Как осуществляются единодушие и согласие между супругами?
Одной из великих милостей после милости ислама и милости правильного разума и здоровья является милость брака – милость верности, чистосердечности, любви, сочувствия и корабль спасения в бурном море. Всевышний Аллах говорит (смысл): «Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину в этом знамения для людей размышляющих» (сура 30 «ар-Рум», аят 21).
Очевидным является то, что каждая из пар необходима для человеческой жизни и востребована в процессе размножения людей, поэтому Всевышний установил связь между ними, урегулировав эту связь и уподобил семейную жизнь кораблю, несущемуся по волнам, которому необходимо иметь мудрое командование, и выбрал для этой миссии мужчину, сделав его успех в управлении семьей признаком его успеха в общей жизни.
Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Лучший из вас тот, кто лучший для своей семьи, и я лучший из вас для моей семьи». В женщине, как и в любом живом существе, находятся различные качества, такие как добро и зло, сила и слабость, мягкость и грубость, и каждому из них свое место и соответственное обращение (обхождение). Она нуждается в мягкости и сострадании. Этого требует слабость ее тела, особенно в ее семейной жизни – новой для нее, после проживания с родителями в вольности и нежности, и в этой новой жизни она должна будет переносить беременность, роды, кормление и воспитание. Поэтому Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорит (смысл): «Обходитесь с женщинами хорошо».
Несомненно, факт, что мужчина более подходит для руководства семьей, об этом свидетельствует аят (смысл): «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими, и потому что они расходуют из своего имущества. А праведные женщины покорны» (сура 4 «ан-Нисаъ», аят 34).
А также аят (смысл): «Жены имеют такие же права, как и обязанности» (сура 2 «аль-Бакара», аят 228).
В этом руководстве почет и возложение, а также прибавление к сложностям и ответственности, по этому мужу не позволено оставлять его или проявить халатность в этом. Также и ей не дозволено спорить с ним и пытаться снять его с этой должности. Посланник Аллаха, (с.а.с.), говорит: «Пропадут (погибнут) мужчины, когда подчинятся женщинам».
Это не значит, что мужчина может распоряжаться в семье, следуя своим страстям и поступать с женой как угодно. Всевышний Законодатель разъяснил ему это и его обязанности, как: благородный нрав и перенесение ее боли (т.е. избавление ее от трудностей, причиняющих ей вред и боль). Всевышний говорит (смысл): «И живите с ними достойно» (сура 4 «ан-Нисаъ», аят 19).
И сказал Всевышний о величии их прав (смысл): «…Они взяли с вас суровый завет»
(сура 4 «ан-Нисаъ», аят 21).
Смысл аята: женщины заключили с вами договор при бракосочетании, обязывающий жить с ними в добре или отпустить их по-хорошему.
Последнее, что завещал Посланник Аллаха, (с.а.с.), – он говорил о женщинах: «Заклинаю вас Аллахом о женщинах! Поистине они пленницы в ваших руках. Вы взяли их у Аллаха честно (с верностью) и сделали их разрешенными для получения удовольствия словами Аллаха (т.е. слова соглашения на бракосочетание)». Благонравие не заключается только в перенесении и избавлении ее от невзгод, а еще в мягкости и благоразумии при проявлении безрассудства и гнева с ее стороны, следуя в этом Посланнику Аллаха, (с.а.с.) Но есть некоторые вещи, на которые нужно обратить внимание. Это то, что жена обязана подчинятся мужу и помочь ему осуществить вышеперечисленное: сохраняя свои границы, выражая благодарность и радушие в ответ на его благонравие, своим отношением к нему, соответствующим шариату и не переходящим его границы, не вызывать его гнев и не отставать от выполнения его велений.
Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал женщине, которая пожаловалась на мужа: «Посмотри, где ты по сравнению с ним? Он твой рай и ад (т.е. причина твоего вступления в рай или ад)».
Поэтому уважение к мужчине и подчинение ему является обязательным.
Женщина проживает супружескую жизнь таким образом, как она привыкла в первые дни замужества, и поэтому муж обязан кондиционировать для нее климат, к которому следует ей привыкать, и установить для нее основы распорядка, по которому обязана идти, и самое главное, сделать то, что повелевает Всевышний – жить с ней в добре или отпустить (развестись) по-хорошему.
Любовь и взаимопонимание играет большую роль в счастье семьи, а домашняя жизнь без этого подобна неплодородной земле или сухой пустыне. Это взаимоотношение между ними, о котором идет речь, а также хорошее обращение и выполнение правил этикета и обязанностей должно происходить, соблюдая права обеих сторон, которые им даны шариатом. Каждый из супругов обязан соблюдать права другого, а также знать, что ему полагается и что он должен делать в отношении другого.
Право – это возложенная обязанность над рабом от Всевышнего Аллаха и то, что обязала истина на его душу. Бракосочетание, как и другой договор, устанавливает обоюдные права и обязанности, действуя по закону равновесия и равноправия каждой из договаривающихся сторон, на чем основывается любой договор. Основой в распределении этих прав и обязанностей служат: общее признание, природа человека (врожденное свойство) и закон (шариат). Напротив каждого права стоит обязанность.
Наимудрейший исламский шариат определил по отношению к мужчине законы и постановления, которые гарантируют ему вечный успех в этом и ином мирах, и которые сохраняют женщине и защищают ее материальные, моральные, гражданские и человеческие права.
Пророк, (с.а.с.), сказал: «Поистине Аллах дал обладателю права свое право…»
Права супругов означают обязанности каждого из них по отношению к другому. Право одного – это обязанность другого по отношению к нему, то, что он обязан выполнить или обеспечить первому.
Права супругов подразделяются на три типа:
1 – права мужа над женой,
2 – права жены над мужем,
3 – общие права мужа и жены.
(об этих правах мы расскажем в следующих номерах)
Абдула АБДУЛДЖАЛИЛОВ, теолог ислама