«Опасная езда»

 «ОПАСНАЯ ЕЗДА»

 

Как известно, лифт – устройство весьма капризное. Малейшее нарушение в его эксплуатации – и человек уже застрял между этажами и зовет на помощь аварийную службу. Не редки случаи, когда неисправность лифта может стоить человеческой жизни. Так, в январе 2016 года в Москве погибла молодая женщина, дочь известного телеведущего Евгения Кочергина, упав с высоты 7-го этажа, когда под ее ногами обрушился пол кабины лифта. Не исключено, что в скором времени подобные аварии будут происходить и в Махачкале. Причина таких неутешительных прогнозов, по словам специалистов, – более 80% лифтов столицы нуждаются в скорейшей замене и модернизации. Однако средств на содержание лифтового хозяйства не хватает.

 

Средняя продолжительность «жизни» лифта составляет 25 лет, а в Махачкале их большая часть была введена в эксплуатацию в 70-80-х годах, так что они давно отработали свой нормативный срок.

С недавних пор ответственность за содержание лифтового хозяйства переложена на самих жильцов, не имеющих возможности приобрести новый лифт, стоимость которого сегодня составляет больше 1 млн рублей. Специальной государственной программы по замене лифтового хозяйства на сегодняшний день так же нет.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ – ЭТО НЕ ВЫХОД

Директор Управляющей компании №13 ( г. Махачкала) Ризван Халиков также посетовал, что состояние более 80% лифтов домоуправления просто катастрофическое. Хоть сроки эксплуатации прошли, лифты все еще продолжают работать.

Один лифт стоит в среднем 1,5 млн рублей, не считая установки. Заменить старые лифты на новые у нас сегодня нет возможности. Сами жильцы тоже никогда такие деньги не соберут. За обслуживание лифтов мы собираем 4,34 руб. с кв. м. Все собранные деньги идут на зарплату техническим работникам, на оплату электроэнергии, покупку мелких деталей, – рассказывает директор домоуправления.

Он сообщил, что после совместной проверки прокуратуры республики и Ростехнадзора было решено провести диагностику всех старых лифтов. Для этого будут приглашены специализированные организации из других регионов страны со всем необходимым оборудованием.

По результатам диагностики, специалисты дадут заключение: либо модернизировать лифт, либо полностью его остановить, – пояснил наш собеседник и добавил, что за «обновление» лифтового хозяйства жильцы должны будут платить дополнительно.

Руководитель домоуправления все же считает, что модернизация – это не выход из положения. Старые лифты, сколько им ни заменяй детали, так и останутся старыми. По его словам, у жильцов только один выход – вносить плату за капитальный ремонт и «получить» новый лифт.

 

КУДА УХОДЯТ ДЕНЬГИ?

Как рассказал «МИ» руководитель Государственной жилищной инспекции РД Али Джабраилов, сегодня в республике 1518 лифтов, в Махачкале – 1104, из них с истекшим сроком эксплуатации – 564 (в Махачкале).

По поручению Главного жилищного инспектора страны Андрея Чибиса нами в этом году были обследованы все лифты в Дагестане. В ходе проверки было установлено, что большинство лифтов находится в плачевном состоянии. В связи с этим управляющим компаниям были выданы предписания, составлены протоколы и даже есть административные дела, которые доведены до суда, – сообщил Джабраилов.

Как отметил собеседник «МИ», согласно ГОСТу Р 55964-2014 «Об общих требованиях безопасности при эксплуатации лифтов», со дня введения в эксплуатацию лифта каждый год нужно получать освидетельствование. Для этого специализированная компания изучает состояние лифтов, насколько они безопасны, и если все нормально, выдают соответствующий документ. А если есть какие-то неисправности, – выдают заключение об их устранении. Если же лифтом категорически нельзя пользоваться, то его останавливают.

Управляющие организации должны были заключать договоры со специализированной лицензированной организацией, у которой есть все необходимое оборудование для обследования лифтов. До сих пор договоры заключались чисто для галочки и никакие работы не проводились. А в это время жильцы как платили за обслуживание лифтов, так и продолжают. А куда уходят эти деньги? Лифтерам, которые только вытаскивают тебя из лифта, если застрял? Но лифт всегда должен быть исправным, на то мы и даем деньги, – говорит главный жилищный инспектор республики.

Джабраилов также сообщил, что по инициативе Госжилинспекции республики в Махачкалу приехали представители регионального учебно-инженерного центра Краснодарского края «Лифтгрузмаш», который планирует в скором будущем открыть в республике свой филиал.

Чтобы не было монополизации, мы планируем пригласить и другие организации из Москвы, Новочеркасска. Руководители управляющих компаний сами могут выбрать, с кем им лучше заключить договор, но сделать это нужно будет в обязательном порядке,– отметил Джабраилов.

 Говоря о новостройках, собеседник «МИ» пояснил, что если дом выше 5 этажей, то лифт обязательно должен быть предусмотрен. Но если застройщик подготовил проект, к примеру, 9-этажного дома без лифта, и муниципалитет утвердил его, то никаких вопросов при вводе в эксплуатацию не должно возникать. Так же и владельцы квартир, если, изначально зная, что в доме не будет лифта, все же приобрели жилплощадь, то в дальнейшем не могут предъявлять претензий.

 

ПОЧЕМ НЫНЧЕ ЛИФТ?

Директор ООО «Ростовская лифтовая компания» Рамин Мурадов рассказал, что компания занимается поставкой и монтажом лифтового оборудования. На территории Дагестана Ростлифтком осуществляет свою деятельность с 2014 года.

– Наша компания уже смонтировала более 40 лифтов в новостройках. Мы везем в основном греческое и российское оборудование, до введения санкций ввозили и турецкое. Компания делает большой акцент на качестве оборудования, мы также даем предусмотренные законом 12 месяцев гарантии. При условии, если нам доверяют обслуживание лифтового хозяйства, то гарантии продлеваем до трех лет, – рассказывает Мурадов. Он добавил, что в среднем один лифт стоит 1 млн 700 тыс. рублей, российский – 1 млн 200 тыс.руб. Монтаж одного лифта в среднем обходится в 170 тысяч рублей.

 

ЛИФТЫ БУДУЩЕГО

Собеседник «МИ» также рассказал, что на свои смонтированные лифты компания планирует за свой счет вводить карточную систему. Пользоваться лифтом смогут только те, кто заплатил. В лифты будут установлены электронные считыватели. Каждому члену семьи выдается карточка с личным идентификационным номером. На одну семью предполагается один номер. В конце месяца к ним приходит уведомление о необходимости оплаты. Если она не производится, то карточка автоматически блокируется.

Это будет контроль с нашей стороны, чтобы лифты не испортили. Мы отвечаем за них и должны быть уверены, что с лифтом ничего не случится. Когда даешь три года гарантии – это достаточно большой риск. За это время может выйти из строя какая-то деталь за несколько тысяч евро, покупку которой мы не сможем в дальнейшем оправдать, – рассказал Мурадов.

В лифтах, смонтированных компанией, встроена и система автодоводки, т.е. в случае отключения света человек не застрянет в лифте и в течение нескольких секунд лифт опустится до ближайшего этажа, и человек сможет выйти. Стоимость «проезда» на таком лифте будет варьироваться от 50 до 90 рублей в месяц. Как пояснил Мурадов, по выбору самих жильцов цену можно будет установить исходя из количества членов семьи или площади квартиры.

 

«ПОКА ДЕНЬГИ СОБИРАЮТ УК, ПОРЯДКА НЕ БУДЕТ»

Генеральный директор ООО «Лифт-Сервис+» (бывшее «Махачкалалифт») Арсен Мусаев считает, что было бы правильно, если бы жильцы отдельной строкой платили за обслуживание лифтов специализированным организациям. Тогда и деньги шли бы по назначению, и лифты были бы в нормальном состоянии.

Управляющая компания только с одного подъезда собирает в среднем 10 тыс. рублей в месяц на обслуживание лифтов. Из них 1500 рублей выплачивает нам по договору за обслуживание лифтов. Какие-то мелочи получают лифтеры, а больше 5 тысяч с одного лифта чистыми у управляющей компании остаются. По идее эти деньги должны копиться, и в случае необходимости замены какой-то детали, можно было бы их потратить. Но на самом деле эти деньги просто идут в чьи-то карманы. Если бы мы напрямую получали эти деньги, то могли бы поочередно отремонтировать все лифты, – уверенно заявил Мусаев.

Наш собеседник неоднократно обращался в администрацию города с просьбой передать управление лифтами специализированным организациям, но ответ мэрии был отрицательным.

Мусаев также отмечает, что за диагностику и освидетельствование жильцы не должны дополнительно собирать деньги: управляющая компания заранее должна рассчитать на эти цели средства.

Мы обслуживаем около 300 лифтов по городу, из них почти 90% в катастрофическом состоянии. Мы не раз обращались в Ростехнадзор с просьбой остановить эти лифты, но они могут только штрафовать. Есть закон, есть правила: если лифты отработали свое, надо их остановить и сделать диагностику, – считает Мусаев. По его словам, диагностика лифтов производится до начала ввода в эксплуатацию и по окончании срока эксплуатации. Стоит эта процедура более 23 тысяч рублей. Освидетельствование проводится каждый год и стоит от 5 до 7 тысяч рублей.

По словам директора «Лифт-Сервис+», при замене лифтов нужно делать акцент на отечественного производителя. Они отличаются и качеством, и простотой в эксплуатации.

Сейчас начали устанавливать турецкие, китайские лифты. Это нежелательно делать. Вот, например, с турками что случилось? Санкции ввели, а запчасти теперь откуда будем покупать? Я категорически был против этого. Там лифты просто дешевле, их привозят сюда и делают бизнес. Кроме того, недавно был случай: в жилом доме упало три лифта турецкого производства. Поэтому надо ставить российские лифты. У нас есть Карачаровский завод по изготовлению лифтов, есть еще другие заводы, нет никакой необходимости привозить их из-за рубежа, – заявил Арсен Мусаев.

«МИ» отправили запрос на получение информации на имя руководителя Кавказского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Гелани Мержуева, почему не приостанавливается работа аварийных лифтов.

Пришел ответ, что Ростехнадзор не наделен полномочиями на приостановку работы лифта. Ответственность в случае нанесения вреда здоровью граждан при эксплуатации лифта несет их владелец. Как отмечает руководитель ведомства, владельцем может быть застройщик, управляющая компания, ТСЖ, жилищный кооператив или же специализированная компания, с которой заключен договор на техническое обслуживание, капитальный ремонт и модернизацию лифтов.

 

Айбала АЛИЕВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам