Если добавить, что владельцы маршруток могут в любое время устраивать забастовки, требуя повышения тарифов на проезд, в плохую погоду отсиживаться по домам, провоцируя транспортный коллапс в городе, то картина получается невеселая.
В декабре прошлого года в противовес монополистам на колесах были закуплены и пущены по двум линиям пассажирские автобусы, но для почти миллионного города – это капля в море.
Что же делается в городе для организации безопасных и удобных для пассажиров перевозок? Можно ли призвать к порядку частников, требуя соблюдения всех установленных норм и правил?
ГОЛОВНАЯ БОЛЬ ДЛЯ ГАИ
– Качество услуг по внутригородским перевозкам пассажиров не отвечает требованиям, – таково мнение руководителя отдела пропаганды УГИБДД МВД по РД Исамагомеда Султанова. – У меня, как у пассажира маршрутки, нет никакой гарантии, что водитель не пил всю ночь, а утром вышел на линию с похмелья, например. Неизвестно, в каком состоянии его автомобиль, так как держит он его в своем дворе или еще где-нибудь. А поведение водителей маршруток на дорогах – вообще головная боль для сотрудников госавтоинспекции.
Исамагомед Магомедович считает, что основная ответственность за этот вид транспорта ложится на муниципалитеты. Именно они должны организовать частников в предприятия, где будет медицинский и технический контроль.
Что касается сотрудников ГИБДД, то они борются с нарушениями профилактическими мерами: два раза в год проводится операция «маршрутка», по инициативе Главы республики прошел форум по безопасности движения, проводятся координационные совещания, рейды. На днях состоялось совещание в режиме видеоконференции под руководством замминистра МВД России Виктора Кирьянова, на котором опять-таки прозвучало, что без системной работы муниципалитетов желаемый результат не будет достигнут.
РАБОТА ПРОВОДИТСЯ
Безусловно, благоприятный климат в городе, в том числе в вопросах транспорта, в основном зависит от городских властей. В Махачкале всерьез озабочены безопасностью пассажирских перевозок: недавно в администрации города под руководством мэра Мусы Мусаева прошло большое совещание по транспортному обслуживанию населения, созданы мобильные группы, которые совместно с работниками ГИБДД выявляют нарушителей, проводят с ними разъяснительные беседы, в крайнем случае транспорт эвакуируется.
Что еще делается в городе для улучшения ситуации с маршрутками? С таким вопросом мы обратились к начальнику Управления промышленности, транспорта и дорожного хозяйства администрации города Махачкалы Андрею Гусейнову.
ОДИН ЧЕЛОВЕК РАБОТАТЬ НЕ МОЖЕТ
– Андрей Магомедович, в феврале этого года автопредприятия «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1» были объединены в МУП «Горавтотранс». Чем было вызвано такое решение и почему сегодня предлагается рассмотреть вопрос о разукрупнении этого предприятия?
– Предыдущее руководство города приняло решение централизовать перевозки, чтобы избежать разногласий в транспортной политике: один руководитель должен был проводить единую политику.
Сегодня Муса Асхабалиевич (Мусаев. – Прим. «МИ») предлагает рассмотреть целесообразность этого решения и найти возможность создания нескольких предприятий.
Это не должны быть обязательно муниципальные предприятия, возможна их организация в формате обществ с ограниченной ответственностью, как объединение юридических лиц или товарищества индивидуальных предпринимателей.
Доводы сторонников такого решения: МУП «Горавтотранс» – очень крупное предприятие, тяжело руководить таким количеством водителей. Если будет 4-5 компаний по 400-500 машин, легче будет проводить всю необходимую работу.
Водители должны быть организованы в транспортное предприятие, где имеются механики, медработники, служба безопасности, эвакуационная служба и т.д.
Без всего этого ни один человек трудиться не может. Представьте, на разных рейсах работает от 20 до 200 машин, нужен и график движения, и контроль рабочего времени. Все это должны организовать специалисты-транспортники.
– Значит, вначале нужно найти и обустроить территории, где будут располагаться предприятия?
– Такая задача поставлена перед Управлением архитектуры города. Накопители должны существовать в местах дислокации транспорта, иначе невозможно производить ежедневный предрейсовый медосмотр водителя и контроль состояния его транспортного средства. Водитель должен выезжать из одного места и туда же возвращаться.
КАКИЕ ГАРАНТИИ СЕГОДНЯ?
– Есть ли сегодня у пассажиров гарантии, что водитель здоров, а транспорт исправен?
– Сегодня водитель выезжает на линию, получив путевой лист от механика МУП «Горавтотранс». Без этого он работать не может. Там же его осматривает медработник. Даже если водитель держит свою машину где-то у себя во дворе, утром он начинает работу через пункт дислокации.
Накопители находятся в разных точках города, всего их 7. Сегодня 4 уже оборудованы пунктами медосмотра, комнатами отдыха, по другим работы пока проводятся.
– Много говорится о том, что ситуация с маршрутками кризисная. Как Вы считаете?
– Нет, скажем так: не очень благоприятная. Перевозки пассажиров не должны быть аварийноопасными, для этого делается все. Недавно мы провели рейд, выявили много недостатков, в основном это неполный пакет необходимых документов, неправильно оборудованные салоны машин. Мы провели разъяснительные работы с водителями, обязали привести все в порядок.
ЭХ, НАЛОГИ…
– На совещании, о котором уже упоминалось, прозвучала информация о том, что из 2130 маршруток на налоговый учет поставлены только 200, получается, что в бюджет города практически ничего не поступает. Как такое могло случиться?
– Если помните, с 2013 года резко увеличились налоги на индивидуальную предпринимательскую деятельность, и многие предприниматели снялись с налогового учета. По существующему законодательству, водителей, прежде чем выпустить на линию, нужно взять в штат или поставить на налоговый учет.
Фрахтуется машина водителя, заключается с ним договор аренды, именно такая форма сотрудничества предусмотрена законом.
Конечно, нужно всех водителей поставить на налоговый учет, для этого проводятся с ними разъяснительные беседы, а также рейды с участием налоговых инспекторов.
Можно применить и штрафные санкции, но это уже функция налоговых служб и Ространснадзора.
Сегодня, если резко потребовать от водителей привести все в соответствие с необходимыми нормами, то на линии в городе выйдут эти самые 200 маршруток.
– А какое количество машин необходимо городу для нормальной работы?
– В данный момент достаточно тех, что мы имеем. Просто нужно их распределить более рационально: например, в пригородных поселках транспорта не хватает, в городе в час пик – недостаточно, а в середине рабочего дня – избыток.
График движения нужно формировать, учитывая эти нюансы: утром выехали, в обед машину поставили, вечером снова выехали и т.д.
ПРИУЧАТЬ К ПОРЯДКУ
– Недавно в салонах маршруток появились объявления, что с 1 августа транспорт будет останавливаться на специально отведенных для этого остановках. Но маршрутки как останавливались по требованию пассажиров, так и останавливаются.
– Действительно, такая работа проводится, водители предупреждались неоднократно, что высаживать пассажиров и принимать нужно только на остановках.
В городе существуют остановки: 146 – те, что совпадают с остановками автобусов, и еще 500 – специально для маршруток. Пора нашим горожанам привыкать к порядку, как во всех других городах России.
По новому закону, который вступил в силу с июля (ФЗ №220 от 13.07. 2015 «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электротранспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты в Российской Федерации») предусмотрены значительные штрафные санкции за подобные нарушения.
– А как обстоят дела в поселках, там тоже будут остановки?
– В поселках пока остановок нет, да и вообще не очень-то хотят водители ездить туда из-за плохих дорог. Машины у них собственные, берегут…
НУЖЕН СВОЙ ТРАНСПОРТ
– Но пассажиры не должны страдать… Получается, что водитель, оберегая свой транспорт, может не выйти на работу и ему ничего за это не будет?
– В идеале транспорт должен быть муниципальным или республиканским, разницы нет, но пока на его приобретение нет средств.
Если водитель маршрутки отказывается выезжать или совершает еще какое-либо нарушение, об этом нужно сообщать нам по телефонам: 56-66-16 и 56-43-62.
Если водитель совершит несколько проступков, то с ним расторгается договор, и его убирают с линии.
Сегодня же, я считаю, нужно наладить работу МУП «Горавтотранс» и искать возможности создания собственных предприятий.
Год-полтора аварий
не было
Итак, нам удалось выяснить, что безопасность пассажирских перевозок зиждется на трех «китах»: технически исправный транспорт, здоровый водитель, соблюдение Правил дорожного движения. Рассматривая проблему «изнутри», мы обратились к директору МУП «Горавтотранс» Спартаку Рабаданову.
– Последние год-полтора серьезных аварий с участием маршруток не было, – утверждает Спартак Бахмудович. – Мне удалось, еще работая в МУП «Махачкалатранс», ужесточить дисциплину водителей, наладить медицинский и технический осмотр. Та же работа продолжается и в МУП «Горавтотранс». Кто не смог работать на таких условиях, покинул предприятие.
Но все-таки закрадывается сомнение: как же успевают 2130 водителей, работающих более чем на 60 линиях, приехать утром и быстренько пройти положенные осмотры?
Оказывается, по словам Рабаданова, далеко не все маршрутки работают каждый день. На линии выходят от силы 900-1200 «газелей», по субботам и воскресеньям еще меньше. На каждой линии работают диспетчеры, в чьи обязанности входит контроль за соблюдением графика движения.
Что касается идеи создания нескольких транспортных предприятий, то Рабаданов ее не одобряет, поскольку, на его взгляд, удобнее и легче управлять одним МУПом.
P.S. Как бы ни развивалась система транспортных перевозок в городе, задача у всех заинтересованных служб одна: безопасность и удобство пассажиров. Недаром сегодня речь идет о том, чтобы ввести в законодательство пункт «опасное вождение» с соответствующей мерой наказания. Но и горожане, потенциальные пассажиры, тоже обязаны не допускать аварийных ситуаций: не требовать где попало остановок и переходить улицу как положено – на зеленый свет светофора.