине. Он любил природу, и я много раз видел, как он сам поливал в своем дворе цветы и голубые ели. А мне говорил: – Знаешь, как это полезно, это же все живое, я отдыхаю душой и успокаиваю нервы, когда делаю это.

Гамид все делал красиво – красиво жил, был по-настоящему редким человеком. Необыкновенное обаяние Гамида очаровывало всех. Он и одеваться умел, знал, что и когда надо надеть, был элегантным и подтянутым.

Люди ему верили. В 1995 году я был их доверенным лицом на выборах, ответственным за избирательный участок в Пединституте вместе с сотрудницей банка Барият Нурадиновой, кумычкой по национальности. Она услышала, как молодая кумыкская пара, пришедшая голосовать, спорит о кандидатах. Оказывается, муж говорил жене, что надо голосовать за своего кумыка, соперника Гамида, а жена ему возражала: мол, только Гамидов сможет защищать интересы Дагестана на федеральном уровне. В итоге она убедила мужа, и кумыки проголосовали за даргинца. Подобных случаев было немало, ведь Гамид был интернационалистом, и все об этом знали. Если бы Гамид не был таким харизматичным, не пользовался бы такой поддержкой у людей разных национальностей, то не смог бы выиграть выборы в Госдуму два раза подряд. Ему верили, и он всегда держал свое слово. К сожалению, сегодня таких примеров мало.

Гамид Мустафаевич очень многое сделал для республики, будучи депутатом Госдумы первого и второго созывов: и для банковской системы, и для нефтяной отрасли, и для развития туризма, чтобы наш край стали узнавать везде в мире, а не только в Москве. Он умел все доводить до конца, а после его ухода многие проекты, к сожалению, так и не были воплощены. Продолжают его добрые дела его братья, дагестанский народ помнит его. Его мечты живут и в нас. В Избербаше мы постарались претворить в жизнь то, о чем он мечтал, – город стал чистым, уютным и красивым. Сегодня мы будем наводить порядок в Махачкале, ведь это – столица, лицо нашей республики, и ее процветание должно стать данью памяти Гамиду, который жил и творил ради Дагестана и дагестанцев.

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам