Комплекс расположен на одноименной горе, где произошла главная битва Кавказской войны. Русские и горцы не уступали друг другу в отваге, и у каждого была своя правда. Но настоящую мудрость и мужество проявили князь Александр Барятинский и имам Шамиль, которые смогли завершить братоубийственную войну.
Мемориал представляет собой архитектурный ансамбль, включающий 17-метровую сигнальную башню и здание, где будет располагаться выставочный зал, основными экспонатами которого являются репродукция панорамы Франца Рубо «Взятие аула Ахульго» и портреты государственных деятелей и военачальников эпохи Кавказской войны.
Идея Главы РД Рамазана Абдулатипова о строительстве мемориала на горе Ахульго, посвященного памяти жертв Кавказской войны, получила одобрение Президента Российской Федерации Владимира Путина. Создание культурно-исторического комплекса благословили муфтий Дагестана шейх Ахмад-хаджи и епископ Махачкалинский и Грозненский Варлаам.
ПОСЛАЛИ ДРАТЬСЯ, А СТАЛИ БРАТАТЬСЯ
Открытие мемориального комплекса «Ахульго» – знаковое событие для Дагестана, Кавказа, всей России.
Кавказская война занимает особое место в российской истории ХIХ века. Она затронула русских, кавказцев, всю страну. Истоки этой войны в соперничестве держав-империй – Персии, Турции и России за кавказско-каспийский регион, который имел большое значение в борьбе за мировое влияние. Заложниками борьбы великих держав стал Кавказ в целом, Северный Кавказ и в особенности Дагестан.
Кавказская политика царского самодержавия, к сожалению, не учитывала, что основная часть дагестанского общества – уздени, свободные граждане, и налаживать отношения нужно было не только с феодалами-владетелями.
В результате генерал Ермолов и царская армия оказались на одной стороне с дагестанскими феодалами, а на другой стороне был народ.
В ходе войны немало русских солдат и офицеров, узнавая горцев ближе, стали симпатизировать их борьбе за независимость, видя ее справедливый характер.
В произведениях Пушкина, Лермонтова, Льва Толстого, Бестужева—Марлинского Кавказ открылся для всей России с позитивной стороны, несмотря на войну. Русские и кавказцы всегда симпатизировали друг другу. Так, Александр Бестужев-Марлинский писал: «Послали драться, а стали брататься».
Кавказская война была трагичной для всех, но главное, что после ее завершения не было постконфликтного строительства, что использовалось разными провокаторами для разжигания недоверия и конфликтов между русскими и кавказцами.
При этом мы всегда помним, что уже давно являемся гражданами единого Отечества, вместе веками созидаем и защищаем Россию.
МЕМОРИАЛ ОБЩЕЙ ПАМЯТИ И ОБЩЕЙ СУДЬБЫ
Преодолеть негативные последствия прошлых конфликтов и умножить потенциал сотрудничества и взаимопонимания – такова задача сегодня.
«Ахульго» – первый на Кавказе подобный мемориал общей памяти и общей судьбы, возведенный на месте одной из величайших и жесточайших битв Кавказской войны и свидетельствующий, что здесь «перемешалась кровушка Ивана с такой же точно кровью Магомы», как писал Расул Гамзатов.
Этот мемориал, как и строки поэта, примиряют нас с прошлым и позволяют воздать дань памяти погибшим с обеих сторон.
Прощаю вас, противники суровые,
Которых в горы царский гнал приказ.
Перебирая четки бирюзовые,
Я на чужбине вспомню и про вас.
Умолкнут пусть и пушки, и орудия –
Война не может длиться без конца…
Перед Аллахом поднимаю руки я,
А не перед тобою, белый царь.
(Р. Гамзатов, «Орлы в Гунибе»)
Здесь пролита кровь и дагестанцев, и русских солдат, которые оказались на войне не по своей воле. Эта кровь смешалась, но впереди была дорога, как написано у Расула Гамзатова, к общей исторической судьбе русского народа, дагестанского и чеченского, чьи сыны участвовали в этих битвах.
Это дань памяти и славы всем, кто через драматические события войны вывел Россию и Кавказ на путь созидания совместной дружбы, судьбы и единства наших народов.
Русский царь Александр II был рад тому, что, наконец, смогли закончить войну. Он сказал на параде войск в г. Чугуеве в 1859 году имаму Шамилю: «Я очень рад, что ты, наконец, в России. Жалею, что это случилось не ранее».
Этот мир состоялся бы раньше, если бы наместниками в Дагестане были граф Воронцов и князь Барятинский. Как это ни парадоксально звучит, русские и кавказцы в итоге воевали за право на мир и будущее единство. Важно это понять и не давать возможности использовать трагедию прошлого для возбуждения недоверия между народами, которые давно помирились и побратались, особенно между русскими и кавказцами.
Каждый камень мемориала «Ахульго» заложен с молитвой о дружбе и братстве русских и дагестанцев, кавказцев. Главная его идея – продолжение нашей общей работы по утверждению взаимопонимания, памяти и солидарности русских и кавказцев.
СОБ.ИНФ.