К 220-летию имама Шамиля в Дагестане вышел художественно-документальный фильм «Царица сердца», снятый телеканалом ГТРК «Дагестан» совместно с DL Production и посвященный одной из жен имама – Шуанэт. Корреспондент «МИ» побывала на премьере фильма и узнала историю дочери зажиточного армянского купца от первого лица.
Перед входом в кинотеатр «Октябрь» нас встречает молодой человек в черном со словами: «Добро пожаловать на фильм “Шуайнат’’». Перед входом в зал очередь – людей запускают небольшими группами, ждут, пока вошедшие рассядутся по своим местам. Картина, трейлер которой «крутился» в крупных Instagram-пабликах, собрала большую аудиторию. За 10 минут до официального начала в зале уже не было свободных мест. Кто-то разворачивался и уходил, кто-то – терпеливо стоял на лестничных проходах и ждал начала фильма.
К назначенному времени, корреспондент ГТРК «Дагестан» Патима Магомедова, взявшая на себя роль ведущей, поприветствовала зрителей и гостей премьерного показа и пригласила на сцену заместителя директора ГТРК «Дагестан» Салама Хавчаева, который рассказал, что сейчас на телеканале идет возрождение документалистики и один из примеров – как раз-таки фильм «Царица сердца». Единственный вопрос у него вызвало название фильма. По мнению Хавчаева, можно было назвать просто «Шуанэт».
«Само имя звучит как выстрел. “Шуанэт”!» – подытожил Хавчаев, после чего слово было предоставлено автору проекта – Назире Алиевой, которая рассказала об идее фильма – повествование идет от первого лица – Шуанэт. На протяжении картины зритель узнает, как Шуанэт оказалась в плену у Шамиля, почему осталась, на что обрекла себя, сменив имя, религию и размеренную жизнь в Моздоке на высокие горы и руку предводителя горцев.
Сама Назира перед показом сравнивала свою работу с творчеством импрессионистов, попросила зрителей сделать образно два шага назад и посмотреть на эту историю со стороны.
Перед самой картиной зрителям показали «Фильм о фильме», где актеры рассказывали, почему им интересна тема Кавказской войны и любви, развернувшейся на ее фоне. Отдельно говорили о проблемах, связанных с бородой имама Шамиля – ее пришлось наращивать на бороду актера Арслана Мурзабекова, который отметил, что никогда не задумывался о роли имама Шамиля и скорее сыграл бы Хаджи-Мурата, потому что Шамилем он себя не чувствует.
В фильме зрителям показали две Шуанэт – взрослую и молодую. Взрослую сыграла актриса Русского театра им. Горького Вера Гречанникова, ну а на роль молодой Шуанэт выбрали ее тезку – Шуанэт Арслангерееву.
При создании художественно-документального фильма Алиева использовала материалы историков Булача Гаджиева и Хаджи Мурада Доного, кроме того, при написании сценария были использованы дневниковые записи плененной гувернантки Шамиля Анны Дрансе и пристава при имаме в Калуге Апполона Руновского.
Конечно, не обошлось без шероховатостей – в каких-то моментах текст, произносимый Шуанэт, казался слишком тяжелым и книжным. Сцена, где Шамиль стоит вместе с Шуанэт перед аркой и пафосно произносит: «Любить и драться – до последней капли крови» вызывает легкую улыбку и мысленно отсылает к советскому фильму «Не бойся, я с тобой», где молодой Полад Бюль-Бюль Оглы тоже говорит громкие и красивые слова, а еще спасает любимую от бандитов и поет.
Как и советовала Назира, я сделала два шага назад и посмотрела на работу (несмотря на мелкие огрехи) со стороны – красивый пейзаж, красивые главные герои, романтическая невыдуманная история и самая эффектная сцена – преображение Шуанэт из утонченной барышни в горянку с кувшином за спиной – стоят того, чтобы посмотреть этот фильм и обратиться к изучению одного из самых сложных периодов кавказской истории, полного мужества, трагизма и, конечно же, любви.
Шуана МАГОМЕДОВА