«ТАКОВ ЛИ МАГА, КАКИМ ЕГО МАЛЮЮТ?»
Популярный российский рэпер Тимур Ильдарович Юнусов, более известный широкой аудитории как Тимати, в конце апреля выпустил свой новый альбом с довольно смелым названием «Олимп». В поддержку альбома артист проводит большой тур по стране, в рамках которого 20 июля даст сольный концерт и в Дагестане, во Дворце спорта им. Али Алиева.
И что-то подсказывает, что желающих лично лицезреть мистера Black Star окажется предостаточно, ведь последними работами Тимати при помощи своего альтер-эго Теймураза для этого сильно постарался.
Видеоклипы на композиции «Баклажан» и «Мага», в центре которых стереотипный образ дерзкого кавказца с золотыми зубами и обильной растительностью на лице, бьют все рекорды просмотров в интернете. Эти работы в Дагестане стали настоящими информационными бомбами. Свое отношение как к Тимати в целом, так и к его творчеству в частности, не выразил разве что ленивый.
Многие жители республики были возмущены тем, что Mr. Black Star, на их взгляд, позорит Северный Кавказ и, в частности, Дагестан. Сторонники этой точки зрения юмор артиста не поняли и считают, что он только поддерживает неоднозначные стереотипы о кавказцах, бытующие в стране. «Пожалуйста, хватит унижать Дагестан и весь Кавказ! С чего вы вообще взяли, что у нас такие свадьбы? Я понимаю, что у нас не без дураков, но, люди, вы сначала на свои пьянки-гулянки посмотрите. Вам не стыдно?.. Наш народ вас уважает, а вы, видимо, нет», – недоумевает в комментариях Мариям Магомедова. Поддерживает свою землячку и пользователь Шамиль Султанов: «Не пойму кавказцев, которым нравится этот клип («Мага»). Я могу посмеяться, когда про нас шутят, но это уже просто издевательство…»
Другие призывают относиться к вышеупомянутым работам Тимура Юнусова лишь как к «стебу» и не воспринимать всерьез. Они не находят в видеоклипах ничего оскорбительного.
Ну а третьи находят подобное творческое проявление Тимати не иначе как смешным и даже забавным. Именно из их проезжающих автомобилей можно услышать «Лада Седан! Баклажан!» или «Мага жесткий, мощный, аппетит зверский» и, видимо, они же и отдадут свои кровные 1000-1500 рублей за заветный билет на концерт татарина (отец Тимати – татарин, мать – еврейка. – Прим. «МИ»), примеряющего на себя горский темперамент.
Однако не только сам Тимати стал предметом бурного обсуждения дагестанцев, но и принявшие в его клипах участие дагестанские юмористы: Юсуп Омаров, Халил Мусаев, Эльдар Иразиев, Омар Алибутаев. Так, например, Ю. Омаров предстает в роли того самого Маги (к слову, как такового имени вовсе не существует), который, используя не совсем честные способы, организует свадьбу в кавказском стиле с лезгинкой, борьбой, пловом и пальбой в воздух из автоматов. При этом предостаточно уже привычного юмора в стиле «иди горячее разогрей», а в одном из фрагментов можно услышать и до боли знакомую аварскую речь.
В одноименном клипе на песню «Баклажан» тот же Юсуп вместе со своим напарником Омаром Алибутаевым играют гаишников, которые гоняются за «Ладой» цвета «баклажан», но не для того, чтобы оштрафовать нарушителя, а чтобы «слейфи что ли, вот эту вещь» сделать.
Все они, конечно же, являются местными любимцами, и большинство признает их талант комиков. Однако не всем пришлось по душе участие артистов в видеоработах рэпера, а если быть точнее – те персонажи, в которых воплощались известные КВНщики. Подобные претензии отнюдь не беспочвенны. Однообразие и «игра» на штампах когда-то начинают надоедать.
Конечно, следует взглянуть и с другого ракурса: дагестанские комики своим творчеством лишь высмеивают стереотипы, сложившиеся в России о кавказцах. Один из комментаторов в интернете сравнил подобное явление с тем, как афроамериканцы уже сами иронично называют друг друга нетолерантным «нигга» (негр), а русские и сами начали шутить про медведей, балалайку и валенки. Бесспорно, и данная точка зрения не лишена истины. Но, как говорится, все хорошо, что в меру. Если наши многоуважаемые юмористы несколько расширят творческий спектр, думаю, число почитателей у них нисколько не уменьшится.
Но вернемся к Тимати. Безусловно, личность далеко не однозначная. Можно долго возмущаться пропаганде в его творчестве образа стереотипного кавказца, причем весьма сомнительного; критиковать его поэтические способности, указывать на излишнюю простоту рифмоконструкций и отсутствие оригинальной игры слов, обвинять в плагиате и многое-многое другое. Однако нельзя не признать очевидное – артист и его высококвалифицированная команда, тонко чувствуют, что «пипл будет хавать» в тот или иной период времени и создают продукт, который «на ура» (в целом) воспринимает аудитория. Зрители, как известно, голосуют ногами. Исполнитель на каждом своем концерте собирает аншлаг. Да и цифры просмотров в Ютубе говорят сами за себя.
Зиявутдин ГАДЖИАХМЕДОВ