ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ ВДГО: ОБЯЗАЛОВКА ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ?
Читательница «МИ» махачкалинка Алина Иванова, проживающая в Советском районе Махачкалы, обратилась в редакцию с вопросом, нужно ли жильцам многоквартирных домов заключать договор с газовиками на техническое обслуживание газовых сетей и оборудования.
В частности, она рассказала, что представители газовых служб начали ходить по домам и требовать заключить с ними договор о техническом обслуживании и сразу же оплатить «проделанную» работу.
– К нам приходил слесарь 3-го разряда Алирзаев Низам Селимович из АО «Газпром газораспределение Махачкала». Показал удостоверение. Сказал, что все должны заключать договор на техобслуживание. При этом он даже не включил газовую печку, не проверил вентиля на наличие утечки. Зато в смете было указано, что была проведена работа по выявлению утечки, смазке вентилей, проверке соединения на трубе в количестве 10 точек, хотя точек соединения всего 2 – на кухне. За обслуживание печки и газовой колонки он потребовал заплатить 700 рублей. Лично я ничего не дала, но соседи заплатили, – рассказывает Иванова.
К ВАМ ИДУТ ГАЗОВИКИ!
«МИ» решили разобраться, насколько правомерны действия газовиков и нужно ли вообще заключать договор на техническое обслуживание газового оборудования.
Исполнительный директор АО «Газпром газораспределение Махачкала» Магомед-Камиль Алимурзаев рассказал, что с 1 января 2006 года в соответствии с решением Федеральной службы по тарифам, стоимость технического обслуживания внутридомового газового оборудования (ВДГО) из платы за газ была исключена. Начиная с этого момента, техобслуживание ВДГО стало осуществляться только по договорам с жильцами и, соответственно, за отдельную плату.
– Многие восприняли нововведение как дополнительную плату и отказались заключать договоры на обслуживание ВДГО. Без договоров профилактические осмотры газовых плит и котлов практически прекратились. Результаты не заставили себя ждать – участились случаи аварий, взрывов бытового газа, – рассказал Алимурзаев.
Как рассказал собеседник «МИ», Постановлением Правительства РФ №549 от 2008 года, которым были утверждены Правила поставки газа для коммунально-бытовых нужд граждан, ответственность за надлежащее техническое состояние ВДГО и безопасность его использования была окончательно закреплена за абонентом.
– Пункт 21 Правил поставки газа обязал население «своевременно заключать договор о техническом обслуживании ВДГО и аварийно-диспетчерском обеспечении со специализированной организацией». Таким образом, техническое обслуживание ВДГО и аварийно-диспетчерское обеспечение было возложено на организации, имеющие аварийно-диспетчерскую службу. То есть необходимость проведения технического обслуживания газового оборудования и заключения договоров – это не новшество, а требование законодательства и норм безопасности, – заявил руководитель предприятия.
При этом он уточнил, что за содержание газового оборудования (плиты, колонки) в квартире либо в частном доме несет ответственность собственник жилья. А за газовое оборудование, входящее в общее имущество многоквартирных домов, согласно Жилищному кодексу РФ, отвечают ТСЖ, УК или сами собственники жилья при непосредственном управлении домом.
НИКАКИХ «НЕТ»!
Алимурзаев также отметил, что Постановление Правительства РФ от 14 мая 2013 года ужесточает ответственность абонента за незаключение договора на техобслуживание. Если у абонента нет договора на техобслуживание или специалисты «Газпром газораспределение Махачкала» усмотрели аварийную ситуацию, то поставщик газа («Газпром межрегионгаз Пятигорск») вправе не заключать договор на поставку газа потребителю либо приостановить исполнение своих обязательств по ранее заключенному договору.
– Поставщик в данном случае руководствуется не только требованиями законодательства, но и правилами обеспечения безопасности пользователей природного газа. Сколько случаев утечки газа мы выявляли, выдавали предписания. Мы категорически против установки газовых колонок в ванной комнате, иранских каминов, которые мы называем «убийцами». Поставка газа на неисправное оборудование не допустима. Даже при условии полной и своевременной оплаты потребленного газа, – отметил руководитель АО.
Что касается стоимости техобслуживания, то, по словам Алимурзаева, цена услуг по договору рассчитывается в каждом конкретном случае индивидуально. При этом учитываются количество и технические характеристики установленного в квартире абонента оборудования. Например, согласно договору АО «Газпром газораспределение Махачкала», техобслуживание четырехконфорочной газовой плиты для населения стоит 297,15 руб. в год. С подробными расценками можно ознакомиться на официальном сайте АО «Газпром газораспределение Махачкала».
Директор АО также добавил, что в договоре на техобслуживание содержится перечень работ, которые должен провести специалист. В частности, визуальная проверка соответствия установки газоиспользующего оборудования и прокладки газопроводов в помещении нормативным требованиям; проверка герметичности соединений газопроводов, газового оборудования и арматуры, проверка работоспособности и смазка кранов (задвижек), установленных на газопроводах, проверка наличия тяги в дымовых и вентиляционных каналах и т.д. Полный перечень работ указывается в самом договоре
– Работы, не вошедшие в этот перечень, выполняются в соответствии с заявкой и относятся к ремонтным. При возникновении неисправностей оборудования, требующих замены или ремонта его элементов, их стоимость оплачивает абонент. В случае обнаружения утечки газа устранение производится бесплатно, – отметил Алимурзаев.
АБОНЕНТ, БУДЬ БДИТЕЛЕН!
Что касается конкретного случая со слесарем Низамом Алирзаевым, то руководитель АО «Газпром газораспределение Махачкала» пообещал, что с работником будет проведена разъяснительная беседа.
– Ни один наш работник не имеет права требовать деньги за невыполненную работу. Специалисты выезжают на объект, заключают договор с жильцами, потом составляет смету, акт приемки выполненных работ, который должен подписать сам жилец. Если все, что написано в смете, специалист не сделал, то гражданин имеет полное право не платить. Если все выполнено, жильцу оставляют копию договора, смету и квитанцию. Аналогичные документы забирает с собой и слесарь. Потом все это подшивается и хранится в нашем электронном архиве. По каждому домовладению у нас есть архив документов. Договор заключается на год, по истечении которого он пролонгируется и так же отправляется в архив, – разъяснил Алимурзаев.
Собеседник «МИ» также рассказал, что в прошлом году были случаи, когда мошенники под видом сотрудников компании предлагали горожанам заключить договор о техническом обслуживании внутридомового газового оборудования. Злоумышленники обходили многоквартирные дома и настаивали на немедленном заключении и оплате договора. У них при себе имелись поддельные бланки, квитанции на оплату с данными компании «Махачкалагаз», а также удостоверения и даже «левая» печать. Жертвами мошенников стали владельцы 23 квартир.
– С 28 июля 2015 года компания «Махачкалагаз» переименована в АО «Газпром газораспределение Махачкала». С этого периода времени работы по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования на территории столицы Дагестана выполняют наши сотрудники. При посещении абонентов специалисты газовой компании обязаны предоставить удостоверение установленного образца. Если же жильцы все-таки сомневаются, они могут позвонить по телефону: 51-56-63. Кроме того, жильцы могут прийти в компанию и на месте заключить договор, после чего дать заявку на проведение техобслуживания, – отметил Алимурзаев.
90% ЖИЛЬЦОВ ЗАКЛЮЧИЛИ ДОГОВОР О ТЕХОБСЛУЖИВАНИИ ВДГО
Руководитель Государственной жилищной инспекции РД Али Джабраилов подтвердил, что договор о техобслуживании ВДГО со специализированной организацией должен быть заключен в обязательном порядке.
– Если после заключения договора произойдет какой-нибудь несчастный случай, связанный с утечкой газа, данная организация несет полную ответственность вплоть до возмещения нанесенного дому или владельцу ущерба. Если договор заключен, то специалист должен обследовать, изучить все газовое оборудование, своевременно выявить все неисправности. На сегодняшний день до 90% жильцов заключили договор о техобслуживании со специализированной организацией, – сообщил Джабраилов.
Главный жилищный инспектор республики подчеркнул, что в договоре должно быть указано, какие работы должен выполнить специалист, и стоимость их услуг. Но при этом ремонт газового оборудования должна делать специализированная организация, с которой был заключен договор, а покупка и замена какой-либо детали входит в обязанности самих жильцов.
– Замена оборудования, входящего в состав внутриквартирного и внутридомового газового оборудования, так же осуществляется специализированной организацией в рамках исполнения условий договора о техническом обслуживании. Самостоятельная замена газового оборудования без привлечения специалистов не допускается. На основании ФЗ-294 мы регулярно совместно с прокуратурой республики проводим плановые и внеплановые проверки, где особое внимание уделяется внутридомовому газовому оборудованию. Мы выявляем большое количество несертифицированных газовых приборов, расположение газовых шлангов в неположенном месте и много других нарушений, которые не безопасны для самих жильцов, – заметил главный жилищный инспектор республики.
Собеседник «МИ» также подчеркнул, что жильцы имеют полное право даже после выполненных работ не платить наличными, а перечислить деньги на счет через банк, платежные терминалы или же напрямую в самой организации.
Что касается отключения поставки газа, Джабраилов пояснил: даже если жильцы не заключили договор о техобслуживании, специализированная организация не имеет права отключить газ. Они могут дать заключение, что какой-то владелец квартиры пользуется несертифицированным газовым оборудованием и т.д., и рекомендовать ресурсоснабжающей организации прекратить поставку газа.
Айбала АЛИЕВА