В начале минувшей недели, 26 января, в рамках своего рабочего визита в Дагестан полпред Президента РФ в СКФО Сергей Меликов встретился с дагестанскими молодежными активистами и блогерами. Во встрече, состоявшейся в здании Дагестанского педуниверситета, также принял участие Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
«ХВАТИТ СПЛЕТНИЧАТЬ!»
Это уже второй визит полпреда в Дагестан за этот месяц. 12-13 января Меликов находился в республике с рабочим визитом вместе с главами субъектов СКФО. Дагестанские журналисты, блогеры, пользователи социальных сетей и просто неравнодушные наблюдатели за тонкостями большой и малой политики окрестили тот приезд Меликова самым загадочным.
Принимая во внимание всевозможные слухи и предположения о предстоящей смене Главы Дагестана (которые, стоит сказать, живут ровно столько, сколько Рамазан Абдулатипов возглавляет Дагестан), частые приезды Меликова в республику дагестанцы связывали ни с чем иным, как со скорейшим назначением его Главой Дагестана.
Сам же дагестанский Глава, который, вероятно, тоже в курсе непрекращающихся слухов вокруг своего имени, выступая с Посланием дагестанскому парламенту, призвал «не сплетничать у него за спиной, а говорить в лицо». Дескать, время уже другое и нет необходимости «что-то там за забором из болота квакать». Этой темы Рамазан Абдулатипов коснулся и в ходе своего большого телевизионного интервью уже после Послания. В нем Абдулатипов посетовал на то, сколько раз его уже «отправляли в отставку». И призвал прекратить заниматься сплетнями. Удивляясь тому, что этим занимаются к тому же мужчины, Рамазан Абдулатипов дал всем совет: «Мужчина должен оставаться мужчиной. Женщина – женщиной».
Принимая это во внимание, отповедь Меликова на встрече с дагестанскими блогерами показалась вполне ожидаемой. Полпред потребовал прекратить мусcировать эту тему, сравнив блогеров с женщиной – базарной, склочной сплетницей: «Давайте перестанем вешать друг на друга какие-то небылицы. К сожалению, мы сегодня во многом в этих вопросах погрязли. Опять же, я говорю, не только в Дагестане, но и за его пределами.
В конце концов, уже становится смешным, что каждый мой приезд в Дагестан (я думаю, Рамазан Гаджимурадович на меня не обидится) связан с уходом одного человека с должности главы и с приходом другого человека. Ну, давайте перестанем смеяться над этим. Президент Российской Федерации каждому из нас, включая всех присутствующих людей, определил, кто чем должен заниматься. И мы все сегодня занимаемся своими делами. Это первое. Второе – еще раз хочу обратиться к тем ребятам, которые стоят тут с камерами, фотоаппаратами, чьи микрофоны лежат у меня на столе: перестаньте из контекста выступлений выдергивать, по вашему разумению, интересные вещи. Поверьте, они во многих вопросах становятся вредоносными. Ну, на самом деле, для меня Дагестан – это нечто такое очень мужественное, святое. Как, собственно говоря, и другие республики Кавказа. Но иногда в блогах читаешь такие вещи, что хочешь посмотреть, кто же автор: мужчина или женщина. Причем, если женщина, то она обязательно (с учетом того, что там написано) какая-то базарная, склочница и сплетница. А потом переводишь взгляд на то, кто автор. Оказывается, это мужчина. Да еще где-то сорокалетнего возраста. Им что, заняться нечем? Поэтому я хотел бы к вам ко всем обратиться, если мы открыты сегодня (вот я сегодня совершенно открыт и не боюсь вам эти вещи говорить). Ну, давайте и вы тогда будете разумными. Мне что, развернуться и перестать ездить сюда что ли?»
КОРТЕЖИ И ПРОБКИ
В ходе встречи была поднята и другая тема, актуальная для махачкалинцев – пробки, возникающие в городе из-за перекрытия улиц во время приезда Меликова в дагестанскую столицу, а также из-за кортежа Рамазана Абдулатипова. Полпред высказался и по этому вопросу: «Мы тоже заходим в Интернет, видим, что пишут о нас. Например, в сентябре вышла статья, где меня убедительно просили не приезжать в Дагестан, потому что с моим приездом якобы образуются пробки в Махачкале. Или писали в адрес Главы Дагестана о том, что его кортеж создает пробки. Есть определенные вещи, на которые мы не можем повлиять. Они сформированы требованием законодательства. Надо дать возможность нашим коллегам из федеральной службы охраны, безопасности, МВД, выполнять свои обязанности по обеспечению проезда первых лиц и других моментов, связанных с безопасностью, причем в меньшей степени нашей, а в большей степени граждан. А если вдруг произойдет такая ситуация, какая произошла с Главой Ингушетии пять лет назад (22 июня 2009 года на Главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова было совершено покушение. Оно произошло утром на федеральной трассе «Кавказ». В момент проезда колонны Главы Ингушетии рядом с ней был взорван начиненный взрывчаткой автомобиль. В результате теракта охранник Евкурова Мустафа Котиев скончался на месте, были ранены сам Евкуров, его младший брат Увайс (личный телохранитель Евкурова), а также начальник охраны и водитель Рамзан Евкуров (упоминался в СМИ как однофамилец главы Ингушетии, а также как его двоюродный брат, который позднее скончался в больнице. Сам Юнус-Бек Евкуров был госпитализирован в тяжелом состоянии. – Прим. авт.), сколько людей может в этой ситуации пострадать?
Пробки сегодня зависят не от того, кто проезжает, а во многом от тех, кто в свое время проезжую часть застроил ларьками, палатками и прочим самостроем, которые просто портят облик города. Снести мы их не можем, потому что это рабочие места, а люди должны кормить семью. Поэтому мы думаем, как эту проблему решать».
1 МЛРД ДОЛГА
Впрочем на встрече полпред ответил и на другой вопрос по не менее актуальной для Махачкалы проблеме – состояния дорожной сети. Вопрос задал депутат Махачкалинского городского Собрания Магомед Багомаев: «Вы, говоря о Махачкале, сказали, что проблема в пробках. И дело даже не в кортежах и не в тротуарах, которые урезали. Даже те центральные улицы, которые остались, они просто несуразно спланированы, не по стандартам. Недавно по моему приглашению приезжали ребята, руководители проекта «Пробок.нет». Они плотно работают в Москве. Занимаются планированием и организацией городских сетей. Мы с ними, вооружившись фотоаппаратами, ручками, карандашами, засекали светофоры, пропускную способность. После этого мы встречались с Магомедом Валибагандовичем, показали наработки ребят, которые они делают в Москве. Есть рекомендации. Взять, например, улицу Ленина (Р. Гамзатова. – Прим. авт.) Мы начали работать и столкнулись с тем, что нет даже паспорта дорог. Центральный проспект. Столица. Нет паспорта дорог! Еле вырыли из архива карту формата 1:2000. Я им отправил эту карту, они начали с планировки остановок. Они не то что ГОСТу, здравому смыслу не соответствуют. В декабре депутаты принимали бюджет города, который составил в этом году 6 млрд рублей. Но при этом переходящий долг города 1 млрд.
Я понимаю, кризис. Но есть ли возможность какую-то помощь оказать городу, потому что Махачкала в очень тяжелой ситуации? Я не понимаю, например, как сейчас власти города будут решать эти вопросы. Создавали не они эти проблемы, но разгребать придется им».
Отвечая на вопрос, Меликов дал понять, что ничего конкретного пока не может сказать, но проблема на уровне полпредства обсуждается: «Мы обсуждали этот вопрос. Давайте, я сейчас не буду что-то декларировать. Этот вопрос находится на самом деле в процессе решения. На самом деле эта проблема есть. Все знают. Хорошо, что понимаете, что не одним годом предыдущим эти все вопросы накапливались. Я не готов сегодня сказать, сколько из федерального бюджета может быть выделено денег. Потому что они и так поступают в Дагестан, и дополнительно на развитие Махачкалы. Но определенные перспективы есть, потому что сейчас принимается программа развития Республики Дагестан, один из приоритетов которой развитие столицы. Я думаю, Рамазан Гаджимурадович более точечно ответит. Вопрос, который вы задали, он решается. Он решается не одним днем, не одной неделей, не одним годом».
Тему продолжил и Рамазан Абдулатипов: «Лучший город Земли» оказался без градостроительного плана. Вообще без градостроительного плана даже большая деревня не живет в начале ХХI века. Мы сейчас выделяем дополнительные деньги, чтобы закончить в первом полугодии градостроительный план плюс агломерация: Каспийск, Кумторкала, Манас. Всю эту территорию надо планировать, чтобы обеспечить нормальное, цивилизованное развитие. Тысячи проблем, которые не решались, тысячи предприятий, которые за эти годы уничтожены… 41 тысячу земельных участков в течение года мы ввели дополнительно в оборот Налоговой инспекции. Это достаточно большие деньги! Город Махачкала не занимает лидирующих позиций среди этих показателей. Поэтому мои замечания были высказаны. Сегодня мы разговаривали с руководителем города. Мы его всячески поддерживаем, но около 2 млрд не собрано налогов в самом городе. Если налоги мы не собираем, ждать откуда-то помощи бесполезно. Я сказал, отчего мы плохо живем. Я же ответил в Послании. Потому что мы плохо платим налоги. Понимаете?»
СУДЬБА РЕКТОРА
Также Глава упомянул в своем ответе о взятых на себя республикой обязательствах по планированию и реконструкции проспекта Имама Шамиля в Махачкале. «Будем искать деньги», – сказал Абдулатипов.
В ходе встречи были обсуждены также вопросы по подготовке к юбилею Дербента, профилактике и борьбе с экстремизмом и терроризмом, поддержке предпринимательства, созданию общекавказского телевидения, приватизированным зданиям заводов и другой государственной недвижимости.
То, что встреча полпреда с дагестанскими общественными активистами состоялась именно в ДГПУ, многие расценили как определенный «знак». И имевшие до сих пор место всевозможные разговоры вокруг и.о. ректора вуза Магомеда Абдулаева, по мнению некоторых, сейчас должны прекратиться.
На эту тему высказался и депутат Махачкалинского горСобрания Магомед Багомаев в интервью информационному агентству «Дагестан сегодня», отвечая на вопрос, обсуждалась ли на встрече дальнейшая судьба ректора. «Речь об этом не шла, но думаю, после прошедшего мероприятия его позиции упрочатся», – отметил Багомаев.