РАМАДАН – МЕСЯЦ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ПОСТА
Наступает благословенный месяц Рамадан, в котором мусульмане обязаны соблюдать пост. Аллах в Коране говорит (смысл): «О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам» (сура «аль-Бакара», аят 187).
В месяце поста скрыто много благ, о которых мы не догадываемся.
1. Рамадан – месяц милости и прощения. В предании говорится: «Начало его – это милость, середина – это прощение, конец его – это освобождение от ада».
2. В первую ночь месяца Рамадан Аллах смотрит на Своих рабов Своей милостью, а тот, на кого Аллах посмотрит, никогда не будет подвергнут наказаниям.
3. В последнюю ночь этого месяца Аллах всем прощает грехи. На это сподвижники спросили: «О, Посланник Аллаха (мир ему и благословение), это ли Ляйлят уль-Кадр?» Посланник Аллаха (с.а.с.) ответил: «Нет, это прощение является наградой за выполнение обязанностей» (Ахмад).
4. В этом месяце запах изо рта постящегося бывает приятней для Аллаха, чем запах миска.
5. В хадисе говорится: «Совершение пяти обязательных молитв, участие в каждой следующей пятничной молитве после предыдущей и соблюдение поста от Рамадана к Рамадану искупает грехи, совершенные между ними, если только не было среди них тяжких грехов» (Муслим, № 233).
В этом месяце заключено много мудростей. От Али ибн Абу Талиба сообщается следующее: «Когда мы сидели возле Посланника Аллаха (с.а.с.) вместе с мухаджирами и ансарами, к нам подошла группа иудеев, и спросили они: «О, Мухаммад, мы хотим спросить у тебя о словах, которые Аллах дал Мусе ибн Имрану, и не даст никому, кроме пророка, посланного или приближенного ангела».
Пророк (с.а.с.) сказал: «Спрашивайте». И они стали спрашивать. Один из вопросов был такой: «А не обязал ли Аллах твою общину соблюдать пост тридцать дней?» Пророк (с.а.с.) ответил: «Когда Адам съел плод с дерева, в его животе часть того, что он поел, осталась на тридцать дней, и Аллах обязал людей соблюдать пост тридцать дней и дозволил ночью кушать из милости Аллаха». Иудеи сказали: «Ты прав, о, Мухаммад. Расскажи нам, какое воздаяние за пост?» Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто бы из верующих ни соблюдал пост, надеясь на Творца, Аллах дает ему семь вещей.
1. Запретное мясо, которое употреблял человек, в его теле растворяется.
2. Человек приближается к Его милости.
3. Всевышний дает ему возможность творить благие дела.
4. Аллах дает гарантию, что человек голодным и жаждущим не останется.
5. Творец облегчает могильные муки.
6. Всевышний дает человеку божественное сияние, с которым он перейдет мост Сират.
7. Создатель дает человеку караматы (чудеса) в Раю» (см. в книге «Танбиху аль-Гафилин»).
От Абу Хурайры сообщается, что Посланник Аллаха (с.а.с.) говорил: «Всякое благое дело сына Адама умножится, а наименьшее воздаяние за доброе дело будет десятикратным, но может возрасти и до семисоткратного». Всевышний говорит: «…За исключением поста, ибо поистине пост совершается ради Меня, и Я воздам за него, ибо человек отказывается от удовлетворения своих желаний и от своей пищи ради Меня!»
ВСТРЕЧА С РАМАДАНОМ
Мусульманин встречает месяц Рамадан с хвалой и с проявлением радости. Радость должна проявляться из-за того, что Он дал нам возможность поститься в месяц Рамадан и возвеличил его над другими месяцами. Также нужно искренне покаяться и по мере сил стараться сторониться грехов. В хадисе сказано: «Поистине Аллах радуется покаянию Своего раба больше, чем любой из вас радуется, когда находит своего верблюда, потерявшегося в пустыне! К тому, кто приблизится ко Мне на пядь, Я приближусь на локоть, к тому, кто приблизится ко Мне на локоть, Я приближусь на сажень, а если кто-нибудь направится ко Мне шагом, то Я брошусь к нему бегом!» (аль-Бухари). Нужно отдаляться от плохих слов и поступков, от лжи, лжесвидетельства и всяких ненужных разговоров, от принятия пищи, заработанной недозволенным путем. Необходимо отдалиться от ослушания родителей и от разрыва родственных связей. Такие действия уменьшают воздаяние за пост, отдаляют от благодати и добра священного месяца, а также от прощения грехов и освобождения от ада. Все, что может повредить соблюдению поста, должно быть исключено, поскольку в своем изначальном значении пост – это абсолютное воздержание от всего, что может нарушить его полноценность. Тот, кто соблюдает пост, должен сторониться непристойных слов, не совершать грехи. А если произошла ссора и кто-либо хочет ругаться с тем, кто соблюдает пост, пусть тот, кто постится, скажет: «Я постящийся» (Абу Дауд, Бухари).
Гаджимурад Омаргаджиев,
сотрудник отдела просвещения Муфтията РД