– Чего вы ожидаете от путешествия?
– Чуда.
– Хм… Дубай?
– Это, по-вашему, чудо?
– Там очень красиво, богато…
– Но я хочу не богатства, а чуда.
– В крайнем случае могу предложить вам Италию, потому что…
Мне уже было совершенно неинтересно, почему. Выбор был сделан. Италия. В голове пронеслись картины: музыка, прогулки, архитектура, пицца, паста, мороженое, шоколад, и, конечно, язык, незнакомый, режущий слух с одной стороны и притягательный, волнующий, подобно песне, – с другой.
Итак, 18 мая я почти благополучно покинула Махачкалу.
19 мая я прибыла в Минводы, откуда уже через несколько часов отправилась в Италию, в город Римини. В аэропорту нас встретили транспарантами, где было написано: «ДобрУ пожаловаТ в ИталиЯ, город Римини…». Итак, я оказалась в чужой стране, одна, без знания языка, с почти свободным графиком пребывания, и самое страшное, без домашних тапочек, которых в номере не было. Замечательно.
Отель «Детройт», в котором я поселилась, располагался почти на самом берегу Адриатического моря в Римини. Это упростило мое бесполезное утреннее существование ровно наполовину, когда все спит. А в Италии все спит куда чаще, чем где бы то ни было на свете. До 10-ти утра все закрыто, ну, просто потому что рабочий график такой. С 12 дня до 16 часов у итальянцев сиеста, что свято, а потому вновь все закрыто. Вообще итальянцы достаточно ленивы, ведут размеренный образ жизни, никуда не спешат. Особенно это относится к еде. Итальянец может часами есть пасту, а потом еще целую неделю рассказывать о том, как он ее ел. Вечером, если, к примеру, захочется поужинать, приготовьтесь к тому, что придется зайти не в один ресторан города в поисках свободного, хоть мало-мальски привлекательного местечка. Итальянцы невообразимые семьянины и вечерами, как правило, после работы отправляются всей семьей в ресторан и сидят там аж до самого его закрытия. Замечу, что на протяжении всего этого времени они бурно о чем-то говорят, спорят, перебивая друг друга, громко смеясь и выражая эмоции, хлопают друг друга по разным частям тела… Пару раз мне посчастливилось наблюдать подобные итальянские семейные посиделки и… я, кажется, не смогу рассказать вам, что я ела, зато я точно назову имена и даже произнесу отдельные слова, которые слышала за соседним столиком… А однажды я даже проснулась от громкого крика, переходящего, казалось, в рыдания, доносившегося с первого этажа. Это были Мария, Антонио и их дети… Я приоткрыла дверь, в ужасе воображая себе как минимум фингал под красивым, голубым глазом Марии, плачущих от страха детей и самодовольного, разъяренного Антонио, как не без облегчения обнаружила, что семья таким образом просто ведет беседу, причем, судя по улыбкам на лицах, приятную. Что я могу сказать – вот оно счастье. Часто, наблюдая за итальянцами, их эмоциональность, манеру говорить, знакомиться на улицах города, мне представлялось, что я нахожусь в родной Махачкале. С одним существенным различием – в Италии царит весьма ощутимый матриархат. Тот же Антонио, муж Марии, как-то подметая фойе, в полушутку, в полуправду говорил: «Sono una donna, Maria bossi» (Я женщина, Мария босс). Этот незначительный пример, поверьте мне, распространяется на все сферы жизни итальянцев.
Вторую половину моей итальянской жизни облегчили карты. Благодаря им, я в свободное от экскурсий время находила рестораны, ездила на автобусах, посещала достопримечательности, среди которых в культурной столице Италии, Римини, я обнаружила «Старый Римини», получивший свое название из-за внешнего несходства с остальной частью города. Парк «Италия в миниатюре», где представлены 270 точных копий архитектурных достопримечательностей Италии размером чуть меньше человеческого роста. Знаете, Италия буквально окутана такими легендами, мистическими историями, которые заставляют призадуматься. А сами итальянцы очень любят и чтят свою страну, заботятся о каждой улочке, каждом строении, всячески облагораживая все и вся вокруг. Для итальянцев очень важен как собственный комфорт, так и комфорт тех, кто сюда приезжает. Потому внимание и заботу чувствуешь, где бы ты ни находился. Автобусы с выдвижными пандусами, велосипедные дорожки, чистые, аккуратные парки, как и все остальное в этой удивительной стране, – созданы для комфортного существования человека, чего, к моему великому сожалению, нет в нашей республике.
В общем, не по карте я нашла себе, пожалуй, только итальянца с немецкими корнями, увидевшего, как ранним утром я одиноко брожу по берегу моря и в тот момент решившего, что я обязательно выучу для него итальянский… По крайней мере, он так сказал. Кое-каким русским, жестами, мимикой Дэнис выстроил со мной диалог, в котором поведал, что Италия опасна своими мигрантами-карманниками, которые воруют собственность даже со столов, за которыми сидят люди, в автобусах, на пляже. Рассказал, что любовь к собакам – итальянская традиция. Владелец собак бегает с ними, а когда те устают, берет их на руки и продолжает бежать с «грузом». Впрочем, так поступали все итальянцы. А также возили их на велосипедах, авто и даже в детских колясках. А напоследок Дэнис расплакался, подарил розы, угостил настоящим итальянским вином и сказал, что в любое время я могу прилететь к нему в гости, а если вдруг я захочу bambino (ребенка), он не против…
ГОРОД ЛЮБВИ
Первый итальянский город, который я посетила после Римини – Рим, город любви, если прочитать название в обратном порядке (Roma). После 5 часов пути на автобусе первое, что я увидела, – Колизей. Почти как на картинках, только не такой яркий, красочный, отдающий «новизной», а скорее старый, неприметный… Думаю, я бы не обратила на него никакого внимания, не знай, что это тот самый знаменитый Колизей… Нам удалось взглянуть на Пизанскую башню, балкон Муссолини, под которым встречаются влюбленные, знаменитый фонтан, герой многих голливудских фильмов, Треви, вид на который открывается совершенно неожиданно. Идешь себе по узеньким улочкам, ни о чем не подозреваешь, и, вот она, большая площадь, весь центр которой занимает фонтан. Посидеть около него – роскошь, потому что все пространство занято туристами из разных стран. Это непередаваемо, когда ото всюду до непривыкшего слуха доносятся слова сразу из множества других языков!
Площадь Навона стала конечным пунктом нашего путешествия по Риму, из которого мы отправились в государство Ватикан. Нам пришлось отстоять часовую очередь, чтобы попасть в собор св. Петра. Но это того стоило… Даже не являясь человеком, близким к религии, можно почувствовать на себе нечто особенное: особенную атмосферу, когда понимаешь, как ты жалок и несущественен во вселенной, особенный, едва уловимый, вместе с тем очень сильный, затмевающий все вокруг, запах. Все настолько сакрально, что чувствуешь себя неловко и лишним… Самые сильные, почти острые чувства, пожалуй, переживаешь, стоя перед скульптурой «Оплакивание Христа», изображающей богородицу с мертвым сыном на руках…
ЖИТЬ, ЧТОБЫ ПУТЕШЕСТВОВАТЬ
Ни на что в мире не похожий город романтики, любви, каналов и гондол – Венеция .(Venezia). Если вы решили отправиться в Италию, обязательно посетите этот город. Это одно из самых приятных путешествий, потому что здесь нет ни одного наземного транспорта, а все передвижения совершаются исключительно по воде, на гондолах. Быть гондольером, то есть управляющим гондолой, самая высокооплачиваемая и престижная работа в Венеции, которая передается только от отца к сыну и требует 20-летнего обучения. И если девушка удачно вышла замуж, люди здесь говорят: «Она нашла своего гондольера». Проплывая на гондоле по узеньким улочкам Венеции (замечу, они здесь уже, чем в других городах Италии, а ширина самой узкой – 53 см(!)), удивляешься тому, насколько не пахнет вода в каналах, какие красивые здесь балкончики, на каждом из которых обязательно есть самые разнообразные цветочки. Удивляешься и бессовестно завидуешь жителям Венеции, которые сидят на этих самых балкончиках, мирно, почти вальяжно, попивают чай и любуются проплывающими внизу гондолами. Правда, такая размеренность характерна венецианцам не всегда. Уже в октябре, а то и раньше, уровень воды в городе поднимается, принося немало тревог местным жителям, которые вынуждены ходить в собственном доме и даже в ресторанах в высоких резиновых сапогах…
Оказавшись в Венеции, непременно чувствуешь себя сказочным героем, которого выдумали и разместили на 2,5 часа в нарисованном городе, в котором страшно до чего-нибудь дотронуться и внезапно обнаружить обман. Именно здесь, расположившись на площади Сан-Марко, наблюдая за тем, как влюбленные кормят голубей, под волшебную музыку я ела самое вкусное в своей жизни мороженое и понимала, что жизнь нам дана, должно быть, для того, чтобы путешествовать.
Флоренция (Firenze) «Цветущая» – родина Пиноккио, а также Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Данте. И даже мой любимый писатель Федор Достоевский прожил здесь какое-то время и потом всю жизнь вспоминал и любил этот город. Это красивые, искусно выполненные мостики, в том числе золотой, пролегающие над рекой Арно. Особенность этих мостиков в том, что на всем их протяжении стоят магазины с золотом, сувенирами, вкусняшками… На всем! Вы и сами не заметите, как с обычной улочки, забегая из магазина в магазин, вы окажетесь на другом берегу реки. Отмечу, что и дорожки, и мостики настолько похожи друг на друга, что вам не составит никакого труда заблудиться. Так что прежде, чем отправиться в Италию, запомните, как будет «помогите» (aiutare). Флоренция несет в себе энергетику любви, добра и милосердия. Об этом говорят «живые» статуи на площади Санта-Кроче, в том числе «статуя» св. Валентина, бессовестно флиртующего со всеми прохожими, дарящего всем без исключения воздушные поцелуи, а осмелившимся подойти к нему – живые, после которых еще очень долго придется отбиваться от горячих объятий Валентина. Уж я то знаю… Флоренция – это великая история платонической любви Данте к Беатриче, это Божественная комедия (La Divina Commedia), отрывок из которой («Рай») нам посчастливилось услышать в исполнении современного Данте. Учил он книгу наизусть, кстати, 5 лет и знает ее от корки до корки… Флоренция – это вкуснейшее тирамису и шоколад, приветливые местные жители (впрочем, как и в целом по Италии), это божественная музыка, звучащая в унисон той атмосфере любви, что царит во Флоренции. Несмотря на то, что каждый город в Италии неповторим, богат историей, достопримечательностями и кухней и, что совершенно логично, влюбляет в себя с первого взгляда. Пожалуй, мое сердце, по крайней мере, добрая его половина, осталось именно во Флоренции.
Города, архитектура, музыка, еда, люди – в Италии, как в человеке (в идеале), все прекрасно. Особенно, люди. Мужчины с их причудливыми, гламурными стрижками, очень эмоциональные, горячие, хоть и «donna». Женщины – амбициозные, гордые и тоже очень горячие, действительно «bossi»… Покидая «Детройт», я подошла к Марии (хозяйке отеля), чтобы поблагодарить ее на итальянском, которого я за время общения с Дэнисом здорово понабралась. Уже у выхода я поцеловала Марию 3 раза, как в Италии принято здороваться и прощаться, на что Мария жутко возмутилась, скорчила злую мину, и в тот момент, когда я решила, что сделала что-то не так, крепко обняла меня, сказала, что-то типа: «Все надо делать во всю, в полную силу, а не на чуть-чуть…» и поцеловала меня прямо в губы!
В этом вся Италия.