Соцобслуживание – на новый уровень

 – Чем вызвана необходимость принятия нового закона о социальном обслуживании граждан? Неужели действующее законодательство не отвечает требованиям современности?

– Тут необходимо вспомнить, что тот Федеральный pакон, на который мы опираемся сегодня в своей работе, – № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», был принят еще в 1995 году. Тогда за социальное обслуживание отвечал и федеральный центр, и регионы. С 1 января 2005 года полномочия по предоставлению социальных услуг были переданы субъектам, и каждый начал работать исходя из своих возможностей. Новый закон считаю очень важным и своевременным, он в полной мере отражает современные реалии, учитывает опыт, в том числе и негативный, применения предыдущих законов, повышает доступность социальных услуг для населения, конкретизирует ответственность организаций, оказывающих их. Цель этого документа – ввести единые нормы социального обслуживания населения на всей территории России – это то, чего работники организаций социального обслуживания населения очень долго ждали.

– Какие новации нового закона являются наиболее значимыми и наиболее важны для понимания его сути?

– Принципиальное здесь, уверен, – это цели социального обслуживания. В новом законе они пояснены следующим образом: «Улучшение условий жизнедеятельности человека и (или) расширение его возможностей самостоятельно обеспечивать основные жизненные потребности». Понятие «гражданин, находящийся в трудной жизненной ситуации» заменено на «гражданин, нуждающийся в социальном обслуживании». Определены следующие виды социальных услуг: социально-бытовые, социально-медицинские, социально-психологические, социально-педагогические, социально-правовые, услуги в целях повышения коммуникативного потенциала лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности. Отдельно выделены социально-трудовые услуги – оказание помощи в трудоустройстве и решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией.

– Многие будут удивлены, что в новом законе понятие «трудная жизненная ситуация» не приводится. Ведь многие годы этот термин был основополагающим. Что пришло на смену?

– Тут надо отметить, что термин «трудная жизненная ситуация», действительно очень долго являвшийся базовым, все-таки был довольно расплывчатым. Это отмечали и сами специалисты, работающие в сфере социального обслуживания. Ведь кто-то трактовал его широко, а кто-то, напротив, – узко. В новом законе вместо этого четко установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании – это прописано в статье 15-й. С 1 января 2015 года помощь получат те, кто полностью или частично потерял способность к самообслуживанию из-за болезни, травмы, возраста или инвалидности; семьи с одним или даже несколькими инвалидами, в том числе детского возраста, нуждающимися в постоянном уходе. Разумеется, в перечне – семьи с ребенком, испытывающим трудности в социальной адаптации; люди, у которых отсутствуют работа и средства к существованию. Социальные работники придут на помощь и тогда, когда в доме «царит» агрессия и зафиксированы случаи насилия над женщинами и детьми. Не ускользнут от внимания и семьи, где есть наркоманы, алкоголики, игроманы.

– Думается, одно из принципиальных новшеств, вводимых новым законом, – «индивидуальная программа предоставления социальных услуг». Что из себя будет представлять этот документ, кто его разработает, не добавит ли он гражданам лишней головной боли, связанной с постоянным переоформлением?

– Хочу сразу отметить, что новый закон создает более комфортные условия для получателей социальных услуг. Индивидуальная программа предоставления социальных услуг – это, образно говоря, «дорожная карта» оказания помощи. Кстати, ее форма определяется Министерством труда и социальной защиты РФ, и разрабатываться она будет сразу на три года. Конечно, если понадобится, то можно делать это и чаще: если изменились потребности гражданина в социальных услугах. Составление программы – прерогатива комплексных центров социального обслуживания населения в муниципальных районах и городских округах (далее – центры) по месту жительства гражданина на заявительной основе. Правда, предварительно центр должен признать гражданина нуждающимся в социальном обслуживании и установить его индивидуальную потребность в социальных услугах. В программу включаются: форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков и социальное сопровождение. Программа носит для гражданина рекомендательный характер, а для поставщика – обязательный.

Покажу на одном примере. Обладатель такой программы, к примеру, решил переехать. Если это происходит в пределах нашей республики, то какими услугами он пользовался до переезда, этот же перечень ему предоставят и на новом месте. Никакого нового документа составлять не надо. Более того, даже если гражданин переехал в другой регион, то индивидуальная программа, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в том объеме перечня социальных услуг, который установлен в этом субъекте Российской Федерации.

– Без сомнения, тех людей, которые подпадают под действие нового закона, больше всего интересует, кто получит социальные услуги на бесплатной основе.

– Совершенно бесплатно помогут, во-первых, несовершеннолетним детям, во-вторых, людям, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций или вооруженных межнациональных конфликтов, в-третьих, гражданам, чей среднедушевой доход ниже полуторной величины прожиточного минимума. Кому-то покажется, что список коротковат, а между тем мы прогнозируем увеличение числа получателей социальных услуг на бесплатной основе.

– Где именно им могут предоставить услуги?

– В новом законе более четко определены различия в формах социального обслуживания: на дому – наверное, здесь не нужны дополнительные разъяснения; в полустационарной форме – подразумевается социальное обслуживание в определенное время суток; в стационарной форме – тут речь идет о постоянном временном или пятидневном в неделю круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

– В статье 22-й нового закона речь идет о «социальном сопровождении». В развитых странах такой вариант социального обслуживания давно прижился и очень востребован. Вопрос в том, какое «наполнение» предусматривает этот термин в российском законе.

– Если уж быть совсем точными, то прежним законодательством социальное сопровождение тоже предусматривалось, но в составе социальных услуг. Теперь оно выделено отдельно, и мне кажется, такой подход более полезен с точки зрения комплексности помощи. Социальное сопровождение в интерпретации нового закона предполагает содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам. В его основе – межведомственное взаимодействие организаций, оказывающих такую помощь. Следует отметить, что мероприятия по социальному сопровождению обязательно отражаются в индивидуальной программе предоставления социальных услуг.

– С января будущего года в сферу социального обслуживания допустят и некоммерческие организации, и индивидуальных предпринимателей. Каково ваше мнение по этому поводу?

– Новый закон дает зеленый свет и открывает огромные возможности для социального предпринимательства. Думаю, это даст хороший импульс для развития государственно-частного партнерства в социальной сфере.

– Неужели любой может прийти на этот рынок?

– В принципе кто угодно, но все не так просто, как может показаться на первый взгляд. Будет создан Реестр поставщиков социальных услуг, а чтобы попасть в него, юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю необходимо соблюсти целый ряд установленных требований. Кроме того, никто не отменяет государственный контроль в сфере социального обслуживания. А на новом этапе к нему добавится еще и общественный контроль: его будут осуществлять общественные организации в соответствии с законодательством РФ о защите прав потребителей. Одной из форм общественного контроля является независимая оценка качества оказания услуг организациями социального обслуживания. Наше министерство со своей стороны создаст необходимые условия для проведения этой оценки. Так, например, на официальном сайте появится такая вкладка, воспользовавшись которой, граждане смогут выразить свое мнение о качестве оказания социальных услуг. Реестр поставщиков тоже будет размещен на нашем официальном сайте. Следовательно, каждый гражданин сможет ознакомиться с необходимой ему информацией: по какому адресу располагаются поставщики, какие услуги они предоставляют, каковы результаты проведенных проверок.

– В каких случаях и какие организации социального обслуживания получат право на получение компенсации на возмещение затрат, связанных с предоставлением социальных услуг и как будет определяться размер выплачиваемой компенсации?

– Компенсация будет выплачиваться юридическим лицам (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальным предпринимателям, включенным в реестр поставщиков социальных услуг Республики Дагестан, но не участвующим в выполнении государственного задания (заказа), на возмещение затрат (части затрат), связанных с предоставлением социальных услуг получателям социальных услуг в соответствии с их индивидуальными программами. Размер компенсации будет определяться исходя из утвержденных министерством тарифов на социальные услуги, рассчитанных на основании подушевых нормативов финансирования социальных услуг, фактического объема оказанных услуг и условий предоставления социальных услуг (бесплатно или на условиях частичной оплаты).

– Жизнь каждого человека невозможно разложить по полочкам. Случается так, что кому-то помощь работников учреждений социального обслуживания требуется незамедлительно, и нет времени на составление каких-то документов. Как быть в таком случае?

– Вероятность возникновения таких жизненных ситуаций тоже учтена разработчиками нового закона.

В качестве самостоятельного вида определены срочные социальные услуги. Они будут предоставляться без составления индивидуальной программы и без заключения договора. Это своего рода неотложная социальная помощь, и оказываться она будет в сроки, обусловленные нуждаемостью получателя этих услуг. В этом случае речь может идти, например, об обеспечении бесплатным питанием, одеждой и предметами первой необходимости, материальной помощью.

– Лишь только прослышав про какие-то законодательные новшества, народ начинает тревожиться: а вдруг окажется больше минусов, чем плюсов.

– Такое беспокойство вполне понятно, ведь любые изменения предполагают, как сейчас модно говорить, выход из зоны комфорта, хотя не факт, что там было хорошо, может, просто привычка. В нашем случае ситуация осложняется тем, что мы работаем с социально уязвимыми категориями населения, жизнь которых полна сложностей. Хочу подчеркнуть, что все наши учреждения социального обслуживания продолжают свою работу в штатном режиме, и ни на один день в связи с нововведениями граждане, которые получают социальные услуги, не лишатся их. Поскольку неизбежно будет сравнение «как было и как стало», то отмечу, что в связи с предстоящими существенными изменениями в законодательстве предусмотрены так называемые переходные положения. Если коротко, то их суть в том, что перечень, условия предоставления социальных услуг не могут быть ухудшены по сравнению с тем, какими они были на 31 декабря 2014 года. Конечно, в период внедрения нового закона возможны какие-то одномоментные трудности, но, думаю, они никоим образом не скажутся негативно на тех, кто находится у нас на социальном обслуживании.

– Можно ли утверждать, что федеральный центр этим новым законом задал вектор движения, а в Республике Дагестан предстоит большая работа по конкретизации буквально каждой статьи этого чрезвычайно важного для социальной сферы закона?

– Для того чтобы было понимание, о каких объемах работы и сложности задач идет речь, приведу только одну цифру: 23 законодательных и иных нормативных правовых акта предстояло принять органам государственной власти республики в целях реализации положений Федерального закона «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». В течение всего 2014 года в Республике Дагестан проводилась широкомасштабная и кропотливая работа. На днях проект Закона Республики Дагестан «Об утверждении перечня социальных услуг, предоставляемых поставщиками социальных услуг в Республики Дагестан» будет рассматриваться во втором чтении сессии Народного Собрания Республики Дагестан. Работа завершается, и я убежден, что с 1 января 2015 года мы будем поднимать социальное обслуживание на качественно новый уровень.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам