Чем собственно он озабочен, когда хватается за камеру, чтоб щелкнуть и постараться дать этот кадр публике? Пройдя визуальный ряд, поймала себя на мысли, что под щелчок попадает все, что вокруг происходит и движется. Погода, природа, девочка. Люди, камни, пространство. Капля, дрожащая на экране. Все, что может быть и обыденно, и может быть кому-то не на заметку, а интересно фотохудожнику, который приглашает окинуть мир его взглядом. И зацепить в этом мире несущественно существенные вещи, фрагментиками мелькавшие на экране телевизора, пойманные в момент созерцания или быстрого перемещения из пункта А в пункт Б. Как-то непохоже было, что взял художник фотоаппарат в один из солнечных дней и сказал себе: «Айда-ка, пойду я сегодня соберу себе материальчик на фотосессию, и душе приятно, и народ потешить». Остановился где-то и произнес заветную во все времена фразу «А сейчас смотрите сюда, отсюда вылетит птичка». И объект фотогафирования покорно замер… А скорее всего спонтанно, шел мимо, остановился, и непроизвольно рука потянулась за аппаратом, производящим документ времени. Щелчок – готово. Хотите ругайте, хотите нет, но показалось, что все «запечатанное» было делом рук одного человека. Совершенно случайно увидела плоские нарезки фамилий известных и неизвестных мне авторов. Поймала себя на мысли, что опять оплошала. Вот всегда так, думаешь одно, а получается несостыковочка. И корить себя некому. Остается только наблюдать, как движутся массы человеческие между экспо-ширмами и наставляют друг на друга фотоаппараты. «Нет ты не там, а сюда встань, вот так повернись, на работу смотри, на меня смотри». Получается такая странная проекция. Фотография на фоне фотографии.
Фотография вообще-то сейчас жутко модная тенденция. Такая общезаразная, что зла не хватает. Хочется громко спросить: «Художники, неужели кисти побросали ради фото, куда вас всех потянуло, зачем? Берите масло, холсты и стойте под знойным солнцем. Вот такими вас видеть хочется». И тогда о внутреннем мире потянет говорить. А фотографии – это то, куда зовут посмотреть. Что вне личного пространства, но формирует среду окружения. И тогда возникает вопрос. А эта среда «правильная» в понимании фотохудожника? Она привлекает его или отторгает? Заставляет раздраженно фиксировать, чтоб показать – вот до чего мы с вами докатились, полюбуйтесь-ка. Или наоборот, спокойно преподнести кораблики, бумажным телом соприкоснувшиеся с водой, которая никуда их и не занесет. Разве что к противоположному берегу лужи. Так что ж тогда пускать кораблик-мечту? Куда спешить?
Музыка была живой. Она мирно резала экспо-пространство на равные части. У этих частей были свои хозяева – зрители. И между ними преспокойно расхаживали эксперты, которые очень часто откладывают все свои дела, чтобы в очередной раз прийти и посмотреть. Ибрагимхалил Супьянов, Абдулзагир Мусаев, Апанди Магомедов, Амирхан Магомедов… Весь список оглашать не буду. Но, собственно, раз пошли, значит, было интересно на что посмотреть. А может, даже и словесно перекинуться мнениями. Вот это так, хорошо, а то что-то не то. Хотя ожидать ярой критики на мероприятиях такого рода не надо! Тут не партийное собрание, где сядут и начнут распекать, мол, не в том направлении пошел. Здесь бы так было хорошо, да нет же, не то…
Это искусство, свобода самоизъяснения на том языке, на котором фотохудожник (на данный момент) решил поговорить с публикой. И если зацепило, будь добр, остановись, посмотри, а нет, так мимо-мимо, ныряя между ширмами, на выход. На воздух, ловить свои мгновения счастья: цветные или черно-белые. На разных плоскостях. Главное, чтоб самому было разнообразно и нескучно жить среди привычных декораций. Людей. Неба. Проводов. Перепутанных следов машин на асфальте. Кусков плитки. Себя любимого.