145 лет на трудовой вахте

 ОКНО НА ВОСТОК

История Махачкалинского морского торгового порта неразрывно связана с именем Петра Великого. Именно ему принадлежит идея строительства на дагестанском берегу Каспия нового порта, и около 300 лет назад император даже указал место, где необходимо его возводить. Летом 1722 года русские войска и флот под командованием адмирала Петра Михайлова (Петра I) на Восточный Кавказ совершили поход, который завершился временным присоединением к России прикаспийских областей. Главной целью Персидского похода было обеспечение безопасности и интересов русских купцов на Каспийском море и ограничение турецкой экспансии на Кавказе и в Закавказье. Каспийское море, известное еще в древней Руси как Хвалынское, по планам царя, должно было находиться под контролем России. И поэтому он настойчиво приказывал астраханскому воеводе Ивану Мусину-Пушкину укреплять дружеские и торговые отношения с дагестанскими горцами: «…тот народ в ласке содержать и стороне его величества склонить».

 

ЗДЕСЬ БУДЕТ ГОРОД-ПОРТ

Кавказская война была в разгаре, и военные все чаще задумывались об устройстве вблизи крепости Петровское небольшой искусственной гавани для стоянки судов с провиантом для войск. В 1951 году военно-инженерное ведомство России выкупило по соседству с военным укреплением часть побережья Каспийского моря. Первым делом решили построить маяк. Наместник Кавказа Михаил Воронцов уже в феврале 1852 года в Санкт-Петербург сообщает: «Для обеспечения судоходства по Каспийскому морю я в 1850 году признал необходимым устроить маяки в городе Дербенте и Петровском укреплении. Из них маяк в Петровском укреплении ныне совершенно окончен».

 Каменная восьмигранная башня поднималась над землей на 33 фута, и свет маяка был виден в море почти на 30 верст. Правда, этот воронцовский маяк на Петровской горке работал недолго. Строили его, как выяснилось, не по проекту, без учета гидрографических требований, видимо, случайные люди, и скоро его пришлось снести. В 1866 году на горе Анжи-Арка возвели новый маяк, который, кстати, действует и сегодня.

В 1857 г. укрепление Петровское преобразовали в город Петровск.

Петровск неожиданно стал важным военно-стратегическим пунктом на юге страны. Речь по сути шла о строительстве на Каспии новой российской военно-морской базы.

 

ПРОЕКТ ФАЛЬКЕНГАГЕНА

Строительство порта с первых дней шло не гладко. В первую очередь, вышла заминка с проектом. В докладной записке отдела торговых портов Министерства торговли и промышленности России говорится: составленные разными лицами первые шесть проектов признаны неудовлетворительными. Следует отметить, что всего в Министерство путей сообщения в течение трех лет на конкурс поступило более десяти проектов. Специальная комиссия, наконец, в 1859 году одобрила проект, представленный военным инженером Адольфом Даниловичем Фалькенгагеном. Несмотря на такую экзотическую фамилию, он был из дворян Волынской губернии, а не английский инженер, как пишут некоторые историки.

На берегу Каспийского моря, несмотря на высочайшую поддержку, работы на стройке нового порта продвигались вперед крайне медленно.

Непосредственно строительство гавани началось только с 1 апреля 1861 года. Как сообщает в отчете инженер-подполковник Фалькенгаген, именно тогда приступили к сооружению молов.

Акты о завершении работ подписаны 28 октября (10 ноября) 1870 года. А 19 ноября 1870 года, как рассказывают историки, пушечные выстрелы с крепости на горе Анжи-Арка возвестили об открытии нового российского морского торгового порта на Каспии.

 

ПЕТРОВСКИЙ ПОРТ

Новый портовый город на Каспии с окончанием постройки гавани стал важным центром торговли. Очень скоро порт, строившийся первоначально как военно-морская база России на Кавказе, приобрел в основном торговое и транзитное значение.

В 1900 году снова был поднят вопрос о расширении Петровского порта – объемы грузооборота росли. Возрастало его значение в регионе как крупного торгового порта на Каспийском море. Проектом предусматривалось удлинение Южного мола на 430 метров и строительство нового Северного мола длиной 1000 метров. Но проект не был реализован. Причина – отсутствие средств в казне.

В 1915 году в городе построили нефтеперегонный завод. В Петровске начали перерабатывать грозненскую нефть, потом ее через морской порт отгружали в районы Поволжья. С каждым годом увеличивался грузооборот. Встал вопрос о необходимости строительства параллельно существующему нового Северного мола на 3 причала. Петровский порт стал центром экономики Дагестана и южными морскими воротами России.

 

«МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ…»

В годы гражданской войны англичане превратили Петровский порт в свою главную военно-морскую базу для блокады советской Астрахани. Отсюда шло снабжение деньгами, военным снаряжением и техникой уральского белоказачества, гурьевских белогвардейцев и терских казачьих отрядов. В складах Северного мола англичане устроили мастерскую по ремонту военных кораблей и авиационной техники. На внешней бровке мола построили специальный спуск на воду для прошедших ремонт гидросамолетов. Вся территория порта была обнесена колючей проволокой.

В апреле 1920 года части Красной Армии и дагестанские отряды красных партизан освободили Порт-Петровск. Перед новыми властями встала ответственная задача – обеспечить бесперебойную работу порта. Его территория была в развалинах, из семи грузовых складов четыре были уничтожены, в бухте затоплены суда, плавали мины. Но, несмотря на тяжелые условия, портовики в первую послевоенную навигацию переработали 313 тысяч тонн груза, в том числе нефти и нефтепродуктов более 200 тысяч тонн. В 1923 году Управление порта своими силами организовало ремонт Северного мола, по нему проложило нефтепровод, заканчивающийся тремя нефтеналивными баками. К концу 1924 года Петровский порт уже являлся портом 3-го разряда с приписанными к нему пунктами Дербентом и фортом Урицким.

В советские годы Махачкалинский морской торговый порт начал быстро развиваться. Доля порта в общем объеме регионального товарооборота увеличивалась с каждым годом. «Махачкалинским» порт начал именоваться с 25 января 1929 года. Тогда постановлением ЦИКа СНК Порт-Петровск был переименован в порт Махачкала.

 

«ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА, ВСЕ ДЛЯ ПОБЕДЫ!»

В годы Великой Отечественной войны порт стал одним из главных транспортных узлов, через который бакинская нефть и другие необходимые ресурсы из Закавказья и Средней Азии поступали на фронт. Кроме того, по заданию правительства Махачкалинский порт организовал перевозку в Среднюю Азию и Казахстан граждан, эвакуированных из западных областей страны. Это сотни тысяч женщин, детей, стариков. Одновременно решалась и другая важная задача – вывоз в тыл запасов зерна с Украины, Приазовья и Северного Кавказа. Порт был первым на Каспии, через который перегружалась значительная часть продовольствия.

Коллектив порта внес достойный вклад в дело разгрома немецко-фашистских агрессоров в годы Великой Отечественной войны. Только в 1945 году в порту было обработано свыше 3 миллионов тонн нефти и нефтепродуктов. За проявленный трудовой героизм более 150 портовиков и судоремонтников были награждены правительственными наградами.

 

ГОДЫ СОЗИДАНИЯ

В послевоенный период расширяется производственная деятельность Махачкалинского торгового порта, налаживается стабильное морское транспортное сообщение с прикаспийскими городами Астрахань, Красноводск, Гурьев и другими Порт в те годы успешно выполнял пятилетние планы. В 1960 году перевыполнил обязательства по досрочному выполнению плана по нефтеперевалке, по увеличению переработки грузов комплексной механизацией, по сокращению времени обработки нефтеналивных судов, по внедрению рационализаторских предложений и экономии электроэнергии.

 С 1 января 1987 года порт переведен на полный хозяйственный расчет и самофинансирование. Отказ от административно-хозяйственных методов управления стал одной из главных задач, решение которой было связано с развитием экономики. К середине 80-х годов Махачкалинский торговый порт – один из самых высокомеханизированных на Каспии.

 

ВТОРОЕ РОЖДЕНИЕ

В конце 90-х совместным решением Правительства Республики Дагестан и Министерства транспорта Российской Федерации принята программа реконструкции Махачкалинского морского торгового порта. Главная цель – укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии

Но в 2010 году Махачкалинский морской торговый порт неожиданно оказался на краю банкротства. Суда проданы, краны заложены. Предприятие, как позже выяснилось, имело задолженность по зарплате, налогам и кредитам. Общая сумма долга доходила до 2 млрд рублей. Объем грузооборота порта упал до минимума.

 Федеральное агентство морского и речного транспорта приняло решение о смене руководства предприятия. В порт пришли новые менеджеры. Нашей команде удалось вывести предприятие из тяжелейшего кризиса, погасить долги перед бюджетом и внебюджетными фондами. Более чем в два раза выросла среднемесячная зарплата портовиков. Погашены задолженности по кредитам и займам более чем на 300 млн рублей, проведена реструктуризация части долгов, оставшихся от прежнего руководства. Сохранили костяк коллектива (здесь трудятся свыше 500 человек), восстановлены связи с партнерами, растут объемы грузоперевозок. Несмотря на определенные трудности, вызванные европейскими санкциями, предприятие завершает последние годы с прибылями.

Новый импульс развитию порта, как рассчитывает коллектив предприятия, даст предстоящая приватизация. Полномочный представитель Президента России в Северо-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов солидарен с портовиками. Во время своего визита в порт он заявил, что при приватизации порта приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта.

Махачкалинский морской торговый порт держит курс на развитие. 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Итоги Года педагога обсудили на Совете при Главе РД по образованию и науке

31 января в г. Каспийске в Республиканском центре образования под руководством Главы РД Сергея Меликова прошло заседание Совета при...

Юсуп Умавов встретился с участниками конкурса «Учитель года»

В четверг, 1 февраля, в мэрии под руководством главы г. Махачкалы Юсупа Умавова прошла встреча с участниками регионального этапа...

Продолжается борьба с незаконным строительством

Наряду с выявлением объектов самовольного строительства, специалисты Управления архитектуры и градостроительства (УАиГ) г. Махачкалы проводят информационно-разъяснительную работу с населением...

Администрация города добилась сноса незаконного многоэтажного строения

Правовое управление Администрации города Махачкалы поделилось очередным успехом в борьбе с самовольным строительством. Строение представляет собой 4-этажное здание, расположенное на...
spot_imgspot_img

Идут работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города

В Махачкале проводят работы по формированию безбарьерной среды на тротуарах города. Специалисты отдела дорожного хозяйства МБУ «Благоустройство» г. Махачкалы устанавливают...

Победы прошлого и настоящего

В честь 80-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Историческом парке «Россия – моя история» открылась мультимедийная выставка «Ленинград...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам