Право жить после смерти

 ПРАВО ЖИТЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

 

В жизни всегда есть место подвигам и славе – тем она и интересна. Мы завидуем тем, кто совершает подвиги и достигает вершин славы. Действительно, эти люди заслуживают большого уважения при жизни и увековечения памяти после смерти: общество всегда в долгу перед такими героями. Но здесь самое главное – справедливое отношение общества к таким людям: если общество будет помнить одних героев и забывать других, то это есть духовный кризис общества. Но, к сожалению, подобное явление имеет место.

Московский дагестанец Магомед Абдулхабиров в статье «У героев были имена» («ДП») выразил свою жгучую боль из-за небрежного отношения общества к героям. Например, на памятниках высекают только первые буквы имен героев: «И» (если «Ибрагим»), «А» (если «Али») и т.д.

М. Абдулхабиров справедливо выступает за то, чтобы на памятниках и стелах писали полные имена героев.

В нашем – дагестанском – обществе далеко не все благополучно по увековечению памяти ушедших из жизни и героев, и других замечательных людей: одних справедливо возвеличивают, других преступно забывают. Такие двойные стандарты вносят в общественную мораль хаос, недоразумения. И вполне закономерно встает вопрос: «К чему такой избирательный подход к героям – чем одни герои хуже других?» Вот стоит памятник в Махачкале одному Герою Социалистического Труда. Но нет памятников другим – таким же – Героям Социалистического Труда. А почему?! Что, у других героев фальшивые звания?! Первый Герой Социалистического Труда не только в Дагестане, но и на Северном Кавказе – это Ханум Магомедова из Сергокалинского района. Однако ей нет памятника в Махачкале! Какая вопиющая несправедливость?! Такое отношение к героям безнравственно – и в обычном понимании, и в политическом смысле.

Есть такое измерение – «хронология во времени» называется. Ее суть требует, чтобы поступки располагались в строгой последовательности временной логики. Этот принцип имеет особое значение в таком деликатном деле, как воздвижение памятников. Если не увековечена память о первом герое, с какой стати увековечить ее о втором, третьем и т.д. героях? Ведь это нелогично.

Такой же сумбур идет у нас и с памятниками Героям Советского Союза и России. Почему мы такие несобранные?! Откуда возникает у нас аллергия на одних героев и милость к другим? Ведь такая грубая вольность раскалывает моральный кодекс общества. Вот сегодня российское общество сильно озабочено проблемой патриотизма. Но подумаем над таким вопросом: «А каким же образом воспитывать больших патриотов из подрастающего поколения, когда одни герои гордо оживают в памятниках, а от других даже тени не остается?» Получается половинчатый, усеченный патриотизм. А такой патриотизм на благо не пойдет. Следовательно, должно быть одинаковое отношение к героям.

Воздвижение памятников – это не только желание и долг, но и затраты. В таком случае если для власти обременительно (в финансовом плане) всем героям воздвигнуть памятники, то надо отказаться от этого вообще: то есть никому не воздвигать. А если же все-таки есть уже воздвигнутые памятники, то их надо снести – чтобы уравновесить значимость всех героев: или же все они живут после смерти в каменных изваяниях, или же имена всех героев просто остаются в памяти благодарных потомков – без из материализованного перерождения.

Вернемся к Героям Социалистического Труда. О сущности этого звания и каким образом оно присваивалось, не будем говорить – акцент сделаем на то, как ассоциируется это звание с новой российской общественно-экономической формацией: рыночными отношениями. Фактически мы строим капитализм. Как явствует из логики этого направления, никогда не было, нет и не будет героя капиталистического труда: человек без никакого звания и так старается в капиталистическом мире приумножать свои капиталы. На этом фоне экзотическим анахронизмом выглядит памятник герою социалистического труда. Я считаю, что его надо снести. Думаю, от этого ничуть не пострадает героизированная личность – трудовые успехи этого труженика останутся на страницах дагестанской истории.

Одним из атрибутов увековечения памяти является мемориальная доска. К ней тоже наблюдается неудержимая страсть. Здесь тоже много непонятного: кому и за что повесили мемориальную доску на стену дома, в котором жил тот или иной деятель.

К примеру, такая надпись: «В этом доме с такого-то по такое-то время жил такой-то доктор наук». Неужели столь важно, в каком доме и на каком этаже жил тот самый доктор наук? Докторство вовсе не основание для прикрепления мемориальной доски. Доктора наук бывают разные. Все зависит от того, связан ли с именем этого доктора наук какой-нибудь значимый поворот в науке. А если нет, то к чему мемориальная доска?

То же самое относится и к номенклатурным чиновникам. Знакомая форма надписи: «В этом доме жил государственный и общественный деятель». Что такое «общественный и государственный деятель?» Это не просто чиновник в высокой должности, а человек, оказавший существенное влияние на ход общественной и государственной жизни. А сколько найдется таких деятелей? В Махачкале есть улица, носящая имя общественного и государственного деятеля. А фактически этот «деятель» был расстрелян противниками за то, что присвоил большие деньги, выделенные для нужд населения района. Вот вам и «деятель». В фойе некоторых учреждений как деятели национальной интеллигенции висят портреты убитых отпетых преступников.

Много мемориальных досок установлены в честь поэтов и прозаиков. А если же вникнуть в их творчество, то не найдешь солидного багажа жгучих проблем и зрелых идей. Все они были режимными писателями, обслуживающими интересы коммунистической идеологии. Иначе говоря, они были писателями от власти, а не от жизни. Вдумайтесь в такую ситуацию: советский человек не имеет права на мнение – за него этим правом пользовалась коммунистическая партия; советский человек не имел права видеть мир – поехать в другие страны и посмотреть, как там живут люди: эту миссию охотно на себя брало Политбюро компартии. В дагестанской литературе я не знаю ни одного автора – ни титулованного, ни рядового – поднявшего в своем творчестве проблемы названных выше гражданских свобод. Непонятно, за какие заслуги таким писателям воздвигать памятники и украшать стены их жилищ мемориальными досками.

Воздвижение памятников и прикрепление мемориальных досок, к стыду, оказалось частным делом. Например, захотели богатые родственники какого-то известного человека увековечить его память – и очень легко сделали это: деньги-то есть. Так нельзя. Памятники и мемориальные доски не должны быть объектами торга – эти вопросы должны находиться под контролем государства, чтобы исключить всякие случайности. Но в Дагестане пока что нет должного порядка в этом важном деле.

В Дагестане привычным делом стало воздвигать памятники только чиновникам и поэтам. А что в остальных сферах нет достойных людей?! Почему нет памятников славным чабанам, заслуженным животноводам, садоводам, хлеборобам, учителям, врачам, строителям? Неужели их труд мало значим, чем труд поэтов и чиновников? Попробуйте-ка жить без хлеба, мяса, фруктов, овощей, жилья – что за жизнь будет? А как же быть без образования и здоровья? Стихи, музыка и чиновничьи кресла – потом. Где вы встретите на стене дома такую надпись: «В этом доме жил знаменитый чабан или пастух, учитель или врач». Почему одни достойные люди, уйдя из жизни, имеют право вновь жить в памятниках и мемориальных досках, а другие – такие же достойные – исчезают без следа?

 

Гапиз НУрмагомедов

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам