Корабли в моей гавани…

 КОРАБЛИ В МОЕЙ ГАВАНИ…

 

Что мешает открытию пассажирских перевозок в морском порту Махачкалы

 

На встрече Главы Дагестана Рамазана Абдулатипова с генеральным директором ФГУП «Росморпорт» Андреем Тарасенко, которая прошла 25 августа, дагестанская сторона озвучила намерение открыть движение пассажирских судов по направлению Махачкала – Дербент. Однако реализации этого проекта и некоторых других, таких как строительство яхт-клубов, мешает один фактор — отсутствие в Махачкалинском порту морского пассажирского пункта пропуска.

 

ПЛАВАНИЕ ЗАПРЕЩЕНО

Представители «Росморпорта» и руководства республики обсудили концепцию развития морского порта Махачкалы, в том числе строительства гавани для крупных судов, яхт, катеров и паромной переправы для небольшого круизного судна.

Проект потребует огромных расходов, учитывая, что в Дербенте вообще нет причалов и другой сопутствующей инфраструктуры. Но деньги в данном случае не главное. Основная проблема — отсутствие в Махачкалинском порту морского пассажирского пункта пропуска.

Это уже приводило к различным проблемам. В частности, с ними сталкивались участники традиционной международной регаты «Золотой нактоуз»: казахстанским яхтсменам в 2014 году не позволили зайти в махачкалинский морской порт.

«В международный морской порт Махачкалы разрешено входить только торговым судам. По яхтам и другим видам пассажирских судов в каждом случае принимается отдельное решение на уровне Правительства РФ», – так прокомментировали ситуацию в пресс-службе Каспийского пограничного управления ФСБ РФ.

«Пограничники требуют, чтобы у нашего порта был статус пассажирского. Когда-то в бытность Советского Союза он таким и был, затем из документов пассажирский статус куда-то исчез. Зато, к примеру, статус пассажирского имеет порт «Оля» в Астрахани, хотя там кроме пустыни, ничего нет», – рассказал «МИ» вице-президент региональной общественной организации «Федерация парусного спорта Республики Дагестан» Дауд Мухумаев.

Он также отметил, что отсутствие статуса не позволяет развивать в Дагестане яхтенный спорт.

Вопрос открытия морского пассажирского пункта пропуска республики и республиканского яхт-клуба обсуждался в Дагестане не раз. В ноябре 2015 года этот вопрос рассматривался на совещании у заместителя председателя Правительства республики Магомеда Исаева. На встрече в числе других присутствовали председатель Общественной палаты Дагестана Гамзат Гамзатов, начальник отдела пограничного контроля Пограничного управления по Дагестану ФСБ России Дмитрий Нечепоренко, руководитель Агентства по транспорту и дорожному хозяйству республики Загид Хучбаров.

По словам исполнительного директора Федерации парусного спорта Республики Дагестан Мухтара Омарова, находясь возле моря, республика не может не развивать водный спорт и туризм.

«Проблема в том, что у нас с 1992 года нет махачкалинского пассажирского порта. Но он у нас был: все помнят, как отчаливали «Чайка» и «Жемчужина» на морские прогулки. Они стояли там, где сейчас расположились военные. И сегодня мы не можем вернуть эту радость дагестанцам и гостям. Элементарно на гидроциклах невозможно прокатиться, сразу начинают искать пограничники с вопросом “Ты почему вышел в море?”» – рассказал Омаров.

 

ПОСТРОЙТЕ — ПРОПУСТИМ

Позиция пограничного управления ФСБ однозначна. Здесь заявляют, что в махачкалинском морском порту пропуск пассажирских судов и яхт оформить невозможно, так как это не грузовые суда.

По словам начальника отдела пограничного контроля Пограничного Управления по Дагестану ФСБ России Дмитрия Нечепоренко, для того, чтобы открыть пассажирский пункт пропуска, надо исполнить 482-е постановление Правительства России, где говорится, что должно быть обоснование целесообразности установления такого пункта с указанием вида и классификации, сведений о планируемой пропускной способности и сроков открытия.

«Это достаточно емкая процедура и стоит она немало. На 10-15 яхт пункт пропуска никто не построит. В Махачкале нет судов, которые смогут осуществлять пассажирские грузоперевозки. Полная стоимость строительства пассажирского терминала пункта пропуска с проектной пропускной способностью в 50 тысяч человек в год составит примерно 3 млрд рублей», – сказал на прошлогоднем совещании в Правительстве РД Нечепоренко.

Представитель пресс-службы Пограничного управления ФСБ России по Дагестану рассказал «МИ», что если будет принято решение о строительстве и вводе в эксплуатацию морского пассажирского пункта пропуска, то никаких препятствий со стороны пограничников для пассажирского судоходства на данном участке Каспия не возникнет.

 

ЯХТЫ И НЫНЕ ТАМ

«МИ» обратились за комментариями в Министерство по туризму и народным художественным промыслам РД, руководит которым сейчас бывший вице-премьер Магомед Исаев, курировавший этот вопрос.

«Все зависит от руководства «Росморпорта». Разработана генеральная схема строительства пассажирской гавани Махачкалы и Дербента, но пока все на стадии предварительных договоренностей. Насколько известно, «Росморпорт» сейчас занимается строительством пассажирских причалов на Дальнем Востоке, когда Дагестан войдет в программу, неизвестно», – рассказала «МИ» руководитель пресс-службы министерства Наталья Закрияева.

Открытие пассажирского пункта пропуска в Махачкале дало бы толчок развитию туризма. Кроме упоминавшегося Дербента, наверняка большой популярностью пользовались бы круизные маршруты в Баку. Прогулки на яхтах по Каспийскому морю также были бы привлекательны для жителей республики и ее гостей.

Дауд Мухумаев предлагает разместить яхт-клуб на территории махачкалинского рыбного порта, который практически перестал функционировать.

Пик своей работоспособности рыбный порт переживал в 80-е годы прошлого века, когда множество рыбопромысловых судов занимались добычей кильки. Сейчас нет как судов, так и рыбоперерабатывающих заводов. Причалы в рыбном порту пришли в негодность, вся инфраструктура находится в аварийном состоянии…

Один из этапов международной регаты «Золотой нактоуз» был посвящен памяти известного дагестанского путешественника и мореплавателя Евгения Гвоздева, который на яхте длиной всего около четырех метров совершил несколько кругосветных путешествий. К сожалению, имея такие традиции мореплавания и прекрасные природные возможности, никто не рассматривает Дагестан в качестве места проведения парусных регат и других морских соревнований.

 

СУД ДА ДЕЛО

Привлечению инвесторов в морскую инфраструктуру дагестанского побережья Каспия, кроме перечисленных причин, мешает также ситуация вокруг махачкалинского морского торгового порта. В августе Арбитражный суд Дагестана частично удовлетворил иск кипрской компании Arolia Holdings LTD, взыскав с порта около 156 миллионов рублей.

Права на истребование с порта задолженности по кредитам уступил кипрской компании Сбербанк, где кредитовался махачкалинский порт. В Арбитражный суд недавно поступило еще одно подобное заявление, на этот раз от компании «Кама-Лизинг», требующей взыскать с ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт» 182 миллиона рублей. Истец приобрел право требовать долг с порта у ООО «Витас Банк» в 2010 году.

В июне ОАО «АК» «Транснефть» заявило о прекращении транзита нефти через Махачкалу из-за криминальной обстановки на предприятии «Дагнефтепродукт» и отсутствия реакции на это со стороны властей республики. В начале августа перевалка нефти в порту начала восстанавливаться. Как заявил глава «Транснефти» Николай Токарев, положительные сдвиги стали возможны благодаря «правильной реакции на сложившуюся ситуацию».

 

Тимур Алиев

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

В Махачкале спасли экстремалов, которых на сап-досках уносило в море

Махачкалинские спасатели рано утром вытащили из воды 12 сапсерферов, которых на сап-досках уносило в море, сообщили 1 июля в...

В Махачкале стартует гастрономический фестиваль: программа первого дня

Фестиваль решений в области туризма, общественного питания и производства высококачественной, экологически чистой сельскохозяйственной продукции «Foodstreetfest»-2022 стартует в Махачкале сегодня,...

Мэр Махачкалы поздравил с днем рождения ветерана войны

Ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин Махачкалы Алиханич Арабов 29 июня отметил свое 99-летие. В этот день его навестил глава...

Важные вопросы повестки дня

Очередное, 21-е заседание Собрания депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала» 2-го созыва состоялось 30 июня в актовом...

Замглавы Махачкалы встретилась с гостями и участниками фестиваля

Заместитель мэра Махачкалы Эмилия Раджабова 28 июня встретилась с гостями и участниками X Межрегионального фестиваля народного творчества Северо-Кавказского федерального...

На улице Карабудахкентской приступили к укладке асфальта

Капитальный ремонт улицы Карабудахкентской в поселке Семендер проводится в рамках реализации национального проекта «Безопасные качественные дороги». Протяженность улицы составляет порядка...

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам