Татьяна Веселова: «Нет второго дыхания, есть только первое»

       После публикации в «МИ» Каринэ поступила на худграф Дагестанского педуниверсистета, несмотря на большой конкурс, среди документов, представленных Кариной была и статья из газеты «Связь времен», или История одного гобелена».

Прошло почти пять лет, что же нового в семье, где внучка и бабушка увлечены искусством, тем более что Татьяна Борисовна не только пишет, но и преподает…

Вместо отягощенной временем и проблемами «бабуси» в библиотеке училища меня встретила элегантная женщина и начала диалог об искусстве, о времени и о себе.

 

СВЯЗЬ ВРЕМЕН

– Я запомнила Вас, когда Вы еще работали на дагестанском телевидении, в Ваших рисунках всегда было чувство юмора, поэтому люди, увидев титр, созданный Вами, настраивались на интересную передачу. А Вам самой это доставляло удовольствие?

– Во-первых, чувство юмора связано с какими-то литературными приемами: метафоры, гиперболы, это тоже там заложено, какие-то юмористические, карикатурные, шаржированные моменты. Это делается для создания образа, для обостренного чувства образа.

– Передачи Вы оформляли не только развлекательные, но и очень серьезные…

Как говорила одна из известных российских искусствоведов Манана Андронникова, самый лучший портрет, если он на грани какого-то шаржа, в этом случае он лучше передает характер. Я, наверное, следую этому правилу.

– Но почему в этом случае Вы поменяли работу телевизионного художника на труд преподавателя?

– Одна из причин, конечно, поиск новых жанров в искусстве, попытки попробовать себя в графике, в живописи. Это одна из причин. Есть и другая: мне показалось «тесновато». Финансирование художественной работы на телевидении было очень ограничено, а мне для работы требовалось много материалов: красок, холстов, площадей, а это все упиралось в рамки запланированного финансирования. Кто-то из наших художников еще мог сочетать преподавательскую деятельность с деятельностью телевизионного художника. Моя подруга Любовь Михайловна Самоделова стала преподавателем детской художественной школы, я же после телевидения работала в художественном фонде… Там была монументальная работа, художник-монументалист, эта область искусства меня очень привлекала. И вообще это очень интересно – от краткости, от самого мелкого к самому крупному.

– Кстати, о Вашей специальности: какое у Вас было первоначальное направление в искусстве, профиль?

– Я закончила наше Дагестанское художественное училище, мечтала быть книжным графиком и поступить в ДГПУ на художественно-графическое отделение.

Я мечтала о заочном отделении, но нужно было искать приработок.

– Но Вы все-таки оказались верны своей профессии, хотя не все Ваши выпускники смогли выдержать испытания безденежьем.

– Я без этой профессии и жить не смогла бы. Это уж точно. Мне кажется, нет второго дыхания, есть только первое. А это для меня искусство. А поэтому я очень обрадовалась, когда преподаватель художественного училища моя подруга Саида Магомедова, сейчас она живет в Америке, предложила мне работу в художественном училище… Место преподавателя оказалось вакантным. И сейчас в художественном училище я преподаю рисунок, живопись, композицию. У нас нет конструирования. Все предметы, связанные со специальностью, – это дизайн и к нему сопутствующие.

– Что такое дизайн в Вашем понимании?

– Есть практический дизайн, но, если мы занимаемся рисунком, ведь есть и домашние работы, которые связаны с рисунком, необходимы основы понимания конструкции. Когда это просто рисунок академического плана, он суховатый, я стараюсь развивать на своих занятиях основы композиционного рисунка. Он влияет на образ, а иногда придает юмористический оттенок.

– А сами Вы что делаете в юмористическом плане? С тех пор как стали преподавателем?

– В основном это проявляется в книгах, в газетах, в поздравлениях. Вот недавно мы ездили в Гуниб, собираемся делать стенд, но у нас очень неудачные фотографии, и я хочу эти фотографии иллюстрировать своими шаржами. Это художественный отчет, чтобы и у других учащихся появлялось желание ездить и изучать Дагестан.

– А как же Ваша любимая книжная графика? Вы ее забыли?

– Я оформляла книги Вацлава Михальского, книги Наума Гребнева, наших поэтов, пишущих на национальных языках. Мои работы были на дагестанских выставках, у меня много было частных работ, некоторые из них даже ушли с территории нашей страны. Одной своей знакомой я подарила натюрморт, а к ней сестра приехала из Монако и забрала его. У этой сестры муж – итальянский инженер, так что сейчас натюрморт в Италии. Впрочем, мне все равно, у меня отсутствует честолюбие. Я находила удовольствие просто от работы, и сами работы, которые я делала, часто не показывала никому, так они и оставались у меня.

– Получилось, что выставку свою Вы так и не сделали?

– Не сделала. Последняя выставка, которая была в нашем училище – отчетная, там у меня было несколько листов графики. Я отдыхала и просто работала. Меня мои коллеги заставили выставиться. Экспозиция называлась «Техно-Тема». Интересные были работы, просто фантазии на тему прочитанных книг… Есть на выставке и фантазия: мой сон, а конкретно то, что я вижу постоянно во сне. Это бесчисленные коридоры и бесчисленные комнаты в разных сочетаниях: то они прекрасные светлые, то они темные. В общем, они такие, как жизнь: то замечательно, то вообще плохо. Правда, в этих работах есть уже образ не из сна, а вполне реальный. Если Вы были в московском метро, то знаете, какие там подземные переходы. Однажды, когда я была на курсах повышения квалификации, а мы жили недалеко от ВДНХ, поздно вечером я возвращалась в гостиницу… На станции было одиноко и все воспринималось необычно: черный квадрат, я бы сказала, в стиле Малевича, белые мраморные ступеньки, одинокой женщине страшновато: вдруг кто-то там появится в черном квадрате… Но появились звездочки…

– И Вы нарисовали то, что почувствовали.

– Эти подземные переходы в нашей жизни вообще стали странными моментами, я бы сказала техномоментами. Такое странное чувство появляется, как будто идешь по светлому проспекту, все ярко, все нарядно, все блестит, и ты неожиданно попадаешь в другой, неведомый мир. Сейчас модно фэнтези и в рисунках, и в стихах. Интересно на расстоянии наблюдать за жизнью. Говорят же о параллельных мирах, колодцах времени, а, может быть, так и есть. Может, мы просто не замечаем их в повседневной жизни, а иногда они бросаются в глаза.

– Это сейчас модное направление. Но я так понимаю, что для Вас это просто восприятие мира.

– Это лично мои ощущения, это лично мое воображение, и вообще я люблю жить в необычном мире.

– А Ваши ученики, в каком мире они живут?

– Я все время за ними наблюдаю. Они банальны. И пока они банально увлекаются только девочками, но я думаю, со временем они воспримут мои слова буквально и это случится не более, чем через два-три года.

– Из современных живописцев кто Вам нравится?

Зарикшко Даржиев, он очень популярен и у нас в России, и за рубежом. К сожалению, я не была на его персональной выставке, года три назад она проводилась в Малой Третьяковке. Его работы я видела Центральном доме художников. Он башкирский художник, учился в Уфе, очень современный и очень талантливый. Пишет с большим юмором. Я видела на выставке его картину, которая на первый взгляд вызывает агрессию. Два бойца, два старых воина сидят в угрожающей позе. Одного почти не видно: только видна его рука и голова, другой сидит спиной к зрителю. Обнаженные руки, угрожающая поза. Но, если приглядеться, рядом маленькая шахматная фигурка. Оказывается, что эти «бугаи» играют в шахматы.   Интересно, современно и с юмором.

– Кого Вы больше всех любите из российских художников?

– Серова, он прекрасный живописец, вызывает только восхищение, Врубеля, Петрова-Водкина, хотя они совсем разные.

– И последний вопрос: как Вы относитесь к работам Вашей внучки Каринэ?

– Очень хорошо, в институте она увлеклась живописью и графикой, в том числе и книжной. Моя мечта провести выставку моих и ее работ.

 

P.S. И назвать ее «связь времен» или «преемственность поколений»…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам