Камиль Цунтаев: «Дагестану нужно иметь большой список исторических поселений»


С 2018 года в России действует ежегодный всероссийский конкурс лучших проектов создания комфортной городской среды в малых городах и исторических поселениях. Участвуя в нем, любой объект, находящийся в статусе исторического поселения федерального или регионального значения, имеет шанс получить 50 млн рублей на сохранение и улучшение своего культурного потенциала.

По мнению архитектора Камиля Цунтаева, попытать удачу в этом конкурсе обязательно должен и древний дагестанский Кумух, однако мешает одно – аул не включен даже в региональный список исторических поселений.

 

НАСЛЕДИЕ КУМУХА

– Вы писали, что вас беспокоит судьба исторических поселений страны. Почему эта тема заинтересовала вас именно сейчас? Дело в конкурсе как в шансе, который республике нужно обязательно использовать, или есть какие-то другие причины? Возможно, то, что местные исторические поселения находятся в плохом состоянии и пора бить тревогу?

– Это хороший вопрос, я отвечу на него широко. Еще в Москве, будучи студентом, я рассказывал на разных семинарах и лекциях про архитектуру Дагестана. Есть ряд книг о нашей архитектуре – книга академика архитектуры Хан-Магомедова, работы Мовчана… Они очень редкие, наше архитектурное бюро даже одну книгу – «Старый аварский дом» – оцифровало и разместило в сети. Мы провели большую работу по оцифровке. То есть тема исторических поселений мне давно знакома.

Но здесь произошло некое наслоение. Когда в 2018 году Президент России Владимир Путин принял решение о поддержке исторических поселений, я начал изучать эту тему, поднимать документы и узнал, что в Республике Дагестан существует только два исторических поселения, попавших в список регионального значения, – Гоор и Кахиб в Шамильском районе. И одно историческое поселение федерального значения – магалы Дербента.

Согласно Федеральному закону №73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», историческим поселением является населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр. Изучая значимые объекты культурного наследия, проводя аналогии, узнаешь, что мечеть в дербентских магалах и мечеть в Кумухе имеют практически равные даты постройки. Многие историки спорят, какая из них все-таки была построена первой, но они обе являются одними из первых джума-мечетей в России.

Само поселение Кумух – это объект культурного наследия не только для лакцев, дагестанцев, но и на общечеловеческом, общемировом уровне. Если мы не будем сохранять поселения и объекты, урон от этого получит все мировое сообщество. Не думая о сохранности таких объектов, в будущем мы вообще не сможем увидеть, как выглядели эти аулы, какая у них была архитектура. Это действительно пугает. Даже сейчас можно поехать в любой старый поселок. Если там есть дорога, коммуникации, люди начинают застраивать территорию по тем принципам, которые они видели в городе, хотя регламенты застройки там совершенно другие. Как раз таки для подобных территорий нужно определять правила, к примеру, посадки, процента остекления, типа материала, кровли, колористических решений. То есть, если для нас важно сохранить облик горских поселений, то мы должны думать об этом на самом высоком уровне. Я, как эксперт, заглядываю в будущее, на 50, на 100 лет вперед, и вижу, что человек, который приедет в условный горный поселок, вообще не увидит элементов прошлого. Границы будут размыты, и выйдет некий микс. Это будет означать, что для нас исторические поселения не являются ценностью.

 

ДОЛЖНА БЫТЬ ИНИЦИАТИВА

– На ваш взгляд, почему на территории Дагестана сегодня лишь два объекта включены в список исторических поселений регионального значения? Почему их так мало?

– Мне кажется, в силу многих факторов, я могу перечислить некоторые.

Отсутствие, возможно, компетенции у людей, занимающихся этими вопросами. Это один фактор. Второй – может быть, сама республика находится в таком состоянии, когда до этой темы еще не дошли.

– То есть пока не до этого?

– Были события, связанные сначала с напряженной военной обстановкой, потом криминальной, затем с судебными разбирательствами и нашей верхушкой. И в этой пертурбации нельзя сказать, что условно депутаты Народного Собрания поднимут эту тему, скажут, что вот, мы будем думать о судьбе исторических поселений…

– Но, с другой стороны, в парламенте есть разные комитеты, и хотя бы один из них как раз и создан для решения таких вопросов.

– У нас есть и Агентство по охране памятников культурного наследия, но, опять-таки, я не могу ответить за них. Я общался с разными археологами, экспертами. Видимо, должна быть какая-то инициатива.

– Снизу?

– Может, снизу. Может, сверху. Но в нашем случае, в условиях российской государственной системы, конечно, инициатива сверху будет эффективнее. Инициативы снизу могут немного, скажем так, пробуксовывать, поэтому мы с вами сейчас сидим и общаемся.

 

КРОМЕ КАХИБА И ГООРА…

– Поимо Кумуха, какое поселение вы бы предложили в региональный список в первую очередь?

– Корода. Очень интересное село, в котором действительно сохранилось очень многое, есть объекты даже доисламского периода, встречаются зороастрийские символы, историческая мечеть. Мне кажется, такое поселение тоже имеет шанс попасть… Я сейчас не говорю про федеральный список, потому что там процедура сложная. А включение в региональный список можно решать с помощью комиссий. Мне кажется, региональный список должен быть гораздо шире, чем он есть сейчас.

Аул Чох, к примеру. Тоже имеет право на попадание в этот реестр. Там, где сохранились какие-то важные исторические объекты, какая-то структура, по возможности надо это брать под охрану и по возможности сохранять их облик, чтобы никто не мог его менять. Что это значит? Если у вас стоял в определенном месте одноэтажный дом в определенном стиле, вы можете его реконструировать, но сохраняя облик – не меняя проемы, материалы, сохраняя высотность.

Любой человек может спросить, почему это важно. Многие регионы зарабатывают на этом. А от того, насколько мы сохраним аутентичность, историчность, напрямую зависит то, сколько к нам сюда приедет туристов смотреть это все. Люди же не просто смотрят, они останавливаются в гостиницах, проводят досуг. Это та вещь, вокруг которой строится вся система туризма. В противном случае получится так, что мы приглашаем в республику гостей, не накрыв для них стол. Скажем, приходите к нам в гости – а на столе-то ничего нет. А что поставить? Кахиб и Гоор?

 

ПРОГРАММА МИНИМУМ

– Сегодня среди туристов популярен аул-призрак Гамсутль. Как считаете, должно ли он попасть в список? Если сейчас все это не законсервировать, оно же разрушится.

– Конечно. Гамсутль – это крутая штука, и ее тоже надо включать так же, как и Кахиб, в список объектов регионального значения. Что дальше делать – привлекать бизнес или придумать что-то другое – это уже другой вопрос, но факт в том, что нам нужно иметь большой список исторических поселений Республики Дагестан. И как минимальная программа, как мне кажется, дербентские магалы и Кумух могут претендовать на федеральный список. Я не исключаю, что Корода, где живут люди, где они сохранили свою архитектуру, тоже может претендовать. Я просто оцениваю ситуацию с точки зрения задачи-минимум.

– Гипотетически предположим, что Кумух попал в этот список, принял участие в конкурсе и выиграл эти немаленькие в наших условиях деньги – 50 млн. На что их нужно тратить?

– Если это произойдет, то историческое поселение Кумух может пригласить различные архитектурные или консалтинговые бюро, чтобы они готовили заявку в Минстрой. Она имеет свои сроки, свою расписанную программу. Там есть такая процедура, как соучаствующее проектирование. Важнейшие элементы этой программы – это специалисты, которые будут находиться в Кумухе и исследовать местность. Принятие решения будет зависеть от этого исследования и от некоего запроса. Сейчас рассуждения на эту тему будут голословными, главное – все это необходимо еще публично защитить.

 

Бэла БОЯРОВА

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
Пожалуйста, введите ваше имя здесь

Последние новости

Мэр Махачкалы встретился с семьями военных, погибших на СВО

25 апреля Глава столицы Дагестана Юсуп Умавов встретился с семьями военных, которые погибли в ходе выполнения специальной военной операции,...

В Махачкале прошла патриотическая акция «Вахта памяти»

В четверг, 25 апреля, в Махачкале прошла традиционная масштабная патриотическая акция «Вахта памяти», посвященная 79-й годовщине Победы в Великой...

Увеличение доходов является приоритетным направлением в работе Администрации Махачкалы

Накануне глава Махачкалы Юсуп Умавов с председателем городского Собрания депутатов Марисом Ильясовым, главами внутригородских районов, коллегами из аппарата администрации...

Расширенное заседание правления Ассоциации «Совет муниципальных образований»

Открывая заседание Ассоциации «Совет муниципальных образований», председатель Правительства Дагестана Абдулмуслим Абдулмуслимов от имени Главы РД Сергея Меликова и себя...
spot_imgspot_img

Проблемы вывоза ТКО в Махачкале

В последнее время в Махачкале, как и в других городах республики, остро стоит проблема своевременного вывоза твердых коммунальных отходов....

Вниманию водителей!

Частичное ограничение движения транспортных средств по ул. Пушкина, на участке дороги от ул. Леваневского до ул. Ярагского. В связи с...
spot_imgspot_img

Вам также может понравитьсяСВЯЗАННОЕ
Рекомендовано вам