Несломленный Донбасс

 – Руслан, как вас встретил Луганск?

Я туда попал на празднование Дня шахтера. В честь праздника 29-30 августа там состоялся мотокросс. После многолетнего перерыва они, наконец, решились его провести. Мотокросса здесь не было несколько лет то из-за экономического кризиса на Украине, то из-за войны. В этом году собралось приличное количество участников: порядка 5 000 человек из России, Крыма, ДНР. Мотокросс проходил два дня. В первый день проводились соревнования среди любителей, «колясочников». На второй день к гонке подключились владельцы спортивных машин с объемом двигателя 2000 кубов. День шахтера здесь действительно отмечают масштабно. Когда у них спрашиваешь про этот праздник, они показывают пальцем к верху: «Отмечаем, как Новый год!» Люди гуляют в парках, веселятся, отдыхают. Мы в два часа ночи вышли из парка, а люди еще гуляли. До утра…

– То есть нет ощущения, что в стране идет война?

– Я остановился в Молодогвардейске (город в Луганской области Украины.Прим. «МИ»). Ощущения, что идет война, нет. Люди спокойно отдыхают и в Луганске, и в Молодогвардейске, женятся, учатся, работают… Сам стал свидетелем одной свадебной процессии. Все внешне спокойно, пока ты не выедешь в Киевский район (Донецк). Окраину этого района периодически обстреливают. Правда, была договоренность с киевским руководством, чтобы с 30 августа по 7 сентября обстрел был прекращен. И сейчас, насколько я знаю, до сих пор «огня» нет. Иногда в Молодогвардейске бывает канонада. Это связано с тем, что там много лесных массивов, в которых могут прятаться украинские войска. Но народ привык. Если даже идет обстрел, люди уже не обращают на это внимания и продолжают заниматься своими делами. Я помню, в один из таких дней даже подъехал патруль – поинтересовались, откуда слышна перестрелка, но никто ничего вразумительного не ответил. Единственное, там так же, как и раньше, с 23.00 до 6.00 ч. объявляют комендантский час.

 

«КОГДА У НАС БУДЕТ ТАКОЙ?»

– Какие настроения среди местных жителей?

– Они все против Украины. Абсолютно все. Это не выдумка наших СМИ. Жители Донбасса их называют укропами, бэндеровцами, нациками, фашистами… Как угодно, но не своими. Я все время искал человека, который скажет хоть что-нибудь в пользу Украины. Ни одного человека! Даже этнические украинцы – против. Все устали от войны. Всем хочется мирной стабильной жизни… Увидя мой российский паспорт, они с такой завистью спросили: «Когда у нас такой же будет?»

– Они хотят жить в составе России или остаться независимыми республиками?

– Есть люди, которые называют себя независимыми, но абсолютное большинство людей хотят видеть Луганск, Донецк в составе России. Там уже пенсии, зарплаты – все выплачивается в рублях. Когда я туда приехал, все пенсионеры говорили, что получили новенькие купюры рублями образца 1997 года. Гривна вытесняется из оборота. Хотя официальный курс гривны к рублю идет 1:3, но фактически в ДНР и ЛНР используют соотношение 1:2. На рынке спокойно торгуют в соотношении 1:2. И никто из торгашей не возмущается, если дашь им по меньшему курсу. Например, стоит товар 50 гривен, дашь 100 рублей, никто тебе обидного слова не скажет, молча берут наши рубли.

Хотя многие могли бы на этом спекулировать. Как, к примеру, это делают те же шахтеры. Они получают зарплату в гривнах, потом меняют их на рубли в обменных пунктах. Так они получают 2,7 рубля за 1 гривну, а на рынке, зная ситуацию, отдают 2 рубля. За счет этого и цены упали там.

– Насколько разнятся цены в ДНР и ЛНР?

– В Луганске чуть дешевле, чем в ДНР. Если сравнивать продукты питания (хлеб, мясо, молоко), плату за проезд на транспорте, то дешевле в Луганске. По городу общественный транспорт (троллейбус, маршрутка) стоит 6 рублей. Тариф по межгороду за расстояние, например, как от Махачкалы до Буйнакска, составляет 30 рублей.

– Значит, не все так плохо, как передают по ТВ?

– Там работы нет. Цены в принципе везде одинаковые. Внешний облик Донецка немного современнее, чем в Луганске. Везде фотографии с надписями, лозунгами: «Россия! Мы освободим Луганск от украинских фашистов! ДНР освободим от фашистов!».

– Есть ли нехватка продуктов питания?

– Я бы не сказал. В магазинах я такого не ощутил. На полках есть вся необходимая продукция. В основном привозная: из Белоруссии больше всего, есть импорт из России. Местной тоже хватает. Колбасная, мясная продукция у них своя. Сказать, что в магазинах у них чего-то нет, не могу…

– Школы, детские сады, соцучреждения… в каком состоянии?

– Я был на первое сентября в 7-й школе города Молодогвардейска. Учебники все есть, но не хватает учебников на русском языке. И то они оправдывались, что не успели их получить, и им на днях завезут из Луганска.

– В школах обучают на русском и украинском?

– Да. Говорят, всегда было такое разделение. Каждый выбирает язык по желанию. Там нет принудительного изучения того или иного языка, но местное население всегда отдавало предпочтение русскому языку.

– Кого там больше: украинцев или русских?

– Там, как в Дагестане, разнообразие этносов: и армяне, и русские, и украинцы… Но у всех выраженный украинский акцент. И все они против Украины и готовы идти в этом до конца.

Кстати, я был на Саур-Могиле. Это курган в Шахтёрском районе Донецкой области. На вершине кургана находились сторожевой казацкий пост, укрепления Миус-фронта (Миус – река, протекающая по территории Луганской и Донецкой областей. – Прим. «МИ»). Тогда, в годы Великой Отечественной, на этом месте пало очень много солдат Красной армии. По окончании войны на Саур-Могиле был создан мемориальный комплекс. Курган входит в состав регионального ландшафтного парка «Донецкий кряж». Это недалеко от Мариуполя. В прошлом году, когда курган захватили украинские войска, они полностью разбомбили мемориал, там все раздроблено на кусочки, ничего не осталось.

7 сентября, в День освобождения Донбасса от украинских фашистских войск, жители приходят на Саур-Могилу, чтобы почтить память погибших героев двух войн – Великой Отечественной (против немецко-фашистских захватчиков) и гражданской (против правительственных украинских войск в 2014 году). В этот день туда приехал Захарченко (Александр Захарченко, глава ДНР. – Прим. «МИ»), он сказал, что когда-то регион освобождали красноармейцы, погибло много солдат. И сейчас повторилась судьба… Сейчас мы тоже освободим и Мариуполь, и оставшиеся территории ДНР.

За день до этого, 6 сентября, он (Захарченко) посетил Донецкий техникум промышленной автоматики, который, как я понял, он окончил. Встретился с учащимися этого техникума. Зашел, побеседовал со студентами. Вышел, спокойно с сыном сел за руль «двухсотки» и уехал. Нигде ничего не было оцеплено. Как рассказывает Руслан, не было ни суеты, ни паники в связи с его визитом.

 

«ВОЮЮ, ПОТОМУ ЧТО ЭТО МОЯ РОДИНА…»

– Насколько цела инфраструктура городов?

– Луганск, Молодогвардейск практически целые. Сильно пострадал Донецк, особенно Киевский район. На окраине частный сектор полностью разрушен. Западная сторона Донецка тоже сильно пострадала от обстрелов. Но когда я туда приехал, было тихо, не считая автоматных очередей, изредка раздававшихся вдали. Там, куда я смог дойти, разрушенные дома, побиты стекла, залеплены и перетянуты пленкой оконные рамы, развалины… Дальше, в сторону аэропорта, думаю, еще хуже, потому что люди там уже не живут. Там снаряд упал, тут снаряд упал… Магазины, дома разрушены, живого места не осталось.

– А беженцы… До сих пор уезжают в Россию или, наоборот, уже возвращаются на родину?

– Чаще возвращаются. Уезжающих стало меньше. Сейчас затишье… Да уже и уезжать смысла нет. Я встретил человека, который ехал домой в Ростовскую область на попутке. Говорил, что едет воевать за освобождение Донбасса. Тогда ведь, в советское время, все жили в одной стране. Он рассказывает – родился на Украине, женился, купил дом в деревне Ростовской области. После распада страны появилась госграница, дом оказался уже в России, а его родственники остались там, на Украине. Естественно, говорит, «воюю за ЛНР, потому что это моя родина». Я у него спрашиваю, может, из-за денег воюешь? Оказалось, он получает зарплату – где-то 6800 гривен. Это получается около 17-18 тысяч рублей. И все рядовые получают так. Что такое 6800 гривен для того, кто, рискуя жизнью, идет на войну защищать свой народ?! Поэтому нельзя сказать, что они идут воевать за деньги…

– Российских солдат видели?

Видел. На блокпосту Донецка. Один приехал из Воронежа, другой – из Ставропольского края. Оба отслужили в армии в начале 2000-х гг. Приехали на Донбасс добровольно. Но долго с ними побеседовать не удалось, прессу попросили не задерживаться… 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь Дня местного самоуправления

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщение, приуроченное ко Дню местного самоуправления, который традиционно...

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...
spot_imgspot_img

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам