АЗС Махачкалы… чтобы не взорваться

 Кто в ответе за последствия недобросовестной эксплуатации автозаправок и есть ли у горожан гарантия, что подобное не повторится?

 

«НЕ СРАБОТАЛО…»

На следующий день, сразу после ЧП, под руководством Ростехнадзора по РД была создана комиссия по расследованию этой аварии, куда вошли 9 человек из различных инстанций. Причины инцидента будут выясняться в течение 15 дней. По предварительным данным экспертов, причиной взрыва могла стать неисправность клапана емкости с газом.

Хотя в разговоре корреспондента «МИ» с работником Ростехнадзора по РД (попросил не публиковать его имя) последний сразу же опроверг эту версию. «Заправка была на хорошем счету. И персонал, и руководитель к работе относятся щепетильно. У него есть лицензия, полученная еще в 2012 году. И все соответствующие правоустанавливающие документы. Точную причину сейчас выясняем. Последняя проверка была в мае 2015 года. Тогда мы проводили внеплановые проверки по всем АЗС. Руководитель «Белнефти» был оштрафован из-за отсутствия страховки заправки на 30 тысяч рублей. В техническом плане у него было все в порядке. Никаких нареканий с нашей стороны он не получал», – рассказывает источник «МИ».

Впрочем, окончательный вердикт уже вынесет комиссия. Работа предстоит объемная, так как предполагается провести пожаротехническую и ряд других экспертиз, проверить правомерность деятельности заправки, это поможет выявить реальные причины возгорания.

Примечательно, что сам хозяин заправки Магомед Зубаилов на контакт с журналистами не вышел по причине плохого самочувствия. Как выяснилось, во время происшествия предприниматель находился на территории АЗС рядом с погибшим, который пришел в злополучный день к нему в гости. Зубаилова отбросило взрывной волной. Он также получил легкую степень отравления газом.

Вообще, казалось, что представитель Ростехнадзора по РД всячески пытался оправдать владельца АЗС, убеждая нас в том, что сам может ответить даже на те вопросы, которые адресованы Зубаилову. «Да и взрыва как такового не было. Было возгорание. Но все, что там имелось: документальная часть, офис – все было уничтожено. Оперативно сработал сам руководитель, операторы, остановили движение на проспекте. Подъехали ребята из республиканского МЧС. Тоже хорошо сработали. По словам хозяина заправки, он лично проверял перед пуском именно этот клапан. После того взрыва на кольце проспекта Акушинского он серьезно взялся за работу АЗС, стал проверять, привел в соответствие. Но это не помогло», – сетует собеседник «МИ».

 

ИЗ РУК В РУКИ

Напомним, это не первый случай ЧП на автозаправках Махачкалы. Так, 8 августа 2014 года прогремел мощный взрыв на Троллейбусном кольце по проспекту Акушинского. Заправка Exson тогда сгорела дотла. Трое из четырех пострадавших были госпитализированы. Пострадавшие получили сильнейшие ожоги. Один из них – 90%. Врачи боролись за жизнь пожилого Руслана Абдурахманова. Но увечья были настолько сильны, что мужчина впоследствии скончался. Остальные двое получили ожог 70% покрова кожи. Одному из них, Махмуду Алискандиеву, 30 лет, имеет двоих детей. Парень остался инвалидом. Несмотря на то, что арендатор заправки Алил Магомедов обещал материальную помощь, семья Алискандиевых по сей день не получила ни рубля компенсации. Третий пострадавший, 24-летний Мухтар Омаркадиев, также не увидел ни моральной, ни финансовой поддержки со стороны своих работодателей. Однако ему повезло больше, так как он числился военнослужащим в рядах МВД России, его транспортировали в госпиталь МВД Московской области. Единственные, кому компенсировали моральный ущерб, это семья погибшего Руслана Абдурахманова. Правда, достоверность этого факта, как и размер компенсации, нам установить не удалось.

Но, видимо, этот и другие случаи для предпринимателей, чиновников и заинтересованных надзорных органов уроком не послужили. Деятельность автозаправок в непосредственной близости от жилых кварталов продолжается также активно, как и незаконное строительство высоток. Некогда сгоревшие АГЗС закрываются на некоторое время, а через пару месяцев на месте обугленных машин и пепла как ни в чем не бывало появляются аналогичные, «свежеиспеченные» объекты повышенной опасности. Так случилось с той же Exson. Кстати, если верить нашему собеседнику из Ростехнадзора по РД, эта АГЗС передана в руки другого предпринимателя. Сейчас новый хозяин готовит все правоустанавливающие документы для перерегистрации заправки на себя. Между тем бывший владелец заправки Алил Магомедов сейчас находится под следствием…

 

ОДИН РАЗ В ТРИ ГОДА

Не лишним будет привести статистику, предоставленную редакции «МИ» Главным управлением МЧС России по Республике Дагестан. Так, по данным ведомства, на территории республики зарегистрировано 621 АЗС. Из них лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта имеют всего 173 заправки. В Махачкале за 2014-й и истекший период 2015 года заинтересованными ведомствами проверено 72 объекта АЗС (АГЗС). Из них в Советском районе г. Махачкалы – 27, Ленинском – 31, Кировском – 14. В Каспийске – 19, Дербенте – 7. Всего за указанный период по Дагестану проверены 262 АЗС. По данным ГУ МЧС РФ по Республике Дагестан, совместно с органами Прокуратуры РД возбуждено более 20 дел об административных правонарушениях. Судами приняты решения об административном приостановлении деятельности до устранения нарушений шести многотопливных АЗС.

Как сообщает пресс-служба ведомства, в ходе проверки за текущий год органами надзорной деятельности МЧС России совместно с органами прокуратуры установлено, что на территории республики большинство объектов данной категории эксплуатируется с грубыми нарушениями требований пожарной безопасности. «Особое беспокойство вызывают многотопливные АЗС, расположенные в черте населенных пунктов. Расстояния от этих АЗС до других объектов зачастую не соответствуют нормативам. Во многих АЗС для хранения СУГ (сжиженного углеводорода, т.е. газа) и жидкого моторного топлива применяются резервуары со сверхдопустимыми объемами», – добавила пресс-секретарь ГУ МЧС России по РД Тамила Газимагомедова.

Отметим, что большинство махачкалинских заправок, действительно, расположены буквально в нескольких сантиметрах от рядом находящихся жилых зданий. Это при том, что по нормам СНиП 2.07.01-89 («Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений») расстояние от АЗС с подземными резервуарами для хранения жидкого топлива до стен жилых и других общественных зданий должно быть не менее 50 метров.

Впрочем, удивляться столь плачевной статистике деятельности взрывоопасных объектов в городе не стоит. Если взрываются автозаправки, относительно соблюдающие нормы эксплуатации, то, что говорить о заправках, которые обеспечивают автовладельцев газом, не имея на то разрешения. О существовании таковых прекрасно осведомлены те же самые надзорные органы. Количество таких взрывоопасных объектов растет с неограниченной скоростью. Более того, ситуацию усугубляет лояльность российского законодательства по отношению к предпринимателям данного рода деятельности. Согласно должностным регламентам инспекторов и Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», проверки проводятся только раз в три года. А теперь представьте, сколько за три года может появиться таких сомнительных заправочных станций…

 

«НЕ КОШМАРЬТЕ БИЗНЕС…»

Кстати, процедуре получения лицензии предшествует ряд действий: предприниматель обращается в Ростехнадзор по РД с заявлением зарегистрировать предприятие как опасный производственный объект в государственном реестре. По получении запроса инспектор Ростехнадзора выезжает на место, осматривает наличие емкостей, проектных документаций и пр. После чего объект регистрируется как ОПО (опасный производственный объект. – Прим. «МИ»). Затем заявитель по истечении 30 дней получает свидетельство о регистрации ОПО. И только последним пунктом является выдача ему лицензии на эксплуатацию опасного производственного объекта.

Как выяснилось, внеплановые проверки также не могут осуществляться в вольной форме. По данным специалистов ведомства, такие проверки носят заявительный характер, то есть, не имея веских оснований, инспектор не имеет права внепланово явиться с проверкой к владельцам АЗС. «Если мы сделаем неверный шаг, нас прокуратура может за это наказать. Каждый день из центрального аппарата, из Кавказского управления (Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор). – Прим. «МИ») мы получаем письма, на каком основании мы проверили ту или иную заправку. Тут еще из Москвы давят: не трогайте предпринимателей, не кошмарьте бизнес. Была одна внеплановая проверка. Прошлись с прокуратурой, собрали материалы, оштрафовали за незаконную деятельность 44 объекта. И что с того? Они и дальше занимаются незаконной деятельностью», – вопрошает представитель Ростехнадзора по РД.

На наш вопрос: «Получается, владельцы автозаправок могут спокойно работать даже без лицензии?», наш собеседник загадочно улыбнулся: «Вопрос очень интересный… Как они работают? «Заправщики» должны получать, к примеру, газ. И как поставщик отправляет газ заправкам без лицензии? Тоже большой вопрос, на который нет ответа. Мы же не работники МВД, ФСБ, которые могут это проконтролировать».

Большую роль играет и другой фактор. Большинство заправок, находящихся на территории Махачкалы, построены в далеких 70-80-х гг., когда вокруг них были еще пустые земельные площади. В период строительного бума свободные территории стали хаотично заполняться всевозможными жилыми объектами, торговыми точками, зданиями общепита. Застройщики не стали задумываться не только о безопасности жильцов, но и о своей, и построили здания практически впритык к объектам АГЗС. А это своего рода козырь в руках владельцев заправок, которым они уверенно могут апеллировать в суде.

Начальник Управления архстройнадзора администрации г. Махачкалы Магомедгаджи Залбеков отрицать наличие проблемы не стал, отметив лишь, что разрешения Архстройнадзора, выданные ранее (прежним руководством) будут пересматриваться. «На данный момент объекты, строящиеся без разрешения Архстройнадзора, мы приостанавливаем. Проверяем, насколько дом соответствует нормам градостроительства. Мы не выдаем разрешение до полного разбирательства. Если же разрешения у застройщиков на руках есть, а нарушения норм СНиПов видны невооруженным глазом, то отменить разрешение на строительство можно только через суд», – подытожил Залбеков.

К слову, вопрос о том, чтобы все АГЗС вынести за черту города и пойти по опыту москвичей (где большинство пропановых заправок находятся за МКАД), поднимал ранее бывший исполняющий обязанности Ростехнадзора по РД Казбек Исмаилов совместно с экс-и.о. мэра г. Махачкалы Магомедом Сулеймановым. Однако на деле проблема оказалась слишком тяжелой для решения. В случае переноса заправок за черту города, государству пришлось бы компенсировать «заправщикам» эти «нововведения». Учитывая аппетиты дагестанских бизнесменов, запросы ожидались более чем внушительные. Такой вариант властей не устроил. Потому все оставили, как есть.

 

P.S. По данным начальника отдела информации и общественных связей МВД по Республике Дагестан Фатины Убайдатовой, уголовное дело по факту пожара АГЗС «Белнефть» не возбуждено. Материал передан в Главное Управление МЧС России по Республике Дагестан.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам