Организаторами мероприятия выступили Министерство печати и информации РД, Дагестанский государственный университет и Институт гуманитарных технологий.
Открывая мероприятие, секретарь совета безопасности РД Магомед Баачилов отметил, что, только объединив усилия всех слоeв общества – политиков, учёных, представителей СМИ, государственных и правоохранительных органов, мы можем противодействовать распространению экстремизма и терроризма в Республике Дагестан.
– Повестка этого мероприятия неоднократно поднималась на заседаниях совета безопасности и на заседаниях правительства. Однако можно констатировать тот факт, что работа в данном направлении идет малоактивно. Только благодаря правоохранительным органам, мы сегодня можем говорить хоть о какой-то борьбе с идеологией терроризма. Сегодня все должны понимать, что нельзя все перекладывать на плечи работников полиции. Мне бы хотелось, чтобы к этой работе подключились все, особенно СМИ, – подчеркнул эксперт.
Выступивший следом министр печати и информации РД Азнаур Аджиев подчеркнул, что Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов уделяет особое внимание вопросам идеологической борьбы с терроризмом.
– Конечно, добиться окончательной победы над терроризмом очень сложно. Сегодня мы сталкиваемся с распространением идей экстремизма в социальных сетях. Террористам недоступны газеты и телевидение, но они выбрали самый мощный рычаг управления – Интернет. Поэтому главой республики было принято решение создать государственную программу информационной безопасности республики.
Заместитель начальника Управления по внутренней политике и территориальному развитию администрации Главы и Правительства Дагестана Даниил Рязанов в своем докладе акцентировал внимание на том, что дагестанские СМИ публикуют большое количество материалов, посвященных борьбе с экстремизмом, однако большинство из них носит лишь информационный характер. Отсутствуют аналитические материалы.
– В результате, реальная сущность угрозы экстремизма и терроризма не раскрываются. Причем, нужно учитывать, что нынешние обстоятельства, скажем так, благоприятствуют проведению такой работы. Ведь северо-кавказское подполье находится в состоянии глубокого идеологического кризиса. Сейчас нет людей, которые могут претендовать хотя бы на звание идеологов. Именно такие диспропорции между материалами новостного, аналитического и оценочного характера накладывают определенный отпечаток на общественное сознание и морально-психологический климат в регионе. В результате, по данным социологических исследований, именно жители Дагестана считают себя наиболее незащищенными среди всех субъектов страны. Во-вторых, они считают, что власти не ведут борьбу с терроризмом, хотя, если мы посмотрим на статистические выкладки, работа в данном направлении ведется, – отметил Рязанов
Руководитель Центра предупреждения экстремизма и терроризма, декан факультета философии и психологии ДГУ Мухтар Яхьяев выступил с докладом, в котором высказал мнение, что полностью терроризм победить невозможно
– Мы видим, что органы государственной власти и правоохранительные органы сегодня проводят большую работу по борьбе с экстремизмом, но в то же время мы видим, что за последние два десятилетия, несмотря на такую активную деятельности, к нашему сожалению, экстремизма и терроризма не становится меньше.
И периодически мы видим всплески активизации экстремистского бандподполья. Поэтому в самый раз задаться вопросом: а правильно ли все делают власть и общество в плане предупреждения и борьбы с идеологией террора? Размышление над этими вопросами лично меня подталкивает к мыслям о том, что государственная стратегия по противодействию экстремизму и терроризму выстраивается у нас с существенными ошибками. Наш анализ ошибок и просчетов, проявляющихся в практической работе по профилактике и преодолению экстремизма и терроризма, показывает, что большинство из этих ошибок и просчетов является следствием применения неправомерных методологических подходов и невыверенных теоретических обобщений, которые потом закладываются в основу законодательных актов предметных действий антиэкстремистской деятельности. Исходной такой ошибкой мне представляется смешение и подмена таких понятий, как терроризм, бандитизм, экстремизм.
Продолжение в следующем номере.