Два фестиваля за две недели

 Республиканский Русский театр драмы имени М. Горького за две недели умудрился побывать сразу на двух фестивалях – в Астрахани и в Астане, столице Казахстана. В Астрахани побывал моноспектакль актёра и драматурга Андрея Кружнова «Советские Штаты Америки, или Исповедь лузера», в Астане – комедия Кена Людвига «Одолжите тенора». Фестивали проходили в конце июня начале июля.

 

I ОТКРЫТЫЙ ФЕСТИВАЛЬ-ЛАБОРАТОРИЯ СОВРЕМЕННОГО ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА «ВЕРЮ!» В ГОРОДЕ АСТРАХАНИ

Поскольку брать интервью у самого себя сложно, поэтому просто поделюсь впечатлениями. Во-первых, нам (мы – это группа Русского театра: актёр Андрей Кружнов, звукооператор Рамазан Алибеков и заведующий осветительским цехом Дамир Назралиев) посчастливилось побывать на всём фестивале: от торжественного открытия до такого же торжественного закрытия с награждениями и словами благодарности. Сама церемония открытия происходила в Астраханском драматическом театре: каждого участника перед выходом на сцену представлял волонтёр с транспарантом в руках, где был большими буквами написан город, из которого и приехали участники. Это чем-то напомнило Олимпиаду, правда, там на транспарантах, которые несли перед колонной спортсменов, были написаны названия стран. Особенно понравился джаз-банд, который играл не торжественные марши, а популярные и любимые мелодии из фильмов, например, «Белеет мой парус такой одинокий…» из «Двенадцати стульев», что-то из «Бриллиантовой руки»… Кроме Махачкалы, был Томск, Нижний Новгород, Нижний Тагил, Краснодар, два театра из Элисты – русский и национальный. Астрахань представляло сразу несколько театров: ТЮЗ, Астраханский драматический, Театр ТриА и Театральный центр А. Матвеева. На открытии присутствовали и поздравляли участников: губернатор астраханской области А. Жилкин и министр культуры И. Тарасова. Ну и уважаемое жюри из Москвы, конечно…

График фестиваля был достаточно плотным: утром спектакль на площадке Театра юного зрителя, кофе-брейк, затем встреча с кем-то из жюри, который проводил мастер-класс для всех желающих, благо, их было немало, включая студентов местного театрального факультета. Затем прогулки по городским достопримечательностям и, конечно, по магазинам – всем нужны сувениры на память. В пять часов вечера уже на площадке Кукольного театра был второй спектакль следующего участника фестиваля, после которого – актёрское кафе, капустники, прогулки на теплоходе по Волге, общение участников фестиваля, выступление всех желающих. Атмосфера царила тёплая и дружеская: многие перезнакомились, кто-то нашёл старого знакомого из другого театра, которого не видел много лет, кто-то дарил подарки от своего театра или от себя лично – в общем, всем хотелось, чтобы это продолжалось бесконечно. Поэтому, наверное, и расходились так поздно по своим номерам в гостинице…

Сам фестиваль был заявлен как фестиваль малых сценических форм, поэтому все спектакли проходили в камерных залах ТЮЗа и Кукольного театра. Часто казалось, что не все желающие могут уместиться в зале. Зритель, конечно, очень благожелательный и гостеприимный, чуткий – я его называю «фестивальный», то есть особый зритель. Во время своего моноспектакля, мне даже казалось, что я слышу, как дышит зал – это очень впечатляет и вдохновляет! Кроме моего, там было ещё три моноспектакля, а в остальных пьесах количество исполнителей не превышало пяти-шести человек, как впрочем, и было объявлено претендентам на участие в фестивале.

Впечатлений масса, но из всего этого многообразия я вынес основное – современный театр – это синтетическое искусство, где актёр должен уметь петь, танцевать, владеть пластикой, если надо, кататься на роликовых коньках или на скейтборде, свободно говорить на иностранном и так далее. Современный актёр – это уже давно не «вещатель истины», как было в античном театре, это высокий профессионал с ранимой душой и филигранной техникой. Конечно, невозможно знать всё, но он должен быть легкообучаем, он открыт всему новому, как ребёнок, он не может быть косным и надутым, как павлин. В этом смысле поразил спектакль нижнетагильцев «Стеклянный зверинец» Т. Уильямса: актёры чуть ли не ходили на руках, делали акробатические па, катались на роликах, танцевали рок-н-ролл, бросали друг друга через спины ― прекрасная экспрессивная пластика и пантомима. При всём этом они умудрялись вести диалоги и держать сюжетную линию!

Несколько слов об уважаемом жюри: председателем был народный артист России, артист Академического малого театра, известный киноактёр Борис Невзоров; затем Юрий Кимлач из театра «Сатирикон» К. Райкина; также Юрий Кочетков – народный артист России и худрук астраханского ТЮЗа; Михаил Скандаров – профессор кафедры актёрского мастерства и режиссуры из РАТИ; и наконец Владимир Стеклов – народный артист России и просто известный многим махачкалинцам актёр, который не раз бывал у нас на гастролях. Всем им огромное спасибо за благожелательное отношение к актёрам!..

Конечно, в небольшой статье не расскажешь многого, но хочется сказать основное, такие фестивали нужны не только театрам, они нужны в первую очередь зрителям и любителям театра. После каждого спектакля местные театралы подходили к актёрам и брали у них автографы, что-то спрашивали, приглашали приехать ещё раз. Местные студенты-волонтёры стайками перелетали от одной группы актёров к другой, интересовались, казалось бы, незначительными мелочами. Тогда, действительно, думалось: театр – это жизнь, она происходит здесь и сейчас, и в этой жизни нет места войне и агрессии, подлости и жестокости…

 

II МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТЕАТРАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ «САХНАДАН С ЛЕМ!», ПОСВЯЩЁННЫЙ 16-ЛЕТИЮ ГОРОДА АСТАНЫ

Интервью о фестивале в Казахстане дал заместитель директора Русского театра по общим вопросам Тимур Магомедов:

― Тимур, первый вопрос будет простой, как вас встретили в Астане?

― Встретили замечательно, как и полагается по казахскому обычаю, конфетами. Их бросали нам под ноги, как это у нас иногда делают для молодожёнов. Казахи объяснили, у них такой обычай, чтобы знакомство и встреча были сладкими на их земле. Приехали мы в час ночи, и нас сразу же повезли в комфортабельную гостиницу в старой Астане. Там же, кстати, находится и Русский театр имени М. Горького, которой нас любезно пригласил. Это один из старейших театров Казахстана, был создан в 1899 году, поэтому для нас было большой честью там выступать. После нашего спектакля был обмен не только приветствиями, грамотами и словами благодарности, но и ценными подарками, которыми обменялись представители двух театров, нашего – художественный руководитель Скандарбек Тулпаров и казахского ― директор Эркен Кисенов.

― Ты сказал, вы жили в старой Астане, это ведь бывший Целиноград – большое ли отличие этих двух городов, после того как Астана стала столицей?

― Заметное, скажем так: в старом городе ещё осталась «доисторическая» архитектура, много барочных строений, есть в стиле советского ампира. Новая Астана, конечно, поражает воображение: стекло, бетон, металл, пластик, высоченные небоскрёбы, ультрамодная архитектура – ощущение, будто попал в Европу или в Америку. Но там же нам показали и новую прекрасную мечеть на десять тысяч человек! Очень современное и красивое здание театра оперы и балета в новой части города. Кстати, там в это же время проходили гастроли знаменитого итальянского театра «Ла Скала». К сожалению, попасть мы туда не смогли, потому что билеты стоили от пяти до пятнадцати тысяч рублей – дороговато для нас.

― Сколько вы пробыли на фестивале, многое ли смогли увидеть? Я имею в виду спектакли других театров.

― В общей сложности мы были три дня и успели увидеть три спектакля. Это был спектакль «Meraki» турецкого государственного театра из города Эрзурум, спектакли Русского и Казахского театров из Астаны. Кстати, именно турецкий и дагестанский театр придавали этому фестивалю статус международного, в основном же там были театры со всего Казахстана. Эстетика турецкого спектакля, скажу честно, мне была не по душе, люди лузгали семечки на сцене, орали по делу и без ― что-то нечистоплотное было… Это было не только мое мнение, об этом говорили многие, в частности, и германский критик, который заседал в жюри.

Гораздо большее впечатление на меня произвёл спектакль Русского театра из Астаны. Это пьеса об Эдит Пиаф, о великой французской певице, спектакль назывался «Гнездо воробья». Там был задействован весь молодёжный состав труппы Русского театра, это было очень задорно, энергично, с юношеским энтузиазмом. Было много пластики и хореографии, пантомимы – там разговаривали всего два актёра, остальные четыре актёра через пластику показывали движения души своей героини. Это был чисто молодёжный спектакль, молодёжь там просто купалась, особенно, после первого акта, когда прошла нервозность от волнения, ― фестиваль все-таки!

― То есть пластика, экспрессия и юность в одном флаконе. А теперь перейдём к нашему спектаклю – как его встретил зритель Казахстана?

― Замечательно. Дело в том, что наш спектакль уже ждали, ведь это не мы его предложили, это наши казахские коллеги зашли на сайт махачкалинского русского театра, просмотрели все спектакли и сказали: «Привезите нам комедию „Одолжите тенора“!» Ну, мы и привезли. Современная техника творит просто чудеса – нам, например, совсем не надо было везти декорации, мы выслали чертежи и фотографии в Астану, и нам всё сделали, вплоть до цвета обоев и обивки стульев. Правда, был один казус, который из неприятности превратился в наше достоинство, я бы даже сказал, в нашу победу.

― Вот как? Это интересно!

― Декорации сделали правильно, но! ― оказалось, что сцена в Астане меньше, чем сцена в Махачкале, поэтому пространство изменилось, оно стало не только теснее, но и стало другим, поменялись переходы актеров, некоторые их выходы́. Например, есть сцена, где герой и девушка стоят обнявшись, но из-за тесноты им пришлось рухнуть на диван, который стоял рядом. Это была импровизация, которая вызвала бурю оваций в зале, потому что подчеркнула смысл сцены, ее перспективу, я бы сказал. Я считаю, импровизация украшает спектакль, когда актеры находятся «в теме», когда они настроены, ― тогда это не «отсебятина», а жемчужина в роли. В общем, мы оправдали ожидания казахского зрителя, и минут пятнадцать зал аплодировал стоя. Это ещё раз убедило, что бренд Русского театра, именно русской психологической школы, имеет очень высокий статус в мире. Мы вынесли важный урок ― нам нужно соответствовать этому статусу!

― А тамошние зрители чем-то отличаются от наших?

― Наверное, присутствует какая-то тоска по профессиональному искусству, по высокой культуре, а русскую культуру именно такой и считают. Все-таки на местной театральной сцене присутствует некий провинциализм, такая отсталость от общего театрального мейнстрима. И еще: зритель там многонациональный, много русских, местных, приезжих – жизнь в Астане бурлит, это ведь молодой город в молодой стране.

― Могут ли махачкалинские зрители надеяться, что наш тезка, Русский театр имени М. Горького, будет приглашён на театральный фестиваль в Махачкалу?

― Безусловно. Мы обменялись приглашениями уже давно, ещё до нашей поездки. Это было продуманным, взвешенным решением, а не приглашением из вежливости.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Начальника махачкалинского Управления спорта, туризма и работы с молодежью наградили благодарностью

Сегодня, начальник Управления спорта, туризма и работы с молодежью Администрации столицы Дагестана Мурад Мирзагаджиев получил из рук председателя Комитета...

Махачкалинским волонтерам объяснили, как проводится процедура голосования по благоустройству территорий

Сегодня, в столице Дагестана в стенах Актового зала Дома Шахмат представители Городского молодёжного центра, по поручению начальника Управления спорта,...

Юный махачкалинец занял призовое место на Первенстве России по шахматам

В Екатеринбурге завершилось Первенство России по шахматам среди мальчиков и девочек до 11, 13 лет, юношей и девушек до...

В Махачкале прошла пресс-конференция начальника Госавтоинспекции РД

В Госавтоинспекции МВД по РД прошла пресс-конференция начальника ведомства Александра Шалагина. Он рассказал об итогах деятельности Госавтоинспекции за первый...
spot_imgspot_img

Прокуратура добивается сноса очередной самовольной постройки в Махачкале

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана добивается сноса незаконно возведенного объекта. Об этом заявили в пресс-службе республиканского надзорного ведомства.   Удалось...

Махачкалинку подозревают в истязании 4-летней дочери

Следователи возбудили уголовное дело в отношении уже ранее несколько раз судимой 32-летней жительницы столицы Дагестана. Ее подозревают в истязании...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам