Все это разнообразие преподносилось «техничным» языком. Пояса были такие, а оформлялось тем-то… Вообще ссылки на традиционность и фольклорность всегда вызывают ощущение статичности. Вроде как время идет, а оно – костюмное прошлое – не меняется. Потому что его – убывшее – никто уже не носит. Но когда начинается показ, понимаешь – все самое то. Всплывают образы кутюрье, жадно выхватывающих идеи из исходников. Вычерчивающих эскизы в блокнотах… Нет, не «ворующих», а интерпретирующих на темы Востока, Запада…
Начали с себя…. Сначала Буйнакский, Хасавюртовский, Карабудахкентский, Бабаюртовский районы. Кумыки показали, в чем ходили их деды и прадеды. праздничное платье «Кабалай», широкие штаны, легкие и изящные кружевные платки-тастары. Все, чем нынче пренебрегают, как немодным, но ностальгически любят доставать из сундуков со вздохом «так одевались». Одевались, в общем-то, так, чтоб было удобно, легко и скромно. Действо сопровождалось танцами и обрядными композициями, чисто фольклорными по духу. Ботлихский, Тляратинский, Чародинский и Хунзахский районы показали аварские костюмы. Ярких желтых и красных цветов, а на голове цветное чохто и обувь с ярким орнаментом. Бежтинки отличились: их вкусовые пристрастия склонялись к темным тонам с яркими цветными поясами. Обувь вязаная, с фирменным почерком – загнутыми вверх носками.
Балхарские лачки появились в украшенных серебром туникообразных рубахах. На голове – темное чохто, поверх него – яркое покрывало, украшенное серебряными цепочками и монетами. Кулинские лачки, помимо традиционной одежды, зимой носили овчинные шубы «Бартук». Молодые лачки предпочитали одежду ярких расцветок.
Фольклорные ансамбли «Мекеги» и «Джангамахи» показали, как наряжались мекегинки. В старину они, как и лачки, украшали одежды серебряными монетами и разными поделками из серебра. На голове чохто черного или цветастого материала и сверху платок. Знаменитую кайтагскую вышивку показали кайтагские даргинцы. Ее гордо хранят, но никто уже не помнит, как это делалось. Большим разнообразием дизайна и цветовой гаммы «похвастались» представители южного Дагестана – это одежда табасаранцев, рутульцев, лезгин, татов. «По-русски» задорно выступил хор казачьей песни Тарумовского района. – Основой женского костюма была длинная рубаха, которую украшали вышивкой, а иногда расшивали жемчугом. Знатные женщины имели и верхние рубахи, которые шили из яркой шелковой ткани, обычно красного цвета, – подметила одна из участниц.
Гостей, как «самое вкусное», оставили на «потом». Особенности национального костюма азербайджанцев были такими: у женщин – длинная рубаха и верхнее распашное платье, а на голове носили платок. Вместо обуви – шерстяные носки или чувяки. Мужской костюм состоял из туникообразной рубахи, поверх которой надевали черкеску, а на голове носили овчинную папаху, на ноги надевали чарыки.
Прильнув к сцене, зрители ждали все «французское». Собственно кавказские штучки не аналогичны, но схожи по форме. А зарубежное – другое, навеянное французскими ароматами и романтикой Парижа. Так подумалось… Но опять-таки все национальное оказалось куда практичнее современного. Основными частями традиционного женского костюма, а именно крестьянки, были широкая юбка со сборками, просторная кофта с длинными рукавами, ниспадающая на юбку, а сверху передник, длиною намного короче юбки. На голове носили чепец. Традиционная обувь – башмаки из дерева! Мужской традиционный костюм включал в себя штаны, рубаху, гетры, шейный платок и жилет.
Национальный костюм с национальным характером. Так принято думать. Так оно и есть. Но сейчас все по-другому. И костюмы больше напоминают сувениры из прошлого. Которое интересно перелистать, чтоб вспомнить, как оно было. Все такое разное и колоритное. Вызывающее смешанное чувство гордости и тоски по стилю с национальным привкусом.