Автобусы не виноваты…

 Наряду с самым распространенным мнением – «кто-то просто решил «срубить бабок» и никаких автобусов не ждите» – высказывались и другие, не столь радикальные, но так же содержавшие не меньшую озабоченность.

 

ВОПРЕКИ…

В конце прошлого года на совещании в Правительстве РД сообщалось о том, что, согласно заключенному соглашению о предоставлении субсидий на закупку автобусов и техники для ЖКХ, Республика Дагестан получила необходимые финансовые средства.

Общая сумма контракта составила более 439 млн 800 тыс. рублей, около 289 млн 800 тыс. из которых – средства республиканского бюджета 2014 и 2015 гг. Остальную сумму – 150 млн рублей – покрыла целевая субсидия на приобретение техники из федерального бюджета.

Итогом «выполненных обещаний» стали 60 автобусов Нефтекамского автозавода стоимостью около 7 млн 300 тысяч рублей каждый (4 млн 800 тыс. рублей из которых – за счет средств республиканского бюджета) и 8 автобусов белорусского автопрома, специально для людей с ограниченными возможностями.

Но, несмотря на внушительные цифры, народная молва гласила: «Автобусы проработают честно полгода, а потом таблички будут другими – «Пятигорск», «Москва», «Санкт-Петербург» и т.д.»

Также популярны были гипотезы о том, что автобусы будут мешать движению остального транспорта, им негде будет совершать остановки… В общем, появление габаритных автобусов неминуемо повлечет за собой транспортный коллапс в Махачкале.

Те же, кого достал произвол маршрутчиков, в автобусах увидели свое спасение: «Главное, чтобы автобусы были. Как передвигаться – разберутся», – таков был народный вердикт.

К слову, горожане, настроенные оптимистично, не прогадали. Махачкалинцы, давно забывшие, что такое городской автобус, и те, кто никогда об этом и не знал, быстро приноровились к «новому» виду транспорта. Сначала в экспериментальных целях: молодежь – прокатиться и сделать селфи, а взрослое поколение – сэкономить. Переполненность в часы-пик – такой востребованности автобусам не предрекал никто. Еще бы, проехать через всю Махачкалу и оказаться в Каспийске всего за 10 рублей… как говорится, езжай – не хочу.

 

ЦЕЛЕСООБРАЗНО

Автобусы – республиканская собственность, и находятся на балансе Агентства по транспорту и дорожному хозяйству РД, но городские власти напрямую принимали участие в составлении, согласовании и утверждении автобусных маршрутов, рассказывает начальник Управления промышленности, транспорта, связи и дорожных работ г. Махачкалы Андрей Гусейнов.

На сегодняшний день 24 автобуса ездят по маршруту 44 «а», 24 автобуса по линии Махачкала – Каспийск. Также 4 автобуса ездят от Казбекова в сторону дачных обществ до Сулакского моста. По дням, когда в обществах дают воду: среда, суббота, воскресенье. Остальные 4 дня в неделю курсируют два автобуса. А также два автобуса на линии Махачкала – Аэропорт.

Этот вид транспорта оказался очень востребованным в Махачкале. И причины тут три: комфорт, удобство, цена, которая тоже имеет немаловажное значение. Вопреки расхожему мнению, автобусы не создают пробок, т.к. запущены только по крупным городским магистралям. И, естественно, было бы целесообразно и дальше развивать в Махачкале бюджетный вид транспорта. Хотя пустить автобусы везде невозможно из-за несоответствия дорог. Но, тем не менее, потребность в дополнительных автобусах все еще существует, т.к. еще не все крупные магистрали задействованы, считает чиновник.

Также, по его словам, с появлением автобусов естественным образом уменьшилось число маршрутных такси. Но транспортные власти Махачкалы намерены и дальше сокращать их количество.

 «Сейчас мы объявили о начале конкурса по всем маршрутам. В зависимости от технического состояния маршрутки будут отсеиваться (дагестанские интернет-пользователи приводили в пример опыт Ставрополя, где к городским пассажирским перевозкам по конкурсу допускается только транспорт, возраст которого не старше 3 лет. – Прим. «МИ»). На 4 маршрутах конкурс уже объявлен. Со временем они (конкурсы) состоятся по всем 65 городским маршрутам.

Конкурс предусматривает оценку автотранспортного средства по балльной системе, учитывающей не только возраст, но и многие другие параметры, исходя из которых можно делать вывод о техническом состоянии транспортного средства», – рассказал Гусейнов.

 

БЕГИТЕ, КТО МОЖЕТ

Первое мое впечатление от поездки в автобусе оказалось самым что ни на есть позитивным. Тут же встал молодой человек, уступая место: «Садитесь». – «Сидите-сидите, спасибо, я постою». – «Девушка, садитесь. Вам парень уважение оказал, а вы…», – вмешался пожилой мужчина, сидящий рядом. Но, несмотря на общее впечатление о благопристойности «автобусных» нравов, часть пассажиров ведет себя тут, как и везде, «по-дагестански».

Водитель автобусного маршрута №44 «а» Расул Ильясов рассказывает о проблемах, с которыми пришлось столкнуться за полгода работы:

Работаю с первого дня, как запустили автобусы. Транспорт хороший, удобный. Все нормально, все довольны. Но без кондуктора тяжело. «Зайцев» очень много. Убегают. Взрослые женщины, мужчины, не считая молодых… «За меня заплатили», «За меня заплатят»… Но я же вижу, человек заходит один или с кем-то. Выходят и внаглую так говорят. Говорю: «Здесь нет остановки, там остановлю». Начинают кидаться, распускать руки. Очень много агрессивных людей бывает. Хотят, чтобы им останавливали, где попало, как в маршрутке. Не остановишь – начинают…

Из положения можно найти выход. Можно и дверь не открывать.

(Как один из методов борьбы с «зайцами», средняя дверь автобуса при остановке не открывается. Лишь та, что рядом с кабинкой водителя. Система оплаты в новых автобусах производится старым «дедовским» способом – в картонный ящик, через окошко в кабине водителя. И если не использовать «хитрость» со средней дверью, вопрос с оплатой держится на честном слове. – Прим. «МИ»).

Один раз был случай. Пассажир буянил, на всех кидался, чего только не говорил. Все молчат. При выходе я не открыл ему дверь. Вызвал милицию. Она приехала, меня забрала, его – нет… Культура наших людей оставляет желать лучшего.

Свое пристрастие к вандализму дагестанцы с лихвой уже успели реализовать и здесь: поломанные ручки, объявления, написанные фломастером прямо в салоне автобуса…

Но даже это – мелочи, считает водитель. Все равно будут ломать. У нас молодежь такая. Но то, что сорят… – Семечки грызут, мусор кидают. За каждым не уследишь. Приходится на конечной остановке самому выходить – подмести, убрать, чтобы пассажиры не жаловались, – рассказывает Расул.

Режим работы и оплата – отдельная тема: – Работаем мы посменно, зарплату получаем в зависимости от числа выходов. Я выхожу из дома в 6 утра. В 6.30 начинаю работать. До 9 ч. вечера, 10, 11. В зависимости от выхода. Домой попадаю почти в 2 часа ночи. Конечно, 15 тысяч, которые мы получаем, это не зарплата. Мы работаем по плану. План на день – 4500 рублей. По выходным – 4 тыс. Сдаем план – получаем 1150 рублей с выхода. А если план не сдашь, то и этого не получишь. Вот если бы был кондуктор, спокойно собирали бы норму.

Много автобусов на одних и тех же маршрутах. Можно было бы за счет сокращения их числа, открыть автобусные маршруты и на других направлениях. 24 машины на нашем маршруте, 24 в Каспийск. Зачем столько? Можно было бы открыть маршрут в Ленинкент, по Орджоникидзе (ул. А. Кадырова. – Прим. «МИ»), Казбекова (ул. А. Магомедтагирова. – Прим. «МИ»), в Семендер. Много же вариантов есть.

Еще один момент, мешающий работе водителей автобусов, – постоянные нападки со стороны маршрутчиков. Последние умудряются провоцировать драки, простреливать стекла автобусов… «Их тоже можно понять. У них тоже семьи, которые надо кормить…», – говорит Ильясов.

О том, что подобные провокации не только были, но и продолжаются по сей день, рассказывает и директор ГУП «Махачкалинское пассажирское автотранспортное предприятие №2» (ПАП-2), в ведении которого находятся автобусы, Шамиль Дибирчуев: «Были инциденты, стычки, драки. На некоторых автобусах травматическим оружием прострелили задние и боковые стекла. Сейчас более-менее успокоились, но некоторые маршрутчики продолжают угрожать».

 

ЧТО ПОЧЕМ

– Есть такие понятия, как экономически обоснованный и социальный тарифы. Сейчас мы используем социальный тариф, – рассказывает о политике ценообразования и других аспектах функционирования автобусов Шамиль Дибирчуев. – Экономически обоснованный тариф для маршрута Махачкала – Каспийск – 26 рублей. Получается, что мы, используя социальный тариф – 10 рублей – работаем в убыток на 16 рублей. Эта разница покрывается средствами из республиканского бюджета. Городской пассажирский транспорт всегда убыточен, поэтому субсидируется из бюджета. Если администрация Главы и Правительства РД даст нам добро, мы хотим ходатайствовать, чтобы тариф на линии Махачкала – Каспийск подняли хотя бы до 15 рублей.

Я не считаю, что 24 автобуса на линии – это много. Есть такой немаловажный момент – интервал. На сегодняшний день наши автобусы курсируют на линии с интервалом в 8 минут. В советское время этот интервал составлял 6 минут. Когда мы начинали, было 10 минут. Будь то плохая или хорошая погода, пассажир не должен и не будет ждать больше 8 минут. Наша задача – довести интервал до 6-7 минут.

Пока люди довольны, пассажиры с удовольствием садятся. Автобусы моются ежедневно. Многие говорят, почему в автобусах нет считывающих устройств – турникетов. Экспериментально мы собираемся установить турникеты на 10 автобусах. Если они оправдают себя, установим на всех. Мы сделали мониторинг предложений на этом рынке. Установка одного турникета обойдется в сумму от 50 до 120 тыс. рублей.

Также мы ежемесячно изучаем пассажиропоток. В среднем один автобус в течение одного дня перевозит 500-550 пассажиров. В часы-пик, утром и вечером, автобусы более-менее загружены.

Что касается культуры поведения пассажиров, это отдельная, неприятная тема. 30% ручек в автобусах на сегодняшний день уже сломаны. Люди бросают в салонах мусор, жвачки, вплоть до бутылок. Следить за каждым нереально. Не побежит же водитель за нарушителем, бросив автобус.

Вначале все возмущались, что автобусы слишком большие. Они чуть больше троллейбуса, их вместимость – 105 человек. То есть один автобус заменяет 8 маршруток. По неофициальным данным, с появлением автобусов количество маршруток в городе сократилось более чем на тысячу. У Правительства РД есть намерение приобрести еще автобусы. Хотя бы для центральных улиц города.

С приобретением автобусов создано 200 постоянных рабочих мест. Мы платим налоги во все уровни бюджета, наши водители находятся у нас в штате (не как маршрутчики, по договору), они обеспечены полным соцпакетом, отпускными, мы производим за них отчисления в Пенсионный фонд. На одном автобусе по сменам работает по два водителя. У каждого по 13 выходов в месяц. Зарплата за 18 выходов – 18 тыс. рублей.

Школьников и ветеранов ВОВ возим бесплатно.

Многие не верили, что автобусы у нас приживутся, но я с самого начала был настроен оптимистично. Люди с удовольствием садятся в автобусы. Они комфортабельны, у них низкая посадка, специальный пандус для колясочников у средней двери… Единственное, что мешает, – остановки, забитые частным транспортом. В последнее время ГИБДД совместно с администрацией г. Махачкалы начали нам помогать очищать эти остановки. Но наши люди… 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале восстанавливают разрушения на улице Каммаева

6 марта коммунальщиками города Махачкалы были начаты работы по восстановлению разрушения деформационного шва на путепроводе на улице Каммаева. Об...

В Дагестане заработает региональный аналог программы «Время героев»

Сегодня об этом сообщил глава Дагестана в ходе совещания по актуальным вопросам. Планируется, что региональный аналог будет проводиться в соответствии...

Дагестан становится одним из ведущих пунктов транскаспийских веток МТК «Север – Юг»

В Санкт-Петербурге продолжает работу Международный муниципальный форум стран БРИКС+. Одной из первых во второй день форума глава Минэкономразвития РД Гаджи...

В Дагестане идет подготовка к празднованию Международного женского дня

С 1 по 10 марта в республике Дагестане планируется проведение более 500 мероприятий и акций, приуроченных к празднованию Международного...
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы рассказал о работах по повышению надёжности электроснабжения горожан

Сегодня Глава республики Дагестан Сергей Меликов провел совещание по актуальным вопросам. С докладом на совещании выступил мэр Махачкалы Юсуп...

В Дагестане наблюдается рост случаев гриппа и ОРВИ

По сообщения Роспотребнадзора Республики Дагестан, на прошлой неделе в регионе отметился небольшой рост случаев гриппа и острых респираторных вирусных...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам