Дагестанская филармония – это не просто удивительной красоты строение, хоть теперь оно и приняло неподобающую для учреждения культуры форму. Это, прежде всего, история – здание построено в 1927 году (по некоторым данным, в 1907-м). В 1944 году здание было отдано под Государственную филармонию. Уникальным оно является еще и по акустике. Специалисты говорят, она здесь одна из самых лучших на Северном Кавказе.
Интернет-общественность взбунтовалась. Блогеры писали о том, что здание историческое, красивое и сносить его – настоящее кощунство. Министр культуры Зарема Бутаева на вопросы блогеров в Твиттере отреагировала оперативно. Написала, что состояние филармонии удручающее и ее здание ремонту не подлежит, а в прошлом году была разработана проектно-сметная документация на строительство нового здания.
Судьба филармонии интересовала и пользователей сети Facebook, которые интересовались у пресс-службы Минкультуры РД в официальном сообществе министерства, где можно посмотреть проектно-сметную документацию.
«Это ведь государственное учреждение, проект не может быть закрытой информацией!» – возмущались блогеры.
Представитель пресс-службы отвечала, что информация о сносе филармонии – преждевременна, а более подробно о судьбе музыкального учреждения станет известно спустя 3 дня. Но три дня прошли, а информации никакой не последовало.
Директор Дагестанской государственной филармонии Абакар Хайрулаев считает, что история с филармонией надумана.
«Я считаю, есть более актуальные темы для обсуждения, и сейчас вопрос с филармонией поднимать не стоит. Никакой информации о сносе или реконструкции нет, это кто-то в Интернете из пальца высосал!» – прокомментировал Хайрулаев.
МЫ ТЕРЯЕМ ОБЛИК ГОРОДА
Блогер Айдемир Даганов, с которого и началось обсуждение сноса здания филармонии, отмечает, что Махачкала теряет свой облик.
«Это печально, когда старые здания Махачкалы «уходят». Конечно, вопрос о сносе филармонии неоднозначен, однако мне хотелось бы знать, кто довел это историческое здание до такого состояния? Новострой изменит облик этого места. Старая Махачкала потихоньку уходит в небытие. Неужели нет общественного совета при Минкультуры или администрации Махачкалы, который тоже мог бы принимать участие в архитектурной судьбе города? Хочется, чтобы те, кто принимает решение о сносе, хотя бы спросили у народа. Если есть возможность сохранить облик здания, невзирая на расходы на реконструкцию – надо сохранять!» – подчеркивает Даганов.
СОХРАНИТЬ ИСТОРИЮ
Зарема Дадаева, директор музея истории города Махачкалы, тоже выступает за историческую сохранность центра Махачкалы.
«Конечно, жаль, если это здание снесут. Нам необходимо внимать опыту европейских коллег. В Европе каждый город имеет современную и старую часть. Махачкала не должна быть исключением. Возможно, был упущен момент, когда это здание еще подлежало реконструкции. Печально», – говорит эксперт.
В ПРОЕКТАХ…
О реконструкции здания Дагестанской государственной филармонии говорилось не раз и на правительственном уровне.
Так, еще в январе 2014 года, по данным информ-агентства «Интерфакс» со ссылкой на Управление информационной политики и пресс-службы Махачкалы, сообщалось, что «старинное здание Дагестанской государственной филармонии имени Татама Мурадова с красивой архитектурой сегодня имеет неприглядный вид. Здесь требуется большая работа, которую, как отметил Абдулатипов, необходимо провести».
Вообще о восстановлении старой части Махачкалы говорилось неоднократно. Собирались приводить в порядок улицу Буйнакского, которая считалась главной улицей старой Махачкалы, создать на крыше здания Дагестанского объединения музеев Дагестанский двор. На деле, то ли из-за финансового кризиса или из-за каких-то других причин, реконструкция этих объектов продвигается медленно.
P.S. Возвращаясь к теме филармонии, хочется отметить, что все артисты учреждения выступают в Кумыкском, Аварском и Русском театрах Махачкалы. Остается надеяться, что когда-нибудь музыканты вернутся в свой уникальный, музыкальный дом, стены которого еще помнят своеобразную мелодику города у моря.
Любой город – это, в первую очередь, история. И не важно, имеют ли старые здания культурную ценность или нет. Важно сохранить, чтобы потом не говорить потомкам: «А здесь когда-то было…».