Эльдар Эльдаров: «Ребята в Дагестане очень трудолюбивые»


Тренер сборной Бахрейна по ММА, человек, стоявший у истоков подписания Хабиба Нурмагомедова в UFC, и просто хороший боец 26-летний Эльдар Эльдаров в интервью «МИ» об успехе своих воспитанников на чемпионате мира по ММА, отношениях с сыном короля Бахрейна, роли в карьере Адама Батырова, проблемах со спортивной медициной в Дагестане и многом другом.

Официальным поводом для этого интервью послужило успешное выступление подопечных Эльдарова на чемпионате мира по смешанным единоборствам в Бахрейне, но, признаемся, поговорить с Эльдаром мы хотели давно, а сейчас подвернулся удобный момент. Муртазали Шамхалов (93 кг) и Гамзат Магомедов
(61 кг), представлявшие на турнире сборную Бахрейна, провели десять схваток на двоих и завоевали две золотые награды. Это огромный успех для бойцов, особенно если учесть, что это первый турнир подобного класса в их карьере, но кто знает, как сложилась бы карьера двух парней из сел Чондотль и Гиничутль Хунзахского района, если бы не помощь знаменитого земляка. Сам Эльдаров вспоминает, что взял молодых спортсменов под свое крыло еще в 2012 году.

– Сразу после окончания школы они переехали в Махачкалу и начали у меня тренироваться, занимались в основном вольной борьбой, но ты же знаешь, чтобы добиться высот в Дагестане, нужна поддержка, скажем так, спина, а ребятам из села бывает сложно добиться чего-то. В общем, они выступали на соревнованиях, набирались опыта, а я уехал в Бахрейн и сумел договориться, чтобы они могли представлять эту сборную. Что касается выступления, то этот результат будет преследовать их всю жизнь и сильно поможет им в дальнейшей карьере, ведь это не простой местечковый чемпионат. Он был проведен под эгидой Международной федерации боевых искусств (IMMAF).

 

«В БАХРЕЙН ЛЕТЕЛ НА ПОЛГОДА…»

– Эльдар, как ты вообще оказался так далеко от родной республики? Да еще и тренером сборной Бахрейна по ММА.

– Здесь совсем не были развиты единоборства. Вообще арабы не предрасположены к единоборствам, они немного другие по физическим данным. У нас ребята более крепкие, более трудолюбивые. К чему я это? Тут было всего несколько ребят, выступающих по смешанным единоборствам. Один из бойцов обратился ко мне, они искали тренера для подготовки к первому поединку на международном турнире. В общем, мне поступило предложение, и я, не раздумывая долго, решил, что это будет хорошим жизненным опытом. Сначала я рассчитывал, что это не продлится долго, контракт был подписан на полгода для подготовки на бой. Но когда он выиграл поединок с не самым слабым соперником, мне предложили долгосрочный контракт с хорошими условиями. Я решил остаться, развивать здесь спорт. Тем более что есть возможность совершенствовать себя самого.

– Ну да… И с финансами там, наверное, проблем нет?

– Нам повезло, потому что человек, который нас поддерживает – это сын короля Бахрейна, и он является большим фанатом единоборств. Он даже провел два любительских боя – и оба раза выиграл. Соперники, конечно, были не такого высокого уровня, но это показательно, что человек такого ранга, который мог бы всю свою жизнь сидеть на диване и, как многие тут делают, курить кальян, тренируется сам, развивает спорт в Бахрейне и помогает мне. Благодаря ему, я могу подтягивать других своих земляков сюда.

– За сборную Бахрейна по вольной борьбе выступает наш земляк – Адам Батыров. Поддерживаешь с ним связь?

– Конечно, мы с Адамом постоянно на связи. Он хотел выступить на Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, а в сборной России попасть на Олимпиаду не так легко, даже если ты лучший. Бывают случаи, когда человек побеждает на турнирах, а его попросту сливают. Не мне тебе об этом рассказывать. В общем, он захотел вернуться на ковер и обратился ко мне. На Игры в Рио я ездил с ним в роли тренера сборной Бахрейна по вольной борьбе. Мы вместе развиваем вольную борьбу в стране.

– Ты еще и борьбу в Бахрейне развиваешь? Получается?

– Вполне. На чемпионате мира по вольной борьбе в Париже мы с федерацией борьбы встречались с главой UWW (Объединенный мир борьбы. – Прим. «МИ») Ненадом Лаловичем, разговаривали с ним о развитии вольной борьбы в арабских странах. Есть планы проводить здесь крупные турниры. Такая работа ведется.

 

«ИХ ВЫСТУПЛЕНИЕ – МОЙ РЕЗУЛЬТАТ»

– А про себя не забываешь? Как обстоят дела с личной карьерой бойца? Не сложно совмещать карьеру бойца и тренера?

– Если честно, очень сложно. Бойцу нужно как минимум три боя в год, если меньше – то уже застой. Мне удается проводить только два боя, потому что остальное время у меня занимает работа. Нужно готовить ребят. Сейчас прошел чемпионат мира, и три предыдущих месяца я только и делал, что думал об их подготовке, чтобы команда показала хороший результат. Кто тренирует, тот поймет, как это выматывает морально, не говоря уже о физической составляющей. Но тем не менее у меня неплохой рекорд – девять побед подряд. Нет поражений с 2009 года. Сейчас я являюсь претендентом на пояс в организации, в которую подписан (Эльдар представляет бахрейнский промоушен Brave Combat Federation. – Прим. «МИ»). Ближайший бой я, скорее всего, проведу за пояс чемпиона.

– Получается, что тебе приходится жертвовать своей карьерой ради карьеры подопечных?

– А как иначе? Это моя работа. Каждое их выступление – это результат моей работы. Я чувствовал огромную ответственность на своих плечах, нужно было выиграть домашний чемпионат мира, король Бахрейна следил за турниром, все приходили только лишь для того, чтобы увидеть, как выступит сборная Бахрейна, и я не мог ударить в грязь лицом. Но команда показала хороший результат – две золотые и три бронзовые. В медальном зачете наша сборная завоевала второе место после Швеции. Представляешь, какой это результат для команды Бахрейна? Но сейчас я уже могу расслабиться. Понимаешь, когда ты что-то делаешь, надо к этому ответственно относиться. То, что я проиграю бой, – это касается только меня. А если команда не покажет результат, то это коснется всего королевства.

 

РЕВАНШ С ХАБИБОМ..?

– Кстати, о твоем рекорде. Одно поражение в твоей карьере все же есть. Немного провокационный вопрос, но я его задам. Если бы предложили реванш с Хабибом Нурмагомедовым, согласился бы?

– Вот ты вспомнил (смеется). Это были наши первые профессиональные бои, мы выступали на одном турнире. Наш тренер (Абдулманап Нурмагомедов.Прим. «МИ») всегда говорил так: «Я должен знать, кто в моем зале лучший». Так вот, он вызвал нас обоих и сказал, что мы должны подраться в финале. Если бы я тогда знал, что этим закончится, то, наверное, даже не выступил бы. Конечно, я бы мог сказать для пиара, что мне нужен этот реванш, тем более с таким соперником (смеется), но я бы не выступил против Хабиба. Ни тогда, ни сейчас…

– Следишь за ним? Каков твой прогноз на следующий бой?

– Конечно, слежу. Прогноз у меня только один… Единственное, что может помешать Хабибу выиграть этот бой, – это здоровье, которое его подводило несколько раз. Хабиб всегда работал больше других, если мы тренировались два часа, он занимался четыре и, наверное, организм в определенный момент не выдержал таких нагрузок. Я надеюсь, что сейчас ничего подобного не случится. Если дойдет до боя и все со здоровьем будет хорошо, то у меня даже сомнений нет, что он «переедет» соперника за счет борьбы и контроля в партере.

– Кстати, не так давно был образован бойцовский клуб Eagles MMA, который возглавил Хабиб. Насколько тесно контактируешь с новой командой?

– Это клуб, который, наверное, на 90% укомплектован моими друзьями. Людьми, с которыми я вырос, тренировался или просто общаюсь, но, когда он начал свое существование, я уже был в Бахрейне. Поэтому никакого отношения к нему я не имею, кроме хорошего отношения с его участниками, конечно же. Абдулманап Нурмагомедов – мой наставник, является главным тренером этого клуба, и я слежу за ним, за его участниками.

 – Наверное, настоящим идейным вдохновителем создания клуба был Зиявудин Магомедов, который также очень сильно заинтересован в развитии ММА в России…

– К Зиявудину Гаджиевичу можно относиться исключительно с уважением, и не только потому, что он мой земляк. Я вижу, как много он, Хучбар Хучбаров (депутат НС РД от партии «Единая Россия», представитель группы «Сумма» в Дагестане. – Прим. «МИ») и Загид Хучбаров (врио руководителя Агентства по дорожному хозяйству Республики Дагестан. – Прим. «МИ») делают для нашего района – эти дороги, садики и сам район, который сейчас, наверное, является одним из самых развитых в республике. Мне приятно, что у меня есть такие земляки. Кстати, об ММА, детище Зиявудина Магомедова – Fight Nights Global – одна из первых российских организаций. Я помню, как они все это начинали с местечковых турниров, и если посмотреть на первые ивенты и нынешние – можно увидеть колоссальный рост. Благодаря этой организации, у наших бойцов есть возможность выступать, а это и есть развитие ММА.

 

«ДОПИНГ И КАВКАЗ? ЭТО СМЕШНО…»

– В последнее время российских спортсменов, в частности бойцов с Кавказа, начали обвинять в употреблении допинга. По-твоему, есть ли основания полагать, что кавказские спортсмены злоупотребляют запрещенными в спорте препаратами?

– Честно говоря, когда слышу, что именно про кавказских бойцов говорят, меня это сильно удивляет. Наши файтеры не славятся своей выносливостью и в основном проигрывают только потому, что выносливость подводит. А вообще, у каждого разговора есть своя причина. Наверное, есть случаи, когда некоторые спортсмены хотят побыстрее на вершину подняться. Думаю, когда до Дагестана дойдет понятие «спортивная медицина», необходимость в использовании допинга отпадет автоматически. Например, перед своим крайним боем я согнал 18 кг без особого труда. Мой организм изучался, проводились анализы, и специально под меня была разработана диета. Это дело времени…

– Тогда почему, по-твоему, в Дагестане, где так развиты единоборства, до сих пор отсутствует такое понятие, как спортивная медицина?

– Я сам часто задаюсь этим вопросом. Наши побеждают за счет упорных тренировок и морально-волевых качеств. Если еще рядом будет человек, который поможет правильно согнать вес и восстановиться перед выступлением, то нашим вообще равных не будет. Американцы и остальные догоняют нас только за счет медицины, а в плане физики и духа я не вижу их даже рядом с нами.

– Ну и в завершение не могу не поинтересоваться. Как и когда ты начал заниматься спортом? С чего начинал?

– Ну… Как у нас бывает в Дагестане. Когда рождается сын, не спрашивают, отведешь ли ты его в зал, а спрашивают, в какой зал ты его отведешь. Так же и мой отец отвел меня в зал. Пробовал разное – каратэ, футбол, плавание, в возрасте 14 лет я попал на самбо к Абдулманапу Нурмагомедову. С того дня я остался в этом виде спорта.

 

Нурмагомед АСТАРХАНОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Махачкала вошла в топ-10 городов, куда россияне поедут весной 2024 года

Всего по стране на весну пришлось свыше 80% авиабронирований и 98% поездок на железнодорожном транспорте. Об этом сообщил сервис...

“Знаковая веха в историческом масштабе республики Дагестан”

Итоги прошедшей сегодня в столице Дагестана научно-практической конференции по развитию общественного транспорта прокомментировал эксперт в области организации дорожного движения...

В Махачкале пройдёт праздничный концерт к 8 марта

7 марта в столице Дагестана в стенах Русского драматического театра состоится праздничный концерт, приуроченный к Международному женскому дню. Мероприятие,...

Проживавший в Махачкале ветеран Великой Отечественной скончался на 101-м году жизни

Ветеран Великой Отечественной войны Виктор Михайлович Хрисанов, который жил в столице Дагестана умер в возрасте 101-го года. В связи...
spot_imgspot_img

Максимальная надежность: «Ростелеком» внедрил новейшую модель управления сетевой инфраструктурой

Ведущий российский провайдер цифровых услуг и решений «Ростелеком» запустил в Новосибирске современный Центр управления и мониторинга сетей (ЦУМС-Восток). Он...

Сергей Меликов назвал информацию о строительстве метро фейком

На конференции по развитию общественного транспорта Главе Дагестана задали вопрос о строительстве метро. Студент Дагавтодора Магомед Гусаев, в частности, поинтересовался...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам