Проекция города у каждого своя. И визуальное прочтение городских реалий остается сугубо субъективным. Но призма художника, сквозь которую хочет посмотреть «свой» город каждый, хотя бы десятый, если не первый горожанин – она создает качественно новую концепцию. Новую культурно-городскую среду. Хотя бы даже виртуальную. Столица у BRO получилась «технично» вангоговской. И увидеть этот проект можно на площадке Музея истории города Махачкалы. Формальная сторона проекта замешана на фотографиях и компьютерной кисти. А если говорить о прочтении города, то столица смотрится очень уютной. Совсем не той, что ложится осадком на сердце. Почти голландской. Простые улочки, простые ворота и двери, простая жизнь махачкалинца вечерком на скамеечке, в компании или одиночестве. С облаком или с чистым небом, закатной и в дневном освещении. Узнаваемой своими типажами и «сочно постимпрессионистской» в деталях интерьера до неузнаваемости. Особенно транспортные «пробки», вымораживающие сознание среднестатистического человека… они у BRO почти как праздник жизни, ежедневно совершаемый ритуал. Если он исчезнет, то это повергнет столицу в осознание собственной «нестоличности». Но «Площадь» – это особая страница, заглавная в моей жизни. Каждый мой день начинается с этой территории, суровой к махачкалинцам и летом (знойная пустыня), и зимой (заснеженное поле). С ее «экраном» ассоциируется политическая жизнь республики. По ней шаркают дорогой обувью и мчатся, сигнально мигая, авто. А по BRO площадь оказалась песчаной знойной площадкой, расчищенным полем. Не важнее футбольного или баскетбольного.
Тональность города очень смягченная. Много теплоты. BRO учит любить свой город глазами Ван Гога. Во всех его мелких мелочах. В томике Канта, в подсолнухах, в одряхлевших гургульаульских реалиях, в мечетях, простых прохожих и лицах махачкалинцев.
Кто такой BRO? Тот, кто интригует зрителей от выставки к выставке. Человек, которого никто не видел. Но хотят увидеть многие. Сам художник не пришел на «персоналку». Его стиль инкогнито делать посыл, создавать диалоговую площадку, где только работа и зритель. Но нет автора – посредника. Эдакого толкового словаря, который интерпретирует, объясняет и контролирует свою массовку.
«На протяжении нескольких лет художник фотографирует город, – комментирует куратор проекта Зарема Дадаева. – Это стилизация авторских фотографий под манеру письма Винсента Ван Гога. Он пытается глазами великого Ван Гога взглянуть на Махачкалу. Вместе с тем это – фантазия художника. Он надевает на своего зрителя очки, добиваясь нужного эффекта. Главное достижение автора – это то, что он показывает, что город может быть бесконечно разным и можно бесконечно представлять и фантазировать, и каждый находит свои метафоры и свои доминанты города, у каждого свой бесконечно разный город. То, что мы видим Махачкалу, – это то, что невозможно, иллюзорно, но она возможна в пространстве виртуальном. И он, в общем-то, единственный художник, который работает в манере digital art. То есть цифровое искусство. А так, в общем-то, это его фотографии. Не живой, а виртуальной кисточкой BRO начинает наносить мазки. Почему именно Ван Гог? Потому что в истории искусства – это олицетворение такого большого и настоящего, истинного художника. Работа и сама судьба Ван Гога не могут оставить равнодушными. Здесь есть живые персонажи из нашей тусовки. Это артистическая творческая среда Махачкалы, как узнаваемые персонажи, так и обычные люди. Во всем разнообразии своем, во всей разности и маргинальности, в каких она есть наша Махачкала. Это фотография, которая в цифровой интерпретации получила искусство картины на плоскости».