Когда-нибудь душа остынет…

 Перечисление ее должностей и заслуг вызывает удивление, смешанное с восхищением: как ей это удавалось? Автор великолепных стихов и глубинной прозы, Фазу Гамзатовна всегда была под прицелом сотен взглядов, где нельзя ошибиться ни на йоту, где жизнь – только с белого чистого листа.

 

Депутат Верховного Совета ДАССР 4-х созывов, заместитель председателя Верховного Совета, председатель Дагестанского комитета защиты мира, член Всемирного совета мира, главный редактор журнала «Женщина Дагестана», член Общественной палаты России Фазу Алиева награждена двумя орденами «Знак Почета», двумя орденами Дружбы народов, орденом Святого апостола Андрея Первозванного и еще многими российскими и зарубежными наградами.

Поэтесса давно дружила с «Махачкалинскими известиями», присылала для публикации свои новые произведения, и сегодня у всех, кто знаком с ее творчеством, чувство глубокой скорби, как от потери близкого и дорогого человека.

Масштабность ее личности поражает, для многих она как бы находилась на невидимом пьедестале, но близкие ее друзья могут рассказать, какой была она вблизи – теплым и родным человеком.

Своими воспоминаниями о Фазу Алиевой делится председатель Союза писателей Дагестана, народный поэт Республики Дагестан Магомед Ахмедов.

 

ПОСЛЕДНИЕ ИЗ МОГИКАН

– Мы с Фазу Алиевой – последние из могикан нашей кагорты поэтов Советского Союза, дружили почти 45 лет. Когда я был еще школьником, то посылал свои стихи в различные редакции – в журнал «Дружба» на аварском языке, в журнал «Женщина Дагестана». Главным редактором журнала «Дружба» был народный писатель Дагестана Муса Магомедов, супруг Фазу Алиевой. Когда он принес подборку моих стихов домой, Фазу Гамзатовна их прочитала, и они ей понравились. Она пригласила меня к себе в издательство, где тогда работала. Конечно, я испытывал трепет, заходя к ней в кабинет – она уже сложившийся поэт, а я еще школьник. Но войдя, увидел доброжелательную красивую женщину, и как-то сразу доверился ей.

Понимаете, первое впечатление, которое она производила на людей, – это какая-то первозданная душевная чистота, простота, которая рождается у нас высоко в горах и которую наследуют люди там, в горах, родившиеся.

Мы много говорили о стихах, о поэзии. Человек энциклопедических знаний, она дала мне несколько полезных советов, с тех пор как бы опекала меня.

Хотел бы отметить такую ее черту, как умение восхищаться талантами других людей. Если ей нравились чьи-то стихи, она сама могла отыскать этого поэта, помочь с публикацией, даже помогала в каких-то сложных житейских ситуациях. Никогда никакой зависти к чужим успехам, наоборот, восхищение чьей-то удачной строчкой, образом, мыслью…

Вспоминается такой случай. Как-то, в году этак 1985-м, Фазу мне сказала, что оставит разворот в журнале для моих стихов. А ко мне пришли молодые аварские поэты – Магомед Гамзаев и Джабраил Гасанов, которым очень нужна была публикация. Я обратился к ней: «Фазу, нельзя ли сделать так, чтобы на развороте, оставленном для меня, опубликовать стихи этих авторов?» Она посмотрела удивленно на меня и сказала: «Первый раз вижу человека, который отказывается от возможности опубликовать свои стихи».

Но помню, что она обрадовалась моему поступку и очень хорошо, с фотографиями, с представлением дала на развороте стихи этих молодых поэтов. Судьба Магомеда Гамзаева сложилась удачно, он стал известным писателем, написал много исторических книг. Джабраил Гасанов, к сожалению, рано ушел из жизни…

 

ВЕЛИКИЙ ПРОЗАИК

Фазу держала сердце открытым людям, не делила никого на простых и начальников, на бедных и богатых.

В приемной журнала, где она была главным редактором, всегда сидели какие-нибудь просители: старушка с палочкой, молодая мать с ребенком, старик, школьница. Всех она выслушивала и по возможности старалась помочь.

Она была общественным человеком, всегда на виду, всегда чем-то занята. Меня же поражало другое: при всей своей занятости никогда не забывала про свой письменный стол, я имею в виду никогда ни при каких обстоятельствах не переставала писать. Она писала, писала, писала… Даже перечислить то, что она написала, уже стоит огромного труда. Она – великий поэт и известна, как поэт. Она владела древним, могучим, истинно народным аварским языком, в каждом произведении этот дар раскрывался, как цветок.

Но мы почему-то забываем, что Фазу Алиева была очень сильным аварским прозаиком. Она затмила свою прозу своей же поэзией. Я прекрасно помню, как в первый раз прочитал ее небольшую повесть «Судьба» и как я был поражен точностью деталей, филигранным описанием аульских улиц, гор, взаимоотношений людей. Она очень тонко чувствовала горскую жизнь и умела ее описать.

У нее есть величайший роман «Родовой герб», где она сделала главными героями своих родных, предков. Они такие живые, исполненные народной мудрости, душевной чистоты и простоты.

Вместе с Расулом Гамзатовым они открыли Дагестан всему миру, показали душевную красоту наших народов. Если Расул делал это широко, мощно, объемно, то Фазу, напротив, нежно, поэтично, мудро. И весь мир мог с упоением следить за перипетиями судеб горских семей, восхищаться древними обычаями наших народов, любоваться красотой горного пейзажа.

Что меня особо восхищало в ней – это ее удивительная память. Она могла наизусть прочитать том своих стихов, свободно цитировала любимых поэтов. Как-то мы ехали вместе из Махачкалы в Дербент, и она всю дорогу наизусть читала мне стихи. Любимый ее поэт – Тютчев, томик его стихов всегда находился на ее столе. Еще любила Пушкина, Лермонтова, Цветаеву. Ахматову тоже читала, но ближе по духу была ей Марина Цветаева.

 

МУЖЕСТВО ЖЕНЩИНЫ

Я уже говорил об ее отношении к людям – она воспринимала всех такими, какие они есть, не пыталась поучать, командовать, наоборот, стремилась понять каждого. Я мог прийти к ней домой в любое время, она всегда встречала меня дружелюбно и приветливо, никогда не хмурила бровей, даже если мой визит был не вовремя. Я приходил к ней, и когда мне было плохо, и когда хорошо. Она всегда внимательно выслушивала, если нужно – подбадривала, могла посочувствовать, случалось, что и утешала…

Еще одно качество хотелось бы мне отметить: мужество этой женщины. Такой вот простой пример. На наших писательских собраниях частенько возникали ситуации, когда нужно было выступить в защиту человека или идеологической концепции. В советское время, когда в собраниях участвовали еще фронтовики, совершавшие подвиги на войне, в сложной ситуации эти люди боялись выступить, страшились навлечь на себя гнев власть имущих. Эта женщина, если была уверена в своей правоте, ничего и никого не боялась, всегда отстаивала свое мнение, честно и открыто говорила обо всем.

В творческом поведении ее главным пунктом было именно мужество, она считала, что без мужества жить нельзя, и высказывала подчеркнутое уважение смелым людям.

Фазу была настоящим патриотом своей Родины, об этом говорят ее стихи и проза, сама ее жизнь каждым днем и часом подтверждала эту истину.

Согласитесь: чтобы любить Родину, тоже нужно определенное мужество. Чтобы ее ругать, особой смелости не требуется, а вот любить, в каком бы состоянии она ни была, как бы сурово ни относилась к своим детям, – для этого нужно мужество.

Женщине в литературе гораздо труднее, чем мужчине, приходится все время доказывать свое право считаться лучшей. И для этого тоже требуется мужество.

У мужчин есть свои способы снять стресс, у женщины все по-другому. У нее были прекрасная семья, муж, сыновья. Дом, семья – все было на ней. Откуда только силы брались! Старший сын ее Али воевал в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане, Фазу Гамзатовна ездила в эту чужую страну, выступала со стихами перед воинами-интернационалистами. С великим мужеством пережила она потери близких: в аварии погиб сын, потом ушел в мир иной муж, следом – мать… Боль утрат невозможно описать, а она работала, не сдавалась.

Эта бесконечная общественная работа! И всегда под взглядами людей, честно скажу, не всегда доброжелательных. Были и завистники. А она всегда была на высоте, не позволяла себе расслабиться – собранная, умная, красивая. Такой мы запомним ее – поэта Божьей милостью и величайшего человеческого таланта.

 

ГЛАВНЫЙ РЕДАКТОР

В помещении Союза женщин Дагестана тихо и пустынно. Нет привычной очереди просителей, осиротел кабинет председателя Союза. Фотографии на стене, книги на стеллажах, бумаги на письменном столе. Кажется, хозяйка вышла на минутку и вот-вот вернется. То, что Фазу Алиева не придет никогда, не укладывается в голове. Поверить в ее уход не может и Зульмира Абдулатипова – заместитель председателя Союза женщин Дагестана. 30 лет чистой и искренней дружбы связывали этих двух женщин.

Зульмира Шапиевна работала долгие годы в журнале «Женщина Дагестана» под началом великой дагестанской поэтессы, как никто другой, знала и любила ее.

– Фазу Гамзатовна сыграла судьбоносную роль в моей жизни, – признается Зульмира Шапиевна, – в начале нашего знакомства я стала жить, думать, и мерить поступки по ее оценкам. Тогда в моей семье только и было слышно: «как сказала Фазу», «я спрошу у Фазу», «надо посоветоваться с Фазу». Я постоянно думала о ней, говорила ее словами, цитировала их. Свою жизнь я стала делить на два этапа: жизнь до и после знакомства с Фазу.

Предыстория знакомства такова: ее старший сын Али был одноклассником моего брата Магомеда. Мы не были знакомы с Фазу, но она хорошо знала моих родителей, мою семью.

Я работала заместителем редактора газеты «Заря Сулака», когда мы впервые встретились на соболезновании, и тогда она предложила мне перейти на работу в ее журнал редактором аварского издания. Я согласилась. Через некоторое время, зная, как тщательно она подбирает сотрудников, я поинтересовалась: «Почему Вы, не зная меня, взяли к себе на работу?» Ответ был таков: «Я знала твою маму..». Этого для нее было достаточно.

Руководить женским коллективом было непросто, долго, упорно и настойчиво Фазу Гамзатовна собирала единомышленников.

О своих подчиненных она знала все: не только творческие способности, отношение к работе, семейные проблемы, но даже настроение, бытовые проблемы и неурядицы.

Она была нашим защитником, нашей опорой, со всеми своими проблемами мы шли к ней, зная, что она всегда и во всем поможет.

 Она старалась, чтобы у каждого сотрудника было собственное жилье.

Только благодаря ее авторитету и настойчивости каждый из нас получил тогда квартиру или расширение жилплощади.

Она помогала устроить наших детей в детсад, на учебу, потом находила им работу. Для этого достаточно было ее звонка и книги с автографом, так как авторитет ее был непререкаемым.

– Ой, девушки, (она никогда не обращалась к нам со словами «товарищи» или «женщины») что я могу сделать для вас, говорите, просите, пока я еще могу вам помочь.

От нас же требовалось только добросовестное отношение к своей работе. Никогда не было скучных собраний, выговоров, взбучек – просто в этом не было необходимости. Атмосфера в коллективе была спокойная и деловая. Стиль ее руководства – полное доверие работнику, что приносило свои плоды.

 

АВАРСКИЙ ХИНКАЛ

О том периоде жизни мне хочется рассказывать снова и снова. Ее человечность, доброе отношение к людям границ не имели. В те годы Фазу Гамзатовна возглавляла республиканский Комитет защиты мира, была членом Всемирного и Советского Комитетов защиты мира. В составе множества делегаций она побывала почти во всех странах.

Мы в редакции с нетерпением ждали ее возвращения из очередной заграничной поездки. По возвращении Фазу Гамзатовна приглашала всех нас в свой просторный кабинет, угощала аварским хинкалом со всеми сопутствующими приправами. Сама старалась, чтобы всем было весело.

– Расслабимся, девушки, совместим приятное с полезным, – так всегда говорила. К нашему застолью часто присоединялись ее сестры и другие родственницы, которые старались использовать любую возможность с ней пообщаться.

Заглядывая в свои исписанные блокноты, она знакомила нас с историей, культурой, обычаями страны, в которой побывала. Рассказывала о своих встречах и выступлениях, о том, чем интересуются люди за рубежом.

Европейцев она поражала своей эрудицией и элегантностью, азиатов – простотой и доступностью.

Мы же, конечно, задавали ей вопросы, интересовались подробностями поездки, другими членами делегации – обычно это были светила и знаменитости.

Фазу впоследствии признавалась, что наши посиделки были для нее как бы репетицией перед встречами в трудовых коллективах. Ее ждали всегда и везде, приглашали на заводы и фабрики, в совхозы и колхозы. После таких встреч она возвращалась счастливой, садилась за письменный стол и тогда рождались ее прекрасные произведения.

Мы, женщины, любим жаловаться на жизнь, поныть, преувеличивая свои проблемы. Когда Фазу слышала такое, она всегда говорила: «Если у вас в доме нет безнадежного больного, вы не испытали потери близкого человека, не околачивались у тюремных ворот – у вас нет проблем! Остальное принимайте как жизненное испытание, из которого нужно извлекать уроки».

В подобном сравнении наши проблемы превращались в мелочи жизни. Но если мы действительно попадали в сложную ситуацию, она делала все, чтобы облегчить боль и страдания.

 

РАСУЛ И ФАЗУ

Еще в одну тему мне хотелось бы внести ясность, это отношения двух великих поэтов и великих людей. Они жили и творили в одно время, но, к сожалению, близкой дружбы между ними не было. Несмотря на это, Фазу Гамзатовна обожала творчество Расула Гамзатова.

Помнится, в честь 80-летия со дня рождения Расула Гамзатова редакция газеты «Истина» попросила Фазу написать статью. Темой своей статьи она выбрала стихотворение поэта «Чиркей».

Прежде чем взяться за перо, стала это стихотворение учить наизусть, то и дело восхищаясь им. Широко расхаживая по кабинету, она вдохновенно растягивала слова, как бы проверяя их на слух, декламировала, то начинала протяжно петь, выбрав для этого любимую народную мелодию.

Это настоящий маленький шедевр, – не уставала повторять.

Работала над статьей легко, с удовольствием, удивлялась удачным поэтическим приемам, философской глубине, называла автора великим и гениальным.

Закончив статью, довольная, призналась: «Я знаю, что у Расула много поклонников, и они не меньше меня любят его творчество. Но я абсолютно уверена, что нет в Дагестане человека, который знал бы и понимал его творчество лучше, чем я».

Эти два гиганта, два великих поэта по воле Всевышнего должны были жить в одно время, чтобы удивительно талантливо дополнять друг друга.

Узнав о смерти Расула, Фазу растерялась, сразу схватилась за валокордин, а из глаз ее полились слезы…

 

«АЛЛАХ ЛЮБИТ МЕНЯ»

В 1993 году Фазу Гамзатовна возглавила Союз женщин Дагестана. Как-то во время нашей очередной встречи она мне сказала «Аллах любит меня, недавно мне дали ставку заместителя, давай, выходи на работу!».

Так мы опять начали работать вместе.

В 2005 году Фазу Гамзатовна была избрана членом Общественной палаты России. Я должна сказать, что она не была тщеславной, не стремилась к высоким постам, иногда отказывалась от заманчивых предложений.

И к своему выдвижению в Общественную палату отнеслась спокойно, без особого восторга. Любую должность она воспринимала как большую ответственность и при новом назначении всегда просила Аллаха дать ей силы и здоровья, чтобы достойно служить людям.

Помнится, в тот раз от Дагестана было 17 кандидатур. Все эти люди отправились в Ростов на конференцию Южного федерального округа, где должны были избрать одного представителя от Северного Кавказа.

Выступающие делегаты отмечали необыкновенно яркую личность Фазу Алиевой, называли ее настоящим интернационалистом, патриотом, человеком с мировым признанием.

В Ростове она произвела настоящий фурор, успела встретиться с читателями Национальной библиотеки, со студентами Ростовского университета, с земляками дагестанской диаспоры.

Вернулась она одухотворенной, окрыленной и не скрывала своего хорошего настроения.

Как только Фазу Гамзатовна стала членом Общественной палаты, в нашей приемной началось настоящее столпотворение. Люди приходили со своими жалобами, проблемами, настрадавшиеся от бюрократов, бездушия чиновников.

Скольким людям помогла эта удивительная женщина, сегодня уже никто не сосчитает. У нее не было графика приема посетителей, принимала всех, никого никогда не «отфутболивала».

Ее уход из жизни стал тяжелым ударом для всех нас, такой личности, такого таланта, человечности уже не будет…

 

УШЛА ФАЗУ, УШЛА ЭПОХА

Воспоминания Магомеда Ахмедова и Зульмиры Абдулатиповой – возможность хоть немного приблизиться к недосягаемой величине, которую мы все потеряли. Конечно, ее именем, именем Фазу Алиевой назовут школы, библиотеки, улицы, возведут ей памятники. Но главное, что досталось нам в наследство, – это ее замечательные произведения, которые учат добру, мудрости, справедливости, мужеству.

Нам предстоит еще открыть все грани ее таланта, перечитывая ее стихи, прозу, публицистику. Она жива в каждой своей строчке, ее беспокойное сердце бьется в каждой рифме ее стихов… А что касается рассуждений о жизни и смерти, то никто не скажет об этом лучше, чем сама Фазу Алиева:

В горах есть такое поверье:

Коль зла не делал человек,

Растил хлеба, сажал деревья,

Не предавал друзей вовек,

От горя или неудачи

Не плакал и не раскисал,

Но и от радости, как мячик,

Не прыгал до неба – молчал,

И, прежде, чем промолвить слово,

Просеивал сквозь решето,

И все, что делал для другого,

К себе примеривал раз сто,

По зову родины седлал он

Коня, горячего, как вихрь,

Достойно жил и умирал он,–

То вот тогда, в последний миг,

 С невыразимою печалью

Он в небо поднимал глаза,

И синь из глаз его прощальных

Переливалась в небеса.

…Когда-нибудь душа остынет

И мой последний час пробьет.

И мне, и мне бы каплю сини

Добавить в синий небосвод.

Чтоб жизнь моя осталась с вами

Лучом, чуть видимым во мгле,

Прозрачным небом над горами,

Дрожащим светом на земле…

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....
spot_imgspot_img

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам