Игорь Коробчук: «Я познал Дагестан через музыкальную культуру»

 Так, в 1909 году военный губернатор Д.Г. Вольский настаивал на переводе всех административных учреждений в тогдашний Петровск. Эта идея очень не понравилась богатой части города Темир-хан-Шуры. Тогда губернатор поставил условие: столица останется на прежнем месте, если на главных улицах города немедленно введут электрическое освещение.

Богатеи скинулись, работу по проведению электричества поручили подрядчику Исааку Шаферу. За два года было построено здание электрической станции, установлены 200 электрических столбов. В 1911 году город был освещен, а первая электростанция в памяти горожан связана с именем Шафера – прадеда преподавателя Махачкалинского музыкального училища Игоря Коробчука.

 

БУЙНАКСК

– Существует семейная легенда, – рассказывает Игорь Иванович, – как Шаферы попали в Дагестан. В 1898 году в городе Баку в Азербайджане, где они жили, случился еврейский погром. Исаак и Софья Шаферы бежали от него в Дагестан. Люди не бедные, они благополучно обосновались в Темир-хан-Шуре. Исаак стал со временем владельцем той самой электростанции.

В 1909 году родилась бабушка – Эсфирь Исааковна.

Чего только не случается в жизни! В прошлом году, когда Махачкалинскому музыкальному училищу исполнилось 90 лет, в юбилейном буклете, разглядывая одну старую фотографию, Игорь Иванович воскликнул: «Да это же моя бабушка!»

Действительно, Эсфирь Исааковна была в самом первом наборе студентов в училище, обучалась музыке у самого Готфрида Гасанова.

Именно он обосновал училище в Темир-хан-Шуре и стал его первым директором. В те годы были открыты специальности: фортепиано, струнные и духовые инструменты, сольное пение.

Эсфирь Шафер освоила фортепиано, и когда училище переехало в Махачкалу, осталась в родном городе и преподавала музыку.

Человек разносторонний, она многим увлекалась: чтением, фармацевтикой, преподаванием. Грамотных людей в те годы было мало. Одно время ей доверили работать в аптеке провизором (это специалист, который имеет право на изготовление и продажу лекарственных средств. – Прим. «МИ»).

Как-то зашел в аптеку приезжий из Одессы, гостивший у своего брата. Звали его Михаил Федоров. Увидел Эсфирь – женился и остался навсегда в Дагестане.

 

ИВАН КОРОБЧУК

Михаил Михайлович был по профессии географом, преподавал эту науку в женском педучилище в Буйнакске. Семья дружная, интеллигентная. Главными в доме были книги. Эсфирь Исааковна увлекалась британским писателем Джоном Голсуорси, особенно его циклом произведений под названием «Сага о Форсайтах». И дочь свою назвала в честь главной героини – Ирэн. Понятно, что, девушке с иностранным именем в советской стране жить сложно, она, достигнув совершеннолетия, переименовала себя в Ирину. Это была мама Игоря Коробчука.

Фантазия Эсфири Исааковны границ не знала: сына назвала в честь норвежского путешественника-исследователя Амудсена – Руалем, который со временем стал Романом.

В доме по вечерам звучала музыка, собирались гости, велись тонкие душевные разговоры. В такой теплой творческой атмосфере выросла Ирина Михайловна. После школы поступила и окончила Дагестанский пединститут в Махачкале, стала филологом.

В столице не осталась, вернулась в родной Буйнакск. Здесь и встретила свою судьбу.

Бывает же такое! Иван Коробчук, офицер ракетных войск, служил в то время в военной части, расположенной в Буйнакске. Ирине Михайловне дали в нагрузку часы в школе для офицеров. Молодой педагог обучала послевоенных офицеров русскому языку и литературе, там же подружилась с одним из своих учеников – Коробчуком, а потом и вышла за него замуж.

Интересна и его дорога в Дагестан.

…На Украине, в Житомирской области есть город Овруч. Древний, с богатейшей историей, расположен на реке Норин. Известен тем, что в 977 году здесь погиб князь Олег Святославович. Вроде бы от укуса змеи, но, скорее всего, при штурме города его братом Ярополком. Точно никто не знает, во всяком случае, бронзовый памятник князю на бронзовом коне имеется.

Иван Коробчук, который родился в этом городе, успел повоевать в Великую Отечественную. Призвали его в 1944 году, воевал в Кенигсберге, потом на Дальнем Востоке сражался с японцами.

Говорят, ничего случайного в жизни не бывает, значит, так суждено. В части, где он служил, был его точный однофамилец – тоже Иван Михайлович Коробчук. Это он должен был ехать в Дагестан. Но, как у нас водится, кто-то где-то что-то перепутал, и офицеры разъехались по местам, им не предназначенным.

Конечно, отец Игоря никогда не жалел, что попал в Буйнакск: встретил жену, создал хорошую благополучную семью.

 

МАХАЧКАЛА

Сегодня кажется фантастикой, но на территории Дагестана в Карабудахкентском районе долгие годы на боевом дежурстве находились баллистические ракеты среднего радиуса действия с ядерными боеголовками. Этот факт нам подтвердили в отделе Агентства по охране культурного наследия Республики Дагестан.

Вблизи Махачкалы в Карабудахкентском районе дислоцировался ракетный полк с ракетами шахтного базирования. Шахты для ракет были глубиной около 30 метров, соединялись между собой подземными ходами. Такие же ходы вели к командному пункту.

В середине 1980-х годов ракеты были утилизированы, шахты засыпаны.

Когда отца Игоря Ивановича перевели служить в этот ракетный полк, семья переехала в Махачкалу.

– Я был мальчишкой, многого не понимал,– рассказывает Игорь Иванович, – но были такие моменты, когда мир висел на волоске. Отец неделями не выходил из шахт, а ракеты были готовы к запуску. Он нам говорил, что хорошо мы ничего не знаем, а то бы сошли с ума. Там, в шахтах, он «нахватался» радиации. Долго болел… Службу отец закончил в звании полковника, командира ракетного дивизиона.

К военной службе никакой тяги у Игоря Ивановича не наблюдалось, хотя и был он сыном боевого офицера. Нет, другая страсть его манила: музыка.

– В свободное от службы время папа играл на баяне, я заслушивался, потом сам наигрывал эти мелодии. Родители заметили мою тягу и определили в музыкальную школу. Я был спокойным, неагрессивным ребенком. Баян помогал носить брат Миша. В музыкальной школе №1, где я учился, работал преподаватель Анатолий Борисович Матюхин, человек серьезный, с большим опытом. Мне повезло: я попал в его класс. Занимался по многу часов, рос в техническом и музыкальном плане.

Потом поступил в Махачкалинское музыкальное училище, после окончил консерваторию в городе Харькове.

В армию меня призвали, когда мне уже было 25 лет. Первое время служил в городе Грозном, в полку связи. В такой полк обычно направляли музыкантов, так как в этом деле нужен хороший слух.

Потом попал в Ростов-на Дону, в Ансамбль песни и пляски Северо-Кавказского военного округа. Началась гастрольная жизнь: поездки, концерты, вместо оружия в руках – баян.

В запас Игорь Иванович уволился в звании сержанта по специальности «артист военных ансамблей и театров».

Вообще на армейскую службу у него собственное мнение: служить должен тот, кто имеет склонность и призвание к военному делу. Призывая всех подряд можно развалить армию, хотя, конечно, она и является школой жизни. Но он, отслужив положенное, понял, что военное дело – не его.

 

МУЗЫКАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ

С 1983 года Игорь Коробчук работает в Махачкалинском музыкальном училище, он преподаватель народного отделения по специальности «баян».

Заслуженный работник культуры Дагестана, он трудится на одном месте и о переменах не думает. Так получилось, что в начале существования училища была его бабушка Эсфирь Исааковна, он же застал расцвет этого учебного заведения.

– Я познал Дагестан через музыку, – любит он повторять, – народные мелодии, традиции музыкальной культуры – они есть, живут, и они очень интересные. У всех дагестанских народов красивая музыка, великолепные музыкальные традиции.

Конечно, если затрагивать такие аспекты, как бытовые условия, грамотность, образованность, то это у нас не на самом высоком уровне.

А музыка великолепная. Можно только посетовать на то, что она не совсем профессионально обработана.

Конечно, у нас есть композиторы, которые подняли музыку на достойный уровень – Готфрид Гасанов, Ширвани Чалаев, Мурад Кажлаев, Наби Дагиров и другие.

Я воспитан в традициях консервативных, академических. На свадьбах не играю, считаю это понижением профессионального уровня. Хотя никого не критикую за это. У меня, к счастью, есть работа, я в хорошей форме. Дагестан люблю и другого места жизни для себя не представляю.

 

Наталья Бученко

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам