Любовь Данилова: «Кто не уехал, по-настоящему любит Дагестан»


Весной, когда расцветают тюльпаны, степи в Астраханской области похожи на огромное море с красно-фиолетово-желтыми волнами клонящихся под порывами ветра цветов. Потрясающее зрелище. Можно раскинуть руки и, опрокинувшись в цветное великолепие, вообразить себя звездочкой, упавшей с неба.

Он сухой и жаркий, пыльный и небольшой – город Харабали близ Астрахани, но такой родной для Любови Даниловой, где прошли детские годы, и она, будучи девчонкой, ездила на велосипеде собирать роскошные тюльпаны.

Воображала себя звездочкой, а стала настоящей звездой, актрисой Русского драматического театра в Махачкале, народной артисткой Республики Дагестан.

 

ЕЕ НЕ ПУГАЮТ НИ ЛИВНИ, НИ ВЕТЕР

Какие пути-дороги выпадают на долю человека, как можно выбрать из сотен предлагаемых судьбой самую верную? Можно долго размышлять и строить предположения. В жизни же как получилось, так и вышло. Ну, не хотела она быть актрисой, а результат?

– Мои родители были далеки от мира искусства, – рассказывает Любовь Николаевна, – папа, Николай Степанович – инженер, мама, Александра Михайловна – педагог.

Я училась хорошо и в будущем видела себя только врачом-хирургом. Представляете: привезли тебе на «скорой» мешок костей, ну израненного вконец человека, ты его собираешь по кусочкам, а месяца через три он идет по больничному коридору – цел и невредим. Разве это не чудо?

Я и сейчас преклоняюсь перед врачами. Никто не сомневался, что поступлю в медицинский, знала на «отлично» химию, биологию. Но…

Вот тут-то и возникает «но» в образе Его Величества случая, который, прячась в подворотне судьбы, вдруг появляется, причем внезапно, круто ломая планы, перекраивая жизнь.

Училась Люба в 8-м классе, была она высокая, светловолосая с нежным красивым лицом. Как-то приехала в школу Лидия Петровна Кулигина, режиссер Народного театра в Харабали. Ставили в театре спектакль по Шварцу «Снежная королева», а на роль этой самой красавицы артистки не было. Вот она, режиссер, и объезжала местные школы в поисках подходящей натуры.

Шел урок физкультуры в спортивном зале, Люба носилась с мячом, не обращая на посторонних внимания.

Лидия Петровна сразу ее заметила и пригласила в театр. Снежная королева удалась на славу. Вот тут-то все и началось – внимание, аплодисменты… Потом была роль в спектакле «Аленький цветочек», в других постановках. Даже играла мамонтенка, который искал свою маму и пел: «Меня не пугают ни ливни, ни ветер…»

 

ТРУДНОЕ РЕШЕНИЕ

Родители планов дочери не одобряли: мол, ну что за профессия – актриса, так, баловство одно. Говорили, что будут гастроли и не будет семьи. Что все это – «хи-хи да ха-ха», а врач – это настоящее.

Люба между тем успевала везде: училась в музыкальной школе, была председателем совета дружины и играла, играла в театре…

Как-то Люба пригласила родителей и всех соседей на водевиль «Беда от нежного сердца» по Сологубу. Сколько смеха было в зале, так все хлопали! Так что сопротивление родных было сломлено.

А соседи еще припомнили: «Слушай, а ведь было такое в детстве, что ты собирала ребят, рассаживала их на огороде и давала кукольные спектакли

 – Я и забыла об этом, – признается Любовь Николаевна, – видимо, где-то в подсознании жила тяга к актерству. Лидия Петровна посоветовала мне поступать на режиссерское отделение.

И вот мы с мамой отправились в город Куйбышев (ныне Самара. – Прим. «МИ») в местный институт культуры. Перед экзаменационной комиссией я выполнила все, что требовалось. А нужно было еще прочитать басню Анциферова «Слон и Моська». Крылов здесь не при чем, это другая басня.

Прочитала, а председатель комиссии говорит: «Покажите нам эту Моську!»

Ну, тут напал на меня ступор. Провалилась.

Год терять не хотела, аттестат был хороший, нужно куда-то поступать. Ближайшее учебное заведение находилось в Астрахани – Музыкальное училище имени Мусоргского, где имелось актерское отделение.

Там все сложилось хорошо, я жила в общежитии, училась, играла в спектаклях. Время быстро летит, когда пришла пора распределяться, в училище приехал режиссер Русского драматического театра в Махачкале Михаил Исаакович Рабинович. В театре всегда была напряженка с молодежью, вот он отправился за пополнением.

Из всех выпускников выбрал четверых: меня, Сережу Гламозду, Сашу Брыкова и Валю Кораблину.

Я, честно говоря, сомневалась, стоит ли ехать в Дагестан. Об этой республике ничего не знала. А сколько всяких разговоров наслушалась: «Ты что с ума сошла, в Дагестан? Да знаешь, что у них, когда женится старший брат, а жена ему не понравится, то она переходит к младшему?» И все в таком духе.

Но уже были получены деньги, так называемые подъемные,45 рублей, брать открепление – целая волокита. Пришлось ехать.

 

ДАГЕСТАН

Астраханский поезд прибыл в Махачкалу в 6 часов утра. На перроне молодежь встречал сам Михаил Исаакович. Автобусы еще не ходили – было слишком рано, и процессия отправилась пешком к гостинице «Ленинград».

Сам режиссер жил неподалеку, на улице Ленина, в доме, где сегодня находится магазин «АС»

– Я шла и думала, куда я попала? – вспоминает Любовь Николаевна. – Мы проходили по улице Оскара, там домики маленькие, саманные. Редкие прохожие одеты в черное, женщины в платках. Тяжелое было чувство.

А мы нарядные, яркие. Нам с Валей пришлось даже дверь в гостинице забаррикадировать, туда ломились местные ребята.

На улицах приставали, все приглашали поужинать. Но мы приехали работать и на провокации не поддавались.

Вскоре нас переселили в квартиру типа общежития в Редукторном поселке.

В театре заботились о нас, когда репетиции поздно заканчивались, нас отвозили домой на машине.

Тогда, если помните, театр находился на улице Буйнакского, где сегодня Кумыкский театр. Был он небольшой, уютный, как говорят «намоленное место», то есть хорошее. Всего две гримерки: мужская и женская. Говорили, что раньше здесь была конюшня, а потом соляной склад.

Но акустика великолепная, сцена небольшая. А какие гиганты играли на ней – Жизнева, Смоктуновский! Ощущение такое, что мы дома, в семье.

В театре служили тогда такие актеры, как Валентина Опарина, Игорь Карбовский, Николай Сыченков, Людмила Леташова, Валентина Самойлова, Геннадий Якунин, Алла Потапушкина.

Первую взрослую роль я исполнила в спектакле «Отпуск по ранению». Я играла девушку, уезжавшую на фронт, а Алла Александровна – мою мать. У нее в сцене было только одно слово. Когда я уходила, она кричала вслед: «Зинка-а-а!» У меня до сих пор мурашки по коже… Как она умела в одном слове передать всю гамму чувств! Зал плакал.

Однажды мы с Аллой Потапушкиной попали в такую историю. Театр на Ленина только строился. Мы – как заслуженные, так и молодежь – привлекались на субботники. Чистили, мыли стены, лестницы, выносили мусор после
строителей.

Мы с ней в фойе Большого зала соскабливали шпателем налет со стен. Увлеклись и забрели в такое место, откуда не могли выбраться. Это сегодня я знаю, что и где находится. А тогда… И смех и грех. Кричали: «Ау,ау!» пока нас не нашли и освободили.

У нас хороший театр, двухзальный. Очень уютная маленькая сцена, камерная такая. Большая – торжественная, помпезная.

Актерам очень удобно работать на малой сцене: не нужно сильно напрягать горло, форсируя звук. На большой работать сложнее. Иногда там сверху вывешивают «подзвучки», такие маленькие микрофоны. Возле рампы ставят «лягушку», тоже микрофон. Актеру нужно умудриться попасть в их зону действия.

Мы мирно сосуществуем с Театром оперы и балета, с Лакским театром. Театр – все для меня, здесь я встретила свою судьбу.

 

ЮСУП АБДУЛЛАЕВ

А дело было так. В самый первый год пребывания в Дагестане Люба и Валя шли на работу по улице Буйнакского в старый еще театр. За ними увязались двое ребят. Они крались сзади, забегали вперед, но девчонки внимания не обращали.

– Я только заметила, что один из них, высокий и красивый, был хорошо одет – в джинсы и батник. И все, забыла. Смотрю, через неделю он работает в театре монтировщиком – монтировал сцены, устанавливал декорации.

Познакомились. Звали его Юсуп Абдуллаев. Он только что вернулся из армии, служил в Чехословакии.

Оказывается, они с другом зашли за нами в театр и узнали о нас все у вахтера. Юсуп признавался, что работать в театр пришел из-за меня.

Мы начали встречаться. Он увлекался шахматами, любил стихи. Помню, мы бродили вечерами по парку и читали другу другу свои любимые строчки.

Он так красиво ухаживал, носил меня на руках. Так у нас завязалась любовь.

Мы поженились. Свадьбу справляли два раза: в Махачкале в ресторане «Смолян» и в моем родном городе Харабали.

Нам дали от театра комнату в трехкомнатной квартире по улице Гагарина. Мы обитали в проходной комнате, отгороженной фанерой от смежной. С нами жили еще две семьи. Трудно было, но мы, молодые, наверно, не знали, что может быть по-другому. С соседями не ссорились, со временем квартира стала полностью нашей. Здесь родилась наша дочь Александра.

30 лет я работаю в театре. Юсуп тоже долгие годы трудился здесь заведующим постановочной частью.

В свое время была членом Обкома комсомола. Очень люблю наше Каспийское море, люблю людей. Конечно, в сложные 1990-е годы многие русские уехали из Дагестана. Но те, кто остался, по-настоящему его любят.

 

Наталья БУЧЕНКО

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы опубликовал поздравление в честь праздника Ураза-байрам

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов опубликовал в своем официальном телеграм-канале поздравительное сообщения, приуроченное к празднику Ураза-байрам, который в этом...

Юсуп Умавов принял участие в заседании махачкалинской Общественной палаты

9 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов принял участие в заседании Общественной палаты города Махачкалы, на котором с отчётом...

29 махачкалинцев обеспечили лекарствами после вмешательства прокуратуры

Прокуратура Ленинского района столицы Дагестана провела проверку соблюдения прав граждан на льготное лекарственное обеспечение. Данная проверка показала, что с...

За незаконную реализацию квартир в Махачкале двое дагестанцев предстанут перед судом

Двоих жителей республики Дагестан будут судить по обвинению в незаконном предпринимательстве и хищении денежных средств граждан. Об этом заявили...
spot_imgspot_img

В Махачкале провели экологическую акцию “Исцеляющий сад”

Коллектив Маммологического центра L7 организовал экологическую акцию по высадке зеленых насаждений на территории парка Ленинского комсомола, который находится в...

Кассовый чек можно хранить и в электронной форме

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что кассовый чек – документ, который подтверждает факт приобретения товара или услуги между...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам