Хранитель времени

 ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ

 

Она одна из тех, кого называют хранителем времени, – Заира Кильдеева посвятила всю свою жизнь служению Дагестанскому государственному объединенному историческому и архитектурному музею имени Алибека Тахо-Годи (ДГОМ), который вновь открыт для посетителей. Главный хранитель музея в интервью «МИ» рассказала об исторической памяти, дагестанской гордости и уникальных экспонатах; о том, что к своим истокам важно и нужно возвращаться.

 

ПОТОМУ ЧТО ЛЮБЛЮ

– Заира Гашимовна, вы работаете в музее уже много лет. Расскажите, с чего начинали и почему решили посвятить свою жизнь этой работе.

– Я начинала свою трудовую деятельность с пионервожатой в школе. В 1973 году я окончила школу, поступила в университет на исторический факультет. Была большой общественницей, работала в комсомоле. Учитывая то, что я всегда живо интересовалась историей, мне всегда хотелось работать в музее. В далеком 1981 году я пришла в этот музей экскурсоводом и проработала в этой должности 5 лет, после меня назначили заведующей отделом истории советского периода (был еще и отдел истории досоветского периода). В 90-х годах произошло объединение этих отделов, вследствие чего появился один большой экспозиционно-выставочный отдел, который я возглавила. В 2004 году меня назначили главным хранителем – заместителем директора по фондам. Здесь я уже работаю 35 лет, и музей стал делом всем моей жизни, я им буквально заболела.

Каково это – быть главным хранителем самого большого музея не только республики, но и всего СКФО?

– Безусловно, это большая ответственность. В состав нашего музея входит 39 филиалов, и общее количество экспонатов исчисляется более 170 тысячами единиц хранения. Около 100 из них находятся в нашем музее, а остальные – в наших филиалах. У нас 16 раздельных хранилищ, и все составные наших фондов я прекрасно знаю, потому что действительно люблю свою работу.

 

ВСЯ ИСТОРИЯ, КАК НА ЛАДОНИ

Получается, что вы храните не просто предметы искусства и быта, вы храните самое главное для любого народа – его историю…

– Если, к примеру, мы заходим в хранилище археологии, то перед нами раскрывают свои тайны вековые пласты. Первобытный человек у нас появился 162 тысячи лет тому назад, но артефакты (сейчас ведутся раскопки в Акушинском районе) доказывают, что он появился у нас многим раньше. Очень интересен раздел палеонтологии. В Дагестане были обнаружены сарматский кит и слон. Позвоночник кита и ребро слона у нас экспонируются так же, как и окаменелые моллюски, вулканические образования. У Дагестана очень интересная историческая судьба, и языком экспонатов мы рассказываем о целой эпохе нашей республики. В XIV веке Дагестан подвергся нападению знаменитого Хромого Тимура (полководец, основатель империи Тимуридов. – Прим. «МИ»), и у нас есть экспонат – сабля, некогда принадлежавшая ему, а через 300 с чем-то лет она попадает в руки другому завоевателю – Надир-шаху, две надписи на этой сабле гласят об этом.

Еще один интересный экспонат – ворота из Кала-Корейша. Это работа дагестанских резчиков по дереву, датируемая IX-XI веками. С приходом арабов церковь была разрушена, двери сняты и перенесены на мусульманскую мечеть в Кала-Корейше, оттуда они попали к нам в музей. Две створки, на одной из которых изображены птицы, а на другой – барсы. И в связи с тем, что ислам запрещает изображение живых существ, барсам и птицам отрубили головы – на створках отчетливо виден след топора. Именно это позволило перенести эти двери на мечеть. Этой же каре подверглись и другие экспонаты. К примеру, каменные своды, представляющие собой очень интересную композицию. Верхняя часть сделана в виде овального тимпана с изображением животных, которым тоже «отрубили» головы, и резных столбов, а узкие оконные проемы декорировались решеткой из дерева. На них натягивали пленку – кожу или бычий пузырь, она заменяла нашим предкам стекло. Особая судьба у наших зеркал. Обычно их делали из бронзы, лицевая сторона начищалась до блеска, чтобы изображение можно было видеть, как в стоячей темной воде, а с обратной стороны наносился узор.

Наша гордость – коллекция кубачинских котлов. Коллекция подобных котлов находится в Лондоне и в Эрмитаже. Мы располагаем подлинниками картин Айвазовского, Рубо, Грузинского и т.д. Есть комната имама Шамиля, где находятся его личные вещи.

 

О ЧЕМ МОЛЧАТ АТЛАНТЫ

У музея ДГОМ непростая судьба. Переезд в новое здание, долгий ремонт. Чем нынешний музей отличается от того, что был прежде?

– Наш музей был открыт в 1925 году, у его основания стоял знаменитый политик и общественный деятель Алибек Тахо-Годи и располагался он на ул. Ленина (пр. Гамзатова), где сейчас находится гостиница «Ленинград». Это было двухэтажное здание, а количество экспонатов насчитывалось порядка 30-40 тысяч. В 1968 году музей перевели на площадь им. Ленина в 4-этажное здание. В 1972 году произошла централизация музея, были открыты филиалы. В 2013 году нас перевели в самое красивое здание в городе – доходный дом, построенный в конце XIX века, в котором проживали несколько семей. В годы революции здесь располагался штаб большевиков, в годы Великой Отечественной войны – обком КПСС. В 60-х это здание передали Министерству сельского хозяйства. Когда мы переехали сюда, было очень сложно переносить некоторые экспонаты. Хранилища были не подготовлены, но в любом случае наш коллектив стойко выдержал всю эту историю с переездом. Мы уже провели ряд сверок – все экспонаты на месте, в целости и сохранности. С 4 октября двери музея открыты для посетителей. Конечно, экспозиция еще будет совершенствоваться. Представлены будут более 4-х тысяч экспонатов, которые расскажут посетителям об истории нашего края.

4 ноября в музее запланирована ночь искусств «О чем молчат атланты» с достаточно серьезной культурной программой. Это делается для привлечения молодежи?

Эта акция проходит по всей России и носит не только культурный характер, но и воспитательный. В День народного единства мы приглашаем всех к нам в гости. Будет открыт музыкальный лекторий «Дом и время», который представит концерт камерного квартета Даггосфилармонии. Особая часть программы – путешествие «Тайны старого дома», где мы расскажем нашим посетителям об удивительной истории этого дома, проведем их по нашим подвалам. Искусство – это не только внешняя красота. Оно должно, в первую очередь, воспитывать, питать нашу душу. Поэтому молодежь должна стремиться в музеи и театры.

 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ИСТОКАМ…

На ваш взгляд, сможет ли ДГОМ стать неким культурным центром для туристов?

– У нашего музея есть все шансы, чтобы стать визитной карточкой города и республики. Я скажу даже больше – музей должен стать неким центром объединения дагестанцев. Возвращаться к своим корням, к своим истокам – это крайне важно для нас, как для народа! Дагестану есть чем гордиться, я постоянно это повторяю. Вся история Дагестана находится в нашем музее, поэтому, конечно же, туристы могут начать свое знакомство с республикой именно с нашего музея.

Для многих слово «музей» – это стойкая ассоциация с чем-то старым и скучным, хотя современные музеи многих стран мира уже давно шагнули вперед – они в определенном смысле стали ближе к человеку. Возможно ли провести подобный ребрендинг музейного дела и у нас в республике?

– Мы стремимся к этому, да и многие музеи нашего города. Сейчас важно и нужно заявлять о себе в медиа-пространстве. У нас есть аккаунты в социальных сетях, наши подписчики интересуются выставками, экспонатами, вообще самим музеем. Вы правы, когда говорите, что музеи должны стать ближе к человеку. Надо менять в сознании наших людей подобные установки в отношении объектов, в которых сконцентрированы исторические артефакты. Да, музей является хранителем старины, но каким зарядом она обладает! Путешествовать по историческим страницам родного края – это всегда интересно и увлекательно.

Сегодня многие жители нашей республики вновь поворачиваются лицом к своей родной истории, культуре. Как вы думаете, с чем это связано?

– Я уже говорила о том, что важно возвращаться к своим корням и к своей истории. Дагестанцы настолько быстро могут впитать чужую культуру, совершенно забыв, что у них самих есть великолепная культура – очень богатая, насыщенная. Вспомните хотя бы великолепные кайтагскую вышивку, испикскую и балхарскую керамику, узоры, сделанные нашими мастерами, резьбу по дереву. А наши обычаи! Одежда наших дагестанок полностью соответствовала нормам ислама, но при этом была интересной, необычной. Чтобы идти вперед, человеку всегда важно посмотреть назад. Знание своего исторического прошлого, своих корней подпитывает человека, дает ему точку опоры.

 

Шуана МАГОМЕДОВА

Предыдущая статья
Следующая статья

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Пилотная школа Махачкалы подключилась к МЭШ

На заседании Оперативного штаба премьер-министр Республики Дагестан Абдулмуслим Абдулмуслимов заявил, что три школы Махачкалы, Каспийска и Дербента успешно прошли...

В Махачкале пройдёт встреча туристического сообщества в формате мастермайнд

25/04 в четверг в 17:30 Магомед Абакаров и бизнес-школа туризма гостеприимства и сервиса Академии "Каспий" проводит встречу туристического сообщества...

В Махачкале запланированы временные отключения энергоснабжения

В связи с подготовкой линий электропередач к запланированным на летний период пиковым нагрузкам, а также с целью предотвратить повреждения...

На нескольких улицах Махачкалы перекрыли дороги

В столице Дагестана с 00:00 23 апреля до 00:00 24 апреля перекроют движение автотранспорта на улице Пушкина (участок дороги...
spot_imgspot_img

В Махачкале состоялась выставка-аукцион рисунков детей из Белгородской области

В столице Дагестана в стенах Национальной библиотеки РД имени Р. Гамзатова состоялась выставка-аукцион детского рисунка в рамках празднования Международного...

Мэр Махачкалы посетил тотальный диктант по даргинскому языку

Сегодня, в историческом парке "Россия – моя история" состоялось мероприятие, объединившее горожан даргинской нации с одной целью – протестировать...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам