Туризм. Может, появится, а может – и нет

 Грех не воспользоваться такой ситуацией. И не попробовать заманить потенциальных туристов в Махачкалу, о туристическом потенциале которой не рассуждал разве что ленивый. Тем более что украинский фон сильно размыл информационный поток негатива, поводом к которому чаще (нежели другие северокавказские регионы) служил Дагестан. И если прежде разговоры о туризме в Махачкале крутились лишь вокруг проекта «Лазурный берег», то после известных событий июня 2013 года, он остался лишь «лазурной» мечтой.

 

СМОТРЯ КАКОЙ ТУРИСТ

Однако Махачкала является местом весьма притягательным для внутреннего туризма, уверена зампредседателя республиканского комитета по туризму Марьям Халимбекова. Начать хотя б с того, что город является столицей республики, где сконцентрировано наибольшее количество гостиниц, торговых и развлекательных комплексов. В Махачкалу значительно вырос туристический поток, что Халимбекова связывает в первую очередь с таким явлением, как «событийный туризм». Из чего он складывается? Из культурно-просветительских мероприятий, участники которых – приезжие, закономерно переходят в разряд туристов. Есть хорошие турбазы на побережье, и каждый год к их числу прибавляется в среднем 5-6. Есть масса всего интересного. «Но»… Без этой противительной частицы совсем уж не получается обойтись. Потому как отпугивающие факторы (загрязненное побережье, захламленные улицы) оказывает свой эффект на приезжих. Да, людям интересна Махачкала, интересна национальная кухня, театры, достопримечательности местного разлива, но многое будет зависеть от стараний администрации столицы, уверена Халимбекова, ссылаясь на слова Главы республики Рамазана Абдулатипова, (в частности, отметившего, что прежде чем звать гостей, дома надо навести чистоту и элементарный порядок). В целом прошлый год оказался урожайным на туристов: общее количество их выросло на 14 тысяч. По прогнозам может и должно быть больше. Многое будет зависеть от работы структурных подразделений, в том числе городского Центра туризма, уверена Халимбекова.

 

ЕСТЬ ЧТО ПОЕСТЬ

Наша цель создавать условия, поднимать имидж города не с точки зрения туристического отдыха. А с точки зрения его посещения, поясняет и.о. директора городского Центра туризма Эльдар Магомедов.

Представлять чисто туристический интерес и быть чисто туристическим городом Махачкала не может и не должна, уверен эксперт. А те, кто говорит о туризме в столице, не знают ни что такое туризм, ни как его развивать. Но! Махачкала интересна в той же мере, как и Женева, Цюрих, Франкфурт, многие другие города. И вот почему. Допустим, чтобы попасть на курорты в Швейцарские Альпы, надо прилететь в Женеву. А если люди едут в Дагестан, они в любом случае оказываются в столице. Для такой категории лиц Махачкала должна предоставлять определённые услуги.

Ведь сам город не входит в категорию самых красивых городов России. Но любой посетивший Махачкалу, даже в целях командировки, в свободные часы захочет выйти в город и осмотреться. А это тоже входит в понятие «туризм».

С точки зрения такого туризма в Махачкале хорошо налажен общепит. Уровень почти международный. А по качеству обслуживания – общероссийский. Но бизнесмены же вкладывались не в туризм, а в прибыльное дело. И этот бизнес одновременно служит и туристам, и жителям города. А что-то специально под туристов не надо выдумывать и создавать. Все должно быть одинаково направлено и на жителей города, и на приезжих, считает эксперт. И все это должно быть высокого качества. «А вот гостиниц у нас нет. Всё, что есть, не соответствует элементарным гостиничным стандартам. У нас в городе как получается, сначала строят здание, а потом думают, что в нём будет. А на самом деле, с точки зрения гостиничного бизнеса, это здание может быть абсолютно не приспособленным. Надо ж не говорить об абстрактном туризме, а понимать, что для туриста главное – приехать и хорошо разместиться», – говорит Магомедов.

Экономический кризис, конечно, остудил пыл многих махачкалинцев. И тех, кто привык к отдыху за рубежом, стало на порядок меньше, констатирует представитель одной из дагестанских турфирм Амина Хидирова. Однако привыкшие релаксировать в Эмиратах едут туда, не пугаясь «посткризисной» цены. Допустим, если раньше сумма составляла 50 тысяч (куда входил недельный отдых на двоих в отеле, включая перелет и разовое питание), теперь все это обойдется отдыхающему в 70 тысяч. В целом махачкалинцев, оставивших надежду вылететь на курорты зарубежья, стало на треть больше.

Для сравнения: цена одного койкоместа в дагестанском санатории составляет порядка 1700 рублей (включая трехразовое питание и консультации специалистов). На двоих получится 3400. Значит, недельный отдых в среднем санатории Махачкалы обойдется в 23 тысячи 800 рублей. Получается, втрое дешевле, чем в Эмиратах. Но опять-таки дело вкуса, впечатлений и возможностей кошелька.

 

А ЖИЖА ПРИВОЗНАЯ

Историческими достопримечательностями город похвастаться не может, считает старший научный сотрудник Института геологии ДНЦ РАН Идрис Идрисов. Однако есть у Махачкалы своя изюминка. Это особенности ее расположения (60 км побережья). Махачкала могла бы быть центром туризма. Она и сейчас им является, уточняет эксперт. Построено множество частных отелей, гостиниц. Правда, сколько там туристов реально отдыхает, никто не знает. Они приезжают из Чечни, Ставрополья, разных регионов. То есть в летнее время гостиницы забиты. Конечно, Махачкалу с Сочи не сравнишь. Но не только морем, но и горами может похвастаться столица. Для внутреннего туризма неплохо подошли бы окрестности горы Тарки-Тау, считает эксперт. Чем больше у нас в городе будет высоких бетонных коробок, чем меньше будет деревьев, тем больше будет потребности выбраться из душного города.

Другое дело, негативное отношение к туристам таркинцев. Они всячески препятствуют выходному туризму, и никакой инфраструктуры в тех местах не создается. Территория замусорена, интенсивно застраивается.

Еще одна составляющая махачкалинского туризма – это наличие минеральных вод в окрестностях столицы. Есть даже грязевое озеро (точнее было), поблизости с озером Ак-Гель построили даже лечебницу. Заведение функционирует, но собственной грязи уже нет. Озеро превращено в отстойник, а лечебная жижа привозная. В самой столице прямо в центре города есть минеральный источник «Тарнаир», его уже используют под санаторий с одноименным названием. Еще один санаторий «Талги» находится рядом с Махачкалой. Но и там набирает мощь интенсивный самострой, и окрестности санатория, по сути, превращены в село.

Несколько минеральных источников есть к югу и северу от Махачкалы. Но используются они кустарным способом. Хотя при известном желании и старании можно было бы построить санатории для туристов.

Для приезжих из районов Дагестана интересны дагестанские кинотеатры, театры, музеи. То, что имеет место быть на данный момент, иначе как несерьезным подходом и назвать сложно, считает Идрисов. Музеи ютятся в каморках, и людям туда идти неинтересно.

Конечно, если уж турист и пожаловал в Махачкалу, соблазнённый берегом моря и перспективой позагорать, представить, что сутками он будет чернеть под солнцем все-таки трудно. И вот тут хорошо было бы организовать выездные экскурсии в красивые места, рассуждает Идрисов. Допустим, в Терменлик, в Гуниб, на Ирганайскую ГЭС, Чиркейское водохранилище. В 80-е годы прошлого столетия, когда наблюдался большой наплыв туристов в наши края, шла профессиональная подготовка кадров. Многие из тех гидов здравствуют и по сей день, но годы, конечно, взяли свое. Поэтому проблема подготовки кадров по-прежнему актуальна.

 

ЧТОБ НЕ СТЫДНО БЫЛО

Доктор исторических наук Эльмира Далгат также сетует на безжалостное разрушение исторической части города, прилегающей к железнодорожному вокзалу и порту. Отдельные здания XX века еще сохранились в районе улицы Буйнакского, вокзала, Сулеймана Стальского. Из памятников туристам будут интересны Мемориал русской интеллигенции, памятники Сулейману Стальскому, Расулу Гамзатову, Абуталибу Гафурову, защитнику Дагестана, Ирчи Казаку, памятник борцам за советскую власть, памятник Ленину перед входом в городской сад, который является копией памятника, установленного перед Смольным дворцом в Петербурге, и т.д. Этого вполне достаточно, чтобы прочувствовать историю города, говорит эксперт. В музее изобразительных искусств великолепно представлено ювелирное искусство Кубачи, Гоцатля. Работы унцукульских мастеров, неплохая коллекция ковров, паласов, резьба по дереву дает представление о кустарных ремеслах народов Дагестана. Эксперт припоминает, как пригласила чеченскую делегацию ученых в музей ИЗО, и они были поражены, увидев работы кубачинских мастеров. По сути, они открыли для себя другой Дагестан. Не регион, где на деревьях висят черные пакеты. А республику в лице великих мастеров, своими произведениями поразивших не только российских туристов, но и иностранцев. Будет интересен туристам и Музей истории столицы, где содержатся фотодокументы дореволюционного Дагестана, Махачкалы.

И то, что музеи находятся в исторических зданиях, еще и в исторической части города, этим они выигрывают вдвойне. Это создает неповторимую атмосферу погружения в историю и сразу настраивает на определённый лад.

Конечно, жителей больших городов Махачкала не прельстит. Взор привыкших к пространству, к историко-архитектурным изыскам вряд ли зацепится за нестройные ряды домов, нависающих над тротуарами. Разве что памятники, да и те по большей части статичны. Да, есть горы, есть море. Но нет инфраструктуры. Нет элементарной культуры вообще. И даже те, кто не потерял надежды сделать из Махачкалы туристический центр, утратят ее вконец. Потому как под инфраструктуру также требуется пространство, а его за годы интенсивного застроя в городе не осталось. Однако есть в Махачкале и своя прелесть, подмеченная блогером Ильей Варламовым:

«Здесь ты начинаешь ценить вещи, которые в других городах давно стали нормой: чистый дом без пристроек, отреставрированный памятник архитектуры, ухоженный двор, чистые тротуары. При этом в городе есть вполне качественный туристический минимум: неплохие и доступные гостиницы, очень хорошие рестораны и кафе, прямое авиасообщение с Москвой. Получается такой центр экстремального туризма.

С другой стороны, у Махачкалы есть все шансы за несколько лет измениться к лучшему и действительно стать туристическим центром, в который будет не стыдно приехать. Но здесь надо, чтобы сами жители захотели вытянуть свой город на новый уровень. Сейчас я не увидел общественного запроса на изменения, может быть, он появится, а, может – и нет».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошли тренировочные экзамены

Федеральный тренировочный экзамен по методу ЕГЭ прошел по таким предметам, как биология, английский язык, информатика. Экзамены прошли в школе №34...

В Махачкале прошел концерт, посвящённый Международному женскому дню

Сегодня в Доме дружбы в Махачкале прошел концерт, организованный Администрацией города и посвященный Международному женскому дню, а также Году...

В Дагестане наградили отличившихся женщин

6 марта в Доме Дружбы прошла церемония награждения отличившихся дагестанок государственными наградами. Открывая мероприятие, Глава Республики Дагестан С.А. Меликов,...

С Международным женским днем 8 Марта!

Дорогие женщины! Сердечно поздравляю вас с первым весенним праздником – Международным женским днем 8 Марта! Этот один из самых любимых...
spot_imgspot_img

Юсуп Умавов выступил с докладом о работах по повышению надежности электроснабжения жителей столицы

Во вторник, 5 марта, Глава Республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на мероприятии выступил...

Внимание, голосование!

15–17 марта жители Дагестана cмогут принять участие в голосовании за объекты благоустройства по федеральному проекту «Формирование комфортной городской среды»!...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам