Куда исчезают маршрутки?

 КУДА ИСЧЕЗАЮТ МАРШРУТКИ?

 

Популярные еще пару-тройку лет назад жалобы простых горожан и владельцев личных авто на большое количество маршрутных такси в городе и вытекающие из этого проблемы в последние месяцы сменились другими. Махачкалинцы забили тревогу: маршруток в городе становится все меньше и меньше…

Некогда плотные бело-желтые ряды городского общественного автотранспорта, сквозь которые невозможно было прорваться даже самым ретивым, и вправду, заметно поредели. Горожане стали жаловаться на долгое стояние в ожидании, постоянную переполненность и не самое лучшее техническое и эстетическое состояние еще «уцелевших» на линиях маршруток.

 

5 700

Виной всему, по мнению председателя независимого профсоюза предпринимателей и водителей Исалмагомеда Набиева, – созданное год назад новое МУП «Горавтотранс», которое вместе с прежними муниципальными предприятиями «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», правопреемником которых он является, ведет «совершенно неправильную политику извлечения доходов из чужого труда».

«Маршруток в городе, действительно, может стать меньше, потому что «Горавтотранс» повысило ставку сборов с водителей (так называемый «путевой лист». – Прим. «МИ») с 3 100 рублей до 5 700. Это может быть одной из причин, ведь это повышение сборов практически в два раза.

Второе – предприятие занимается настоящим преследованием законных интересов частных перевозчиков – владельцев транспортных средств с требованием, чтобы они стали их работниками. В нарушение всякого законодательства водителей маршруток автоматически сделали работниками этой организации. И оформляют их так, что они работают на полставки. Если минимальный размер оплаты труда у них (в МУП «Горавтотранс» (по информации Набиева). – Прим. «МИ») – это что-то в пределах от 6 до 7 тысяч рублей, то, принимая их на работу якобы на полставки, какая зарплата у них выходит. Как могут числиться на половине ставки люди, которые работают с 6 часов утра до 8 вечера?! Значит, каждый день они перерабатывают чуть ли не в два раза больше установленного законом времени. В свое время были «Махачкалатранс» и «Махачкалатранс-1», а сейчас «Горавтотранс» – это организации, незаслуженно извлекающие доходы из чужого труда», – считает Набиев.

 

«ГАЗОВЫЙ» ВОПРОС

Но, помимо повышения цены путевого листа, еще одной насущной проблемой, серьезно усложняющей жизнь водителям городских маршрутных такси, стала тема с газовым оборудованием, необходимостью вносить после его установки сведений в паспорт технического средства об изменении его конструкции, а также с необходимостью ежегодного обследования этого оборудования на предмет исправности (на основании ст. 75 Технического регламента Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств». – Прим. «МИ»). За отсутствие всего перечисленного – с 1 июня вступает в силу штраф в размере 500 рублей (согласно статье 12.5 части 1 КоАП РФ. – Прим. «МИ»).

«Этот вопрос с газово-системным оборудованием должен был быть решен давно. Должны вноситься изменения в техпаспорт, так как в этом случае считается, что изменена конструкция транспортного средства. Это формальная работа, но ее нужно было провести. Они (водители маршрутных такси. – Прим. «МИ») ее не провели, так как, чтобы внести изменения в техпаспорт, нужно обратиться в структуры, аккредитованные в республике, которые имеют право устанавливать газово-системное оборудование и испытывать его. Таких организаций две, одна из которых требует за свои услуги до 17 тысяч рублей, вторая – от 7 до 8 тыс. руб.

Вот они (водители маршруток) сейчас, наверное, и не выезжают на работу, пока все это не оформят, т.к. их будут штрафовать. Но дело тут даже не в штрафе, а в том, что после его вынесения ГИБДД имеет право утилизировать номера этой машины за несвоевременное внесение данных об изменении конструкции транспортного средства.

Не скажу, что маршрутчикам стало совсем невыгодно работать, но на них сваливается много проблем, которые в сумме приводят к невыходу на работу», – отмечает председатель независимого профсоюза водителей.

 

УРАЗА, ЗАРАБОТКИ ИЛИ «УЕХАЛИ ЧТО-ТО ПОСАДИТЬ»

У директора МУП «Горавтотранс» Магомедшапи Джапарова свое видение ситуации. Он отмечает, что уменьшение количества маршруток в городе в том числе связано с «сезонными колебаниями», при этом подчеркивая: работать или не работать в составе предприятия – выбор каждого водителя, никого насильно к этому не принуждают.

«В летнее время, действительно, маршруток становится меньше. Многие водители уезжают на заработки за пределы республики, в горы уезжают что-то посадить, вырастить… Приезжают в сентябре-октябре, поэтому в летнее время их бывает меньше. Тем более сейчас месяц Рамадан наступает… Значит, в июне их будет мало, а дальше в июле и до конца августа…», – рассказывает руководитель МУПа. Но, несмотря на это, Джапаров признает, что маршрутных такси в городе объективно стало меньше. Так, по его словам, за последний год количество маршруток в Махачкале уменьшилось на 25-30%. На сегодняшний день в составе «Горавтотранса» на линии выходит около 1 200 машин. (Для сравнени: в 2012 году руководство «Махачкалатранс» заявляло о том, что в их организации числится около 4 тысяч маршрутных такси. – Прим. «МИ».)

По мнению нашего собеседника, сборы за путевые листы – это небольшие суммы, учитывая, что они идут на обеспечение сотрудников необходимым соцпакетом, выплату налогов, отчислений в Пенсионный фонд и т.д.: «С теми людьми, которые хотят законно работать, проблем нет. Они работают у нас официально, числятся штатными работниками, сдают деньги, которые идут на пенсионные начисления, выплату налогов, заработной платы… Мы же должны с чего-то налоги платить. Если доходов не будет, откуда мы будем брать на это средства? У нас же хозрасчетная организация.

Но выбор у водителей есть. Они могут работать и самостоятельно, встать на налоговый учет как предприниматели, получить лицензию на перевозку (у них же нет своих маршрутов), заключить договор о страховании жизни и здоровья пассажиров, об оказании услуг проведения техосмотра и… могут работать. Проблем никаких. Но многие водители сами не хотят этим заниматься, поэтому, заключая договор с «Горавтотрансом», им работать выгоднее».

Отвечая на вопрос, какое оптимальное количество «маршруток» для Махачкалы может на должном уровне обеспечить горожан транспортными услугами, директор «Горавтотранса» озвучивает цифру – от 1 500 до 2 000.

«1 200 – это, конечно, очень мало. Но проблема в том, что у нас нет собственного транспорта, чтобы отправлять его на маршруты. Нужны машины – вся беда в этом», – резюмирует Магомедшапи Джапаров.

 

ГОСУДАРСТВУ, РАБОТОДАТЕЛЮ, СЕБЕ… В ПОИСКАХ КОНСЕНСУСА

Комментируя сложившуюся ситуацию «МИ», начальник Управления промышленности, транспорта и дорожных работ администрации г. Махачкалы Андрей Гусейнов отмечает, что как раз привлечением транспорта, которого нет у «Горавтотранса», сейчас занялась мэрия.

«Маршруток стало меньше. Сейчас администрацией города проводятся конкурсные процедуры. Все желающие могут участвовать, в том числе бывшие работники МУПа. Транспорта действительно не хватает. Особенно по поселковым направлениям. Поэтому путем конкурса мы хотим набрать необходимое количество.

Если водители не хотят работать в «Горавтотрансе», считая, что, предприятие предлагает им не очень выгодные условия, это вполне резонные замечания. Но, имея желание получить более выгодные условия, они, к сожалению, сами никаких мер для этого не принимают.

Как предприниматели, они должны встать на налоговый учет, заключить трудовой договор, платить налоги. К сожалению, водители этого делать не хотят. В таком случае правильно ли требовать все от нас, тем более с учетом сегодняшней непростой финансовой составляющей? Да, город должен создавать условия: ремонтировать дороги, создавать остановочные пункты, конечные накопители… И мы все это делаем. Но сразу всего хватать не будет.

Сумма отчислений, которую водители должны были платить, всегда была около 5 000 рублей. Она устанавливалась с учетом налогов и других отчислений. Просто маршрутчики ее никогда не платили. Вы же ежемесячно платите со своей зарплаты налог в размере 13%? Ваш работодатель платит за вас отчисления. Это 35% вашего заработка. А они же ничего не платят. Просто работодатель просит их вносить энную сумму на счет предприятия, чтобы оплатить налоги. Когда человек устраивается на работу, он же спрашивает у работодателя, сколько тот будет ему платить? Так же и водитель должен поинтересоваться, что он должен заплатить государству, что работодателю, а что оставить себе.

Это вопрос, который требует обсуждения. Я не утверждаю, что 5 700 рублей – это правильная сумма. Ее надо считать. Она должна быть рассмотрена, уточнена, проработана и признана оптимальной обеими сторонами», – считает Гусейнов.

 

«ПЛАТИТЬ НЕ БУДЕМ!»

К сожалению, опыт таков, что всевозможные повышения и недопонимания между водителями маршруток и городским транспортным МУПом выливаются в забастовки и требования повышения цены на проезд.

Возможно ли, что повышение стоимости путевого листа с 3 100 до 5 700 рублей снова выльется в «язык ультиматумов»?

Водитель махачкалинского маршрута №50 Салих Абакаров рассказывает, что пока подобных разговоров в этой среде никто не ведет. Есть только один ответ: «5 700 платить не будем!»

«С этого месяца (июня. – Прим. «МИ») говорят, путевка подорожает. Нам пока никто не объявлял, но механик сказал, что уже подняли цену, – говорит Салих. – Помимо этого, страховки подорожали, страховка пассажиров в том числе. На ремонт, обслуживание машины нам никто денег не выделяет. Все делаем за свои деньги. Запчасти подорожали. Если, помимо этого, сейчас поднимут и стоимость путевого листа… Некоторые говорят, что уже не хотят работать, уйдут. Некоторые уже ушли. За последний год уже несколько моих знакомых ушли из этой сферы. Но многие говорят: «Не будем платить 5 700. Как давали 3 100, так и будем давать».

 

Бэла БОЯРОВА

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...

Мэр Махачкалы призвал заменить водопроводные трубы в парке имени Сулеймана Стальского

В парке имени Сулеймана Стальского, который находится в столице Дагестана активными темпами ведутся мероприятия по реконструкции территории. На сегодняшний...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с работами по устранению замечаний, которые были выявлены комиссией во время осмотра энергообъектов, а также с целью...
spot_imgspot_img

Руководители Дагестанского регионального отделения Общероссийского общественного благотворительного фонда «Российский детский фонд» и Государственного фонда поддержки участников специальной военной операции «Защитники Отечества» по Республике...

18 апреля соглашение о совместной работе подписали сегодня Председатель Правления Дагестанского регионального отделения ООБФ «Российский детский фонд» Абдулжелилов Гасангусейн...

Глава Махачкалы проинспектировал реконструкцию на общественных пространствах города

Юсуп Умавов в сопровождении своего заместителя Наримана Темуркаева посетил парк им. Сулеймана Стальского, городской пляж и парк культуры и...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам