Повышение цен – сила инфляции или инерции?

 ПОВЫШЕНИЕ ЦЕН – СИЛА ИНФЛЯЦИИ ИЛИ ИНЕРЦИИ?

 

В последние два года на прилавках Махачкалы, как и по всему Дагестану и России в целом, значительно выросли цены на продукты питания. Это коснулось и мяса, и молочных изделий, и фруктов – причем как местных, так и привозных. Можно ли как-то остановить этот процесс, и есть ли смысл это делать? Попробуем разобраться.

Инфляция охватила российский рынок особенно активно, если не сказать агрессивно, еще в 2014 году. Стоит ли повторять, что причиной тому не только эмбарго на множество продуктов питания, ранее поставляемых с Запада, но и значительное обесценивание рубля по отношению к доллару (в 2 раза). Но одно дело – рынок жителя Москвы, другое – махачкалинца – у нас в большей степени аграрная республика, и, казалось бы, здесь меньше, чем где-либо, санкции могли ударить по ценам. Тем не менее мониторинг махачкалинского продовольственного рынка показывает, что цены на продукты в столице Дагестана неуклонно растут. Причем иногда намного выше, нежели в других регионах.

 

ЧТО ДЕЛАТЬ И КАК БЫТЬ?

Можно ли снизить или сдержать цены? Почему нам, жителям столицы республики, где аграрный сектор вроде бы должен обеспечивать население мясом, частично – своими яйцами, молочными продуктами и фруктами, приходится теперь в разы переплачивать?

«Мы не можем влиять на цены. Так же, как не можем воспрещать явное завышение стоимости. У нас крайне ограниченные полномочия. В нашу обязанность входит лишь выдавать разрешения на места под торговые точки. Мы и сами не раз выдвигали предложение о предоставлении нам хотя бы на местном уровне полномочий по контролю цен, но нас никто не услышал», – комментирует заместитель начальника Управления торговли, потребительского рынка и услуг администрации г. Махачкала Омар Омаров.

Можно решить, что такой рост цен не более чем результат «монопольного сговора» – подобное выражение давно вошло в обиход в широких слоях населения – во всяком случае именно так многим представляется необоснованное и одновременно резкое поднятие цен на одну и ту же продукцию в самых разных точках города.

 

«МОНОПОЛЬНЫЙ СГОВОР»?

– И все-таки это не монопольный сговор, – комментирует ситуацию Абдулла Багандов, заместитель руководителя, начальник отдела антимонопольного контроля дагестанского УФАС, – это «стадный инстинкт». Разница в том, что речь о монополии и о сговоре как таковом может идти только в случае если данное предприятие (не важно, что оно производит – продукты питания или бензин; мобильный оператор это или интернет-провайдер) занимает 35% всего рынка. В данном случае – городского, махачкалинского. А таких предприятий в Дагестане, не говоря уже о самой Махачкале, очень мало. Это агрокомплексы, занимающиеся производством молочной продукции, или комбинаты по производству хлебобулочных изделий. Так вот, мы постоянно следим за тем, чтобы такие монополисты не завышали цены, во всяком случае неоправданно. И, нужно отметить, что за ними и, вправду, не замечено повышения цены на продукцию в последнее время – они даже сейчас стараются сдерживать ее рост. А вот посредники – те же мелкие магазины и крупные супермаркеты – уже сами для себя решают, какую цену установить на данный продукт. Но самая большая проблема или особенность Махачкалы – это опять-таки менталитет жителей. Вся Махачкала – это огромное количество мелких магазинчиков, мини-маркетов, контейнеров на большом оптовом рынке, где каждый сам себе хозяин. Вот в чем основная загвоздка. Касательно регулирования и «принудительного» сдерживания цен на рынке можно сказать, что такой документ уже предлагался в 2014 году коммунистами в Госдуме, но «развалился», так как подобная процедура сама по себе противоречит «рыночной» экономике, «свободе торговли», за которые мы некогда сами так боролись. Идея о «сдерживании цен» часто дает побочные эффекты – люди начинают запасаться впрок, что неумолимо ведет к росту цен, затем, после «отпускания», цены на продукты порой не только наверстывают упущенное, но и становятся гораздо выше предполагаемого уровня.

При «стадном инстинкте» или элементарной человеческой зависти и жадности: «я дешево торгую, нужно поднять цены, как мой сосед», торговля рискует оказаться приостановленной. Сильно дорожающие продукты покупатель рано или поздно заменит менее затратными. Этот процесс практически невозможно регулировать, но пока есть спрос – будет предложение. Повлиять на цены в данной обстановке мы не имеем никаких правовых полномочий. Здесь «контроль» ведет сам покупатель – он просто пойдет туда, где дешевле и обязательно найдет менее скупого продавца.

И все-таки… Хочется сказать о морально-этической стороне вопроса – никто не станет отрицать, что 8 марта цены на цветы повышаются. На Новый год особенно растут цены на сладкое. На Уразу-байрам цена на мясо взлетает (в среднем за прошлый год мясо, только по официальным данным, подорожало на 17%, причем активное повышение цены началось именно после праздника). Пенять на подорожание бензина или повышение арендной платы в таких ситуациях нет смысла. Здесь речь элементарно идет о погоне за быстрой наживой.

 

«ДЕНЬГИ НЕ САМОЕ ГЛАВНОЕ»

Понятие «совесть» тоже верно, – комментирует ситуацию директор Института социально-экономических исследований ДНЦ РАН Сергей Дохолян. – Вообще, на мой взгляд, сейчас торжествует «принцип торга», когда можно продать буквально все. Это, безусловно, дурно влияет на репутацию Дагестана в целом – ведь достоинство и честь всегда были неотъемлемой частью менталитета горцев. Сегодня же за пределами республиками сложился стереотип о «коварном малообразованном горце», который продает все, что продается, да еще и как можно дороже, не скупясь лишь на обман. Самое главное, что понятия «честь», «достоинство» и «совесть» – не просто ушли в тень, они исчезли из законов и принципов рыночной системы. Желание быстро и несложно обогатиться имеет несколько факторов – и человеческий в том числе. Но нужно посмотреть на ситуацию и с другой стороны – конечно, человек, желающий приобрести импортный телевизор, будет стараться продать дороже бананы или даже акушинские яблоки. И это продукты первой необходимости. Весь парадокс именно в том, что цены увеличиваются на них в первую очередь. Они так и называются – продукты и товары первой необходимости. Инфляция в этом сегменте, безусловно, выше, нежели на некие предметы роскоши – до 30%, хотя такие цифры открыто нигде не заявляются. Это происходит именно потому, что продукты первой необходимости приобрести вам все же придется, во сколько бы это ни обошлось, а без хорошей машины вы не пропадете. Наш торговец хочет прибыль минимум в 200-300 процентов, и здесь нужно отметить влияние коррупции, неоправданных доходов в отдельных слоях общества – ведь человек, видя то, с какой быстротой и разницей богатеют одни и нищают другие, пытается «урвать» и свое. К тому же, когда растет цена, – совершенно не важно, о какой продукции или услуге идет речь – мы желаем и повышения качества, иначе «переплата» оказывается для потребителя совершенно неоправданной. Таким образом, можно констатировать, что принцип морали глубоко подорван. Можно, конечно, пенять только на розничников, тем более что ценовую политику и маркетинг наши продавцы освоили отлично – пусть даже исключительно на интуитивном уровне. И тем не менее нельзя полностью перекладывать ответственность на людей. Нужно поднимать экономику и стараться культивировать в людях чувство морали, потому что деградация экономики и деградация общества – вещи неразрывно связанные. Поэтому, когда мы говорим, что нужно улучшать экономическую среду, мы должны понимать, что нам необходимо работать с людьми, менять их образ мышления, поднимать их культуру, их моральные ценности, так как деньги – это еще не самое главное.

За 2015 год, по официальным данным Комитета РД по государственной статистике Госкомстата, в Махачкале инфляция достигла 14%, но это достаточно «смягченные» сведения суровых реалий продуктового рынка, так как по принципу элементарного наблюдения за ростом цен можно смело заявить, что она давно перевалила за 30%.

Когда остановится повышение цен на махачкалинском рынке – сказать трудно, но они в столице всегда были непомерно выше, чем в Дагестане в целом. Это объясняется платежеспособностью населения и более высоким уровнем жизни, нежели на периферии. Даже специалисты еще не решаются делать прогнозы на 2016 год, – некоторые (оптимисты) полагаются на снижение инфляции, тогда как другие обещают, что инфляция, если и не галопирует, то и остановки в ближайшее время не предвещает.

 

Наида Насруллаева

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале прошел общереспубликанский субботник

Сегодня на улицах столицы Дагестана состоялся общереспубликанский субботник. Парламент РД, коллективы министерств и ведомств, расположенных на территории Махачкалы, общественные...

В Махачкале обсудили подготовку городских школ к ГИА

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе со своими коллегами обсудил вопросы подготовки городских школ к итоговой государственной...

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...
spot_imgspot_img

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам