Славяне-мусульмане


На сегодняшний день славяне – крупнейшая в Европе этноязыковая общность; общая численность славян составляет около 300 млн человек. Ее представители делятся на три подгруппы: восточную (русские, украинцы и белорусы), западную (поляки, чехи, словаки, лужичане) и южную (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, черногорцы, боснийцы). В подавляющем большинстве эти народы проповедуют христианство в разных его течениях. Но, как это ни удивительно, не все славянские народы – христиане, среди них есть и мусульмане, проповедующие свою религию уже на протяжении сотен лет. Кто эти люди, где они живут и сколько их в современном мире

Босняки возникли в результате обращения в ислам южных славян (в основном сербов и хорватов). В переписях населения Югославии за 1960-1970-е годы вместо термина «боснийцы» употребляется термин «славяне-мусульмане». Численность мусульман в Боснии и Герцеговине — 2,2 млн человек (2005). Живут они также в Германии (158 тыс. человек), Сербии (145 тыс. человек), Австрии (108 тыс. человек), США (98 тыс. человек), Швеции (55 тыс. человек). Общая численность – 3,2 млн человек. В XV веке Босния вошла в состав Османской империи. Долгие годы османского правления наложили отпечаток на культуру Боснии и Герцеговины.

Помаки – принявшие ислам болгары (по другой, менее популярной версии — потомки тюрков). Они отличаются от всех остальных славян-мусульман тем, что говорят на болгарском языке не только с вкраплениями турецких слов, но и с обилием старославянизмов. Современные помаки проживают преимущественно на юге и юго-востоке Болгарии — в основном в Родопских горах к югу от Пловдива и в Пиринской Македонии. Значительное количество помаков живет также в соседних регионах Греции, особенно в номе Ксанти (Западная Фракия). Большая часть общины в Турции ассимилирована, утратила славянский язык и культурные особенности и влилась в турецкий этнос. Причиной принятия ислама помаками, как и босняками, стало господство Османской империи на Балканах в XIV-XIX веках. Будучи мусульманами, помаки сохранили славянский язык (который специалисты считают образцом «чистого» болгарского), культуру и традиции.

Торбеши — обратившиеся в ислам в XV-XVIII вв. македонцы, жители западной части страны, сохранившие в чистом виде свой язык (только изредка они говорят на смеси македонского и сербского).

 Среди македонцев распространялся по преимуществу суннитский ислам ханафитского мазхаба — официального в Османской империи. Благодатную почву нашли в Македонии и суфийские ордена — Накшбанди, Хельвети, Кадари, Руфаи и Малами. Сегодня в Македонии, по разным данным, проживает от 40 до 80 тысяч торбешей.

Горанцы — мусульманские жители южной части Косово и Метохии, говорящие на сербском или диалекте болгарского языка. Горанцы говорят на своем особом языке, он «ни сербский, ни македонский, ни албанский», но содержит элементы этих трех языков. До НАТОвской операции 1999 года горанцы славились своей чудесной выпечкой. Но после обострения албанского конфликта большая часть общины покинула насиженные места и сейчас живет в Сербии. И там они тоже славятся своими кулинарными изысками.

Черногорцы-потуреченцы – еще одна славяно-мусульманская общность. Они являются потомками жителей Черногории. Тоже приняли ислам под влиянием османов, но, в отличие от других балканских племен, принявших мусульманство, они неоднократно восставали против турок. Сейчас местные славяне-мусульмане не столь многочисленны, и на сегодняшний день их насчитывается около нескольких тысяч, большинство из которых проживает в Черногории.

Ислам проповедуют не только эти пять славянских народностей – и другие национальности, не только славянские, избрали эту мировую религию своим руководством в жизни. Однако именно эти пять народностей позиционируют себя в качестве целой славянской нации, проповедующей ислам. Есть разные версии об истории обращения балканских народов в мусульманство. Кто-то считает, что это происходило насильственно, а кто-то, наоборот, что добровольно. И белые пятна в истории этого процесса дают повод и тем, и тем выдвигать свои версии. Точного ответа на этот вопрос не существует, однако надо отметить, что заставить кого-либо верить или не верить невозможно, ибо это удел сердца, а ему, как известно, не прикажешь.

Махач Гитиновасов, сотрудник отдела просвещения Муфтията РД

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы возложил цветы к памятнику Воину-освободителю

19 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов вместе с прокурором республики Виктором Эппом возложили цветы к памятнику Воину-освободителю и...

Туристы из Дагестана чаще других пользуются московским метро

По численности пассажиров столичной подземки жители Дагестана входят в топ-5. Пик посещений туристов и командировочных из республики в 2024...

Чуть меньше двух недель остаётся до завершения Декларационной кампании

УФНС России по Республике Дагестан напоминает, что срок представления налоговой декларации по форме 3-НДФЛ истекает 2 мая. Отчитаться необходимо физическим...

В Махачкале выявлено несколько случаев инсценировок ДТП

Вчера в республике Дагестан было зарегистрировано несколько случаев инсценировок дорожно-транспортных происшествий, в том числе и в Махачкале. Об этом...
spot_imgspot_img

Состоялось заседание Молодёжного парламента при Собрании депутатов города Махачкалы

В администрации столицы Дагестана прошло восьмое заседание Молодежного парламента при Собрании депутатов городского округа с внутригородским делением «город Махачкала»....

Мэр Махачкалы высказался о кадровом проекте “Время Героев”

Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов в своем официальном телеграм-канале прокомментировал старт долгосрочного кадрового проект "Время Героев. "Ассаламу алейкум, добрый вечер,...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам