И неудивительно. Этномотивы витают в воздухе. О них постоянно говорят. Говорят, что надо нам самоидентифицироваться. И не забывать, что под влиянием восточных и западных культур мы теряем свое общекавказское лицо, не говоря уже о языке и традициях. В какой-то степени это напоминает тревогу доктора за больного, которого он лечил импортными лекарствами, а затем вдруг решился попробовать народную медицину и перешел на сбор трав. Вот когда я прихожу на такого рода мероприятия, мне начинает катастрофически не хватать запахов чабреца и горной мяты. Потому что каждая вещь здесь внешне навевает ассоциативный ряд из прошлого (без намека на кизяки, на выставке можно и без них обойтись).
Сумочки, ткани, подушки, картины… Авторские ручные работы. Над ними трудились не один день, а над отдельными «экспонатами» – целый год. К примеру, простенькая с виду сумочка, но натуральные материалы, сложная техника макраме, которой мало кто владеет в Дагестане… и цена соответственно отвечает срокам и качеству. Сделано в соавторстве Джамилей Азияловой и Зайнаб Джангутаевой. Такие сумки делаются и на заказ, предупредила куратор выставка Раиса Исмаилова, отметившая, что с сумашной сумкой не грех и на Каннском фестивале засветиться (не расслышала, то ли кто-то засветился, то ли эта самая сумочка, на которую мне было указано, уже побывала на Каннском фестивале. Одним словом, предмет для гордости – Кавказ в тренде).
Кстати, мужчины тоже не равнодушны к дамским сумкам. Руками Гасана Эфендиева выполнено несколько таких работ из кожи. Тоже в этностиле. Но это не единственное направление, в котором работает автор, – скорее одно из многих. Но судя по его послужному списку выставок, интерес к этническому компоненту на всем российском пространстве только растет. И раз уж начали с сумочек, то вот еще одно «направление» от «Терра Соларика». У них эти женские аксессуары выполнены из натуральных материалов – нубука, замши, кожи. С использованием солярных знаков и элементов этнодекора. Незамысловатые узоры на большой сумке, к примеру, оказались символом плодородия. Так что покупательница может стать счастливой обладательницей всех земных благ (сама о том не подозревая).
Любая выставка – это открытие. Этнополис тоже стал своего рода открытием для посетителей. Открытием того, на что способен человек, которому интересно заниматься пусть и сложным (хочется сказать, нудным – потому что ручная работа – это высокая степень усидчивости и терпения), но любимым делом.
Известная певица Жанна Курбанова тоже неравнодушна к ручному труду. Вяжет спицами картины. Это ее стиль письма, пока что неподражаемый. Наталья Юркова представила длинные шарфы в технике холодного и горячего батика, у нее славянские этномотивы.
Циновки Руслана Мазлоева выполнены в технике арцджен, некогда утраченной, но мастер ее восстановил. Еще одна уникальная работа – кайтагская вышивка – дело рук Джангутаевой и Азияловой.
Когда рассматриваешь работы, а потом думаешь о том, как описать их, приходишь к мнению, что искусство здесь переплетается с рекламой. Потому что все увиденное хочется купить. Предметы «этнополиса» функциональные, их можно и нужно трогать руками, примериваясь, как бы это смотрелось «при мне» или «у меня». Да и если вспомнить опять-таки тот элементарный план А – создать у нас туристический рай на дагестанской земле, то вот уж где этнопредметы приобрели б своего покупателя. (Из недавнего прошлого припоминаю, как в Карачаево-Черкесии туристы расхватывали вязаные носки и кофты, а я с грустью думала о том, что наши джурабки ну впрямь произведения искусства по сравнению с этими вязаными полусинтетическими носками.)
Но туристического рая пока нет. Зато сувенирный ряд под туристов готов. И даже я не удержалась и кое-что приобрела. Маленькую частицу этностиля. Зато душу греет.