В последнее время жанр короткометражного кино уверенно завоевывает зрительские симпатии. И это неудивительно – компактность, содержательность, возможность за короткое время получить то, на что при просмотре обычного фильма уходит несколько часов, привлекает все большее число кинозрителей. Трилогия режиссера-постановщика Мухтара Махтибекова, за плечами которого участие и победы в различных фестивалях короткометражного кино как дагестанского, так и всероссийского масштаба, вызвала неоднозначную реакцию зрителя. Нашлись те, для кого сюжет оказался совершенно чужд и не вызвал никаких эмоций, но среди скептиков были и оптимисты, которым данный кинопродукт очень понравился. Но… о вкусах не спорят.
О том, как пришла в голову идея снять подобное «специфическое» кино в Дагестане, рассказал сценарист трилогии Карим Темирханов: «Начну с того, что я недолюбливаю людей… В этом мире, на мой взгляд, есть плохие люди, а есть еще хуже. В моем фильме в роли плохих – Питер и Джесси. Еще хуже, соответственно, – Мистер Вбашневски. Как эта идея возникла в моей голове? Я, как и многие другие пользователи социальной сети «ВКонтакте», подписан на множество пабликов – как дагестанских, так и российских. И вот однажды я сидел за перелистыванием новостей и столкнулся с одной очень неприятной картиной. Записи, опубликованные одна за другой, имели один и тот же смысл: мужчины портят девушек, девушки попадаются на уловки «богатеньких папиных сынков». Скромных все меньше, девушек легкого поведения все больше! И весь этот разврат открыто демонстрируется на страницах социальных сетей. Признаться честно, злость берет от того, что происходит вокруг. И вот я задумался: как бы я наказал этих людей? Продумав у себя в голове несколько эпизодов этого «наказания», я сел за написание сценария. Как вы можете увидеть по первой части трилогии, я не был снисходителен. Смысл сюжета в том, что людям пора исправляться, если всех наказывать таким путем, как это сделал Вбашневски, то людей в мире почти не останется».
Весь сюжет и смысл трилогии раскрыт в монологе главного героя. Яркий, эпатажный, но до одержимости жестокий Мистер Вбашневски пытается вернуть в моду порядочность, отнюдь не гуманным способом. Добравшись до молодой парочки «грешных», маньяк их безжалостно убивает. Подражание зарубежному кино, а именно американскому комиксному злодею Джокеру, манеры которого копирует Мистер Вбашневски, дошло и до нас.
Своим мнением о данной трилогии поделился дагестанский режиссер Ислам Ханипаев – призер фестиваля короткометражных фильмов «Московский ZOOM»: «Я вижу самодостаточный фильм, отчасти повторяющий стилистику Запада. Кто-то из присутствующих попытался сравнить это кино с кинопродуктами Тарантино, чего делать в данном случае нельзя, так как, если в фильмах Тарантино мы часто сталкиваемся с «интеллектуальщиной», то здесь фильм не несет никакой социальной полезности, мы столкнулись с жестокостью главного героя, в некотором роде избыточной. Проблема, которую в своем фильме поднимает Мухтар, уже была затронута во многих зарубежных фильмах. По моему мнению, это очень хорошо сделанный продукт. Качество съемки, техническая часть и актерская игра на высшем уровне. На мой взгляд, лучше этого фильма в техническом плане сегодня в Дагестане нет».
Мистер Вбашневски – это прозвище револьвера главного героя, происходит от словосочетания «в баш», то есть он стреляет в голову. «Мы долго думали над названием фильма, у нас был огромный список. Главным претендентом было название «Револьвер», но, к сожалению, есть немало фильмов с таким названием, а мне хотелось чего-то оригинального, а «Мистер Вбашневски» – один», – рассказывает сценарист картины Карим.
На вопрос, почему в фильме фигурируют недагестанские имена, режиссер ответил так: «Сценарий изначально был написан в стиле американского кино. Мы думали поменять имена на наши. Но какие бы имена ни подбирали, они не подходили персонажам и стилистике фильма. Вы представляете, как бы нелепо они звучали:
– Мага, с тобой все в порядке?
– Да, Патя.
Или вот это:
– Патя, а знаешь, почему я называю свой Магнум мистером Уллубием?
Даже русские звучали бы так же нелепо. И поэтому мы решили придумать привычные для такого жанра голливудские прозвища. Понимаю, с дагестанскими именами было бы прикольно, но в этом случае фильм не восприняли бы всерьез».
Лента снималась в Махачкале с середины июля и до самого дня премьеры. Самостоятельно, без спонсорской поддержки, команда молодых и талантливых ребят представила дагестанскому зрителю готовый кинопродукт, пусть с небольшими недочетами в сценарии, но качественно и тщательно проработанный. Отсутствие социальной полезности, но присутствие чрезмерной жестокости, о которых говорят критики, можно списать на то, что этот эпизод всего лишь открывает трилогию. Вероятно, в продолжении станет понятен сам персонаж Вбашневски и логика его поступков.