Норматив или счетчик: как платить за воду?

 НОРМАТИВ ИЛИ СЧЕТЧИК: КАК ПЛАТИТЬ ЗА ВОДУ?

 

Проблема недостатка пресной воды – один из вопросов, которым озабочен современный глобальный мир. Участившиеся жалобы населения на проблемы с водоснабжением, почасовая подача воды и другие отягчающие обстоятельства… И апокалипсические прогнозы, что скоро во всем мире вода будет стоить дороже нефти, перестают казаться чем-то фантастическими.

 

НЕ ЖАЛЕЯ ВОДЫ…

Жители дагестанской столицы за воду платят, но платят мало и не все. Отсюда и выводы экспертов: Махачкала расходует воду бесконтрольно и непозволительно много.

Этот факт констатировал на прошедшей недавно пресс-конференции и мэр Махачкалы Муса Мусаев. По словам градоначальника, вся проблема от того, что дагестанцы не привыкли платить за коммунальные блага.

«Когда заранее говорят, что на два дня закроют воду, наши люди должны запастись не на два дня. Они запасутся на семь дней! Расход воды бывает колоссальный! А по счетчикам в Махачкале платят только 15% жителей. Остальные платят по нормативу, прописав в квартире одного человека, когда там живут 9 человек. Вот так расходуют весь ресурс коммунальных благ, который поставляется для жителей нашей столицы. Если все установят счетчики, тогда не будут гореть лампочки, не будет течь вода с кранов и гореть газ, когда он не нужен», – считает Мусаев.

Однако жители Махачкалы во всем винят одну организацию – ОАО «Махачкалаводоканал» – поставщика питьевой воды в городе. В тематических группах в социальных сетях можно часто читать обвинения интернет-пользователей, что «Водоканал ищет только свою выгоду», подкрепив это утверждение описанием своего неудачного контакта с организацией. Присутствуют даже жалобы на то, что якобы Водоканал на обращение с просьбой установить счетчик на воду отвечает отказом.

 

БУДЕМ ИСКАТЬ ВИНОВНЫХ

Руководитель Государственной жилищной инспекции РД Али Джабраилов в комментарии «МИ» подчеркивает, что установка счетчика на воду и другие коммунальные услуги – это право каждого гражданина страны, и если ресурсоснабжающая организация отказывает ему в таком праве, он должен обратиться с жалобой в Госжилинспекцию.

«Во-первых, это требование нормативно-правовых актов, установленных Правительством Российской Федерации. Ресурсоснабжающая организация обязана устанавливать и регистрировать счетчики, независимо от того, вода это, электричество или газ. Если потребитель обратился, к примеру, в Водоканал (для этого нужно написать официальное письмо), то их представитель должен прийти, установить счетчик и принять его в эксплуатацию. Если происходит как-то иначе, гражданин может обратиться в Госжилинспекцию республики, сказать, что вот официальное обращение в Водоканал, однако они счетчик не устанавливают или требуют оплаты по нормативам. Тогда мы примем меры: будем разбираться и искать виновных. Грубо говоря, мы заставим Водоканал принять в эксплуатацию счетчик и принимать плату за водоснабжение по нему. Но, повторюсь: нужна официальная бумага, свидетельствующая о том, что вы туда обращались. Просто прийти и сказать: “Я обращался» – недостаточно”, – подчеркивает Джабраилов.

Переходить на счетчик воды выгодно, уверен руководитель Госжилинспекции.

«Нормой потребления воды на одного человека в сутки считается 322 литра воды. И даже если вы столько воды не потребляете, должны будете платить именно за такой объем. Если я хочу платить меньше норматива, я установлю счетчик, потому что в этом случае действительно буду платить меньше. Поэтому Федеральный закон (ФЗ №261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ». – Прим. «МИ») требует, чтобы у потребителя было право установить счетчик и платить по нему. Установка счетчика – это не принудительная процедура, но сделать это нужно», – резюмирует Джабраилов.

Также глава надзорного ведомства обращает внимание горожан на то, что в периоды отключения воды или ограничения ее подачи Махачкалаводоканал в обязательном порядке должен произвести перерасчет.

 

УТЕКАЮТ СОТНИ КУБОВ

Наряду с категориями горожан, которые хотят и не хотят ставить счетчики учета расходуемой воды, подозревая Водоканал в алчности, есть и третья категория – те, которые не против счетчика на воду, однако с условием, что установят им его бесплатно. И тут возникает вопрос: кто должен платить за счетчик?

Технический директор ОАО «Махачкалаводоканал» Эльхан Зейналов ставит все точки над «i» – платить должен абонент.

«Установка прибора учета производится за счет абонента. Это устанавливает закон. Потому что это имущество абонента. Мы монтируем, пломбируем, отслеживаем… Есть целая процедура, она расписана. Человек, придя к нам, может с ней ознакомиться. Алгоритм перехода на счетчик прост: гражданин пишет заявление, ему устанавливается прибор учета – и все, дальше он платит по этим показаниям.

Установку счетчика мы рассматриваем как технический узел, состоящий из счетчика, фильтра и других элементов… Это все прокалькулировано. Но фактически у абонента могут быть внутренние стояки, которые надо поменять, некоторые бывают замурованы, то есть объем работ меняется.

Без учета дополнительных работ непосредственно технический узел стоит 1 850 рублей вместе с работой, материалом и регистрацией. Плата за «усложняющие факторы» прибавляется на месте при установке. Если у вас один стояк, – платите за один, если два – умножаете на два и т.д.», – приводит арифметические расчеты технический директор ОАО.

Напрашивается еще один вопрос: если прибор учета – это, безусловно, выгодно, почему махачкалинцы не спешат с его установкой? Что осложняет переход всего города на счетчик?

У Эльхана Зейналова есть ответ и на этот вопрос.

«Во-первых, все отдаляют этот момент (установку счетчика. – Прим. «МИ»).

Во-вторых, не каждый воду потребляет экономно, а в случае со счетчиком речь идет об учетном потреблении. Многие сегодня, будучи прописаны в одном месте, проживают в другом, заселяя по месту своей прописки квартирантов. Есть еще большие, многодетные семьи. Если человек не ставит себе счетчик, значит, он сам этого не хочет – экономит.

В частном секторе, естественно, расход воды будет больше: огород полить, машину помыть. В туалете, я извиняюсь, открытый кран, который постоянно течет, утекают сотни кубов воды! Это в общем масштабе дает порядка 2 млн кубов потерь в месяц, которые я не могу найти. По нормативу в городе мы ежедневно должны подавать 245-250 тысяч кубов. А у нас перерасход идет в 100-150 тысяч кубов! Потому что мы подаем 380!

Это же проблема неучета. Масса домов построена, которые не узакониваются, естественно, лицевые счета не открываются. Вы сами понимаете, в Махачкале проживает полтора миллиона человек, а прописано только 500 тысяч (по результатам Всероссийской переписи 2010 года в Махачкале проживает более 700 тысяч человек. – Прим. «МИ»). И только эти 500 тысяч платят по счетчику или нормативу. Этот «лишний» миллион идет нагрузкой на воду, так же, как и на вывоз мусора и другие коммунальные блага, которые люди хотят получать».

 

НАЧИНАЮТСЯ «ХОТЕЛКИ»

Что касается отказов в установке счетчиков, представитель ресурсопоставляющей организации заверяет, что такого просто не может быть.

«Ставить счетчики ничего не мешает. Почему у одних не возникают проблемы, а у других возникают? Не пора ли задуматься, насколько правомерны те, кто обвиняет «Махачкалаводоканал»?

Кто-то говорит: «Мне не дали». Но почему я Магомеду дал, а Ахмеду не дам? Какой смысл мне не устанавливать ему счетчик? Как я могу отказать, если меня обязывает это сделать закон? Значит, есть какой-то аспект, который надо привести в порядок.

155-я статья Жилищного кодекса РФ о чем говорит? Ежемесячно до 10 числа оплатить предыдущий месяц. А люди годами не платят! Когда их просят провести инвентаризацию, они этого не делают. Каждые полгода абонент обязан привести условия в нормативное состояние.

Тариф на воду сегодня – 7 рублей без НДС за куб (1 куб – это 1 000 литров. – Прим. «МИ»)».

Отказ в установке прибора учета, по словам собеседника «МИ», может быть, но только, что называется, по уважительным причинам.

«Во-первых, мы не можем ставить счетчик в доме, который не сдан в эксплуатацию.

Во-вторых, когда начинаются «хотелки». У человека может быть огромная задолженность за какой-то период, но он не хочет пройти инвентаризацию и погасить долги.

У абонента могут быть «утопленные» стояки. Он говорит: «Я хочу поставить» и просит нас обеспечить доступ к ним.

«Невозможно установить счетчик», – такого понятия нет. Но есть много технических моментов, которые сначала нужно привести в порядок. А люди, чтобы оправдать себя, начинают все сваливать на Водоканал. Мы не можем быть против установки счетчиков, когда по программе энерго- и ресурсосбережения многоквартирные дома должны были перейти на приборы учета воды еще в 2015 году!» – заключает Зейналов.

 

 

КОММЕНТАРИЙ ЮРИСТА МАГОМЕДА ГАЙДАРБЕГОВА:

В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.

Обязанность по оснащению жилых помещений приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также по вводу установленных приборов учета в эксплуатацию у собственников помещений в многоквартирных домах в соответствии с ч. 5 указанной выше статьи возникла с 1 июля 2012 года.

На основании ч. 9 названной статьи организации, которые осуществляют снабжение водой, природным газом, тепловой энергией, электрической энергией или их передачу обязаны осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они осуществляют.

Цена такого договора определяется соглашением сторон.

При этом указанные организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в заключении соответствующего договора.

На основании вышеприведенных норм законодательства отказ Водоканала, если он имел место, в установке прибора учета является незаконным.

В этой связи рекомендуем обратиться с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы.

Антимонопольная служба в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ вправе применить административные санкции в отношении организации, необоснованно отказавшей в установке прибора учета.

Так, в соответствии с ч. 12 ст. 9.16 КоАП РФ необоснованный отказ или уклонение организации, обязанной осуществлять деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета от заключения соответствующего договора и (или) от его исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения либо несоблюдение такой организацией установленных для нее в качестве обязательных требований об установке, о замене, об эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов влечет наложение административного штрафа:

– на должностных лиц в размере от 20 до 30 тысяч рублей;

– на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от 20 до 30 тысяч рублей;

– на юридических лиц – от 50 до 100 тысяч рублей.

 

Бэла БОЯРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам